"Каждый выбирает по себе" (по рассказу Людмилы Улицкой "Дезертир")

Разделы: Литература

Класс: 7

Ключевые слова: любовь к животным, любовь и милосердие, Л.Улицкая «Дезертир»


Предмет: литература, урок внеклассного чтения.

Продолжительность: 1 урок (45 минут).

Класс (группа): 6 класс.

Технологии: на уроке использованы компьютер, проектор, экран; применяются следующие технологии: установление смысловых связей между ключевыми словами текста, аналитическая беседа, работа с диаграммой Венна (выявление пересечений между смысловыми понятиями рассказа), работа над созданием собственного текста (письменное осмысление проблематики рассказа).

Аннотация

Данный урок внеклассного чтения по литературе «Каждый выбирает по себе…» имеет следующие цели:

  1. раскрыть новые подходы к военной тематике;
  2. развивать навык аналитической беседы;
  3. учиться устанавливать смысловые связи между ключевыми словами;
  4. познакомиться с понятием «Диаграмма Венна», учиться работать с ней;
  5. создание речевого высказывания (устного и письменного) на основе прочитанного и понятого.

Урок разделен на 4 части. В первой части, прочитав начальный отрывок, учащиеся в группах (парах) устанавливают смысловые связи между ключевыми словами всего рассказа, т.е. предполагают развитие сюжета. Затем читается рассказ, и ребята убеждаются в правильности своих предположений.

Далее идет аналитическая беседа, направленная на осмысление текста. Предложенные вопросы помогают учащимся понять, почему главная героиня не отправляет свою маленькую собаку на войну и рвет полученные на нее повестки из призывного пункта. Правильно или нет поступила героиня? Здесь мнения ребят могут разделиться, и вопрос останется открытым.

Следующая часть урока призвана подтолкнуть детей к мысли, что героиня поступает по велению сердца, что ее выбор - это проявление доброты и милосердия. Учитель знакомит ребят с работой по диаграмме Венна и предлагает выявить пересечения смысловых полей таких понятий, как «война», «овчарка», «пудель». Ученики работают в парах. Выясняется, что нет ни одного пересечения понятий «война» и «пудель». Пребывание маленькой собачки, как маленького ребенка, на войне немыслимо и противоестественно. Большие, сильные собаки, например, овчарки, действительно служат на войне. Они могут остаться в живых, как и люди-солдаты. А маленькие собаки обязательно должны были погибнуть. Героиня хотела, чтобы ее собака помогала людям, но не смогла отдать ее на верную смерть.

Завершает урок работа над созданием письменного высказывания по одной из проблем рассказа.

На этапе рефлексии учащиеся выбирают из предложенного списка три слова, которые передают их состояние и настроение на уроке.

Ход урока

Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами. Всегда интересно открывать для себя новые лица, новых учеников. И я надеюсь на взаимопонимание, на открытый диалог, на плодотворную работу.

Давайте поразмышляем над фразой: «Каждый выбирает по себе…» Как вы понимаете эти слова? (Человек на протяжении всей жизни постоянно должен делать какой-то выбор. Важно, чтобы этот выбор позволил сохранить в себе лучшие человеческие качества: любовь, доброту, милосердие; уметь улыбаться, несмотря на жизненные беды и неудачи; дарить окружающим теплоту своего сердца)

- Скажите, пожалуйста, а что вы ждете от сегодняшнего урока, какие цели вы поставите перед собой? (Узнать информацию о писательнице, проанализировать рассказ, понять, что значит «сделать выбор» и т.д.)

- Я хочу рассказать вам один случай из жизни, о котором узнала из статьи известного журналиста Василия Михайловича Пескова.

В сорок втором, когда полыхал Воронеж, когда немцы рванулись к Волге, с холщовыми сумками за плечами из небольшой деревеньки шла группа ребят.

Парни спешили к месту, где люди получали винтовки, потом садились в теплушки и отправлялись к Волге. Каждый понимал, что ждёт его, но от страха руки только крепче сжимали винтовку.

А он испугался и бросил друзей, глухими дорогами пошёл назад, к дому.

В подсолнухах дождался полуночи и, озираясь, постучал в хату.

- Мама, открой...

Мать сжала его в объятиях.

- Сынок... Живой. Никому не отдам... Один раз живём...

Так начались страшные двадцать лет жизни на чердаке возле печной трубы.

Семь тысяч дней, похожих как близнецы.

Часто думал: спущусь к людям, расскажу всё. Боялся. Уже не кары за трусость боялся - боялся жизни. Завидовал тем ребятам, которые не вернулись. Думал: им хорошо, лежат спокойно, им носят цветы, их помнят. А я... Зачем?.. Много раз трогал руками верёвку. Минута, и всё. Кому я нужен? Но жутко - живём один раз...

Так через двадцать лет огородами к сельсовету прошёл никому не знакомый человек, назвал себя… Вот и вся трагическая и жалкая его судьба. Он живёт теперь среди нас, сам зарабатывает свой хлеб, устаёт на работе, избегает людей. Спит он по-прежнему на чердаке.

Трусость в тяжкий для Родины час требует наказания. Но у кого поднялась бы сейчас рука на этого жалкого, ссохшегося, с потухшими от страдания глазами человека, пережившего семь тысяч дней страха, наказавшего себя сверх всякой меры! Двадцать золотых лет зачёркнуто в жизни. Да и теперь что за жизнь? Не всякий подаёт руку. А когда идёт по селу, острый слух ловит шёпот:

- Дезертир...

Презрение людей - самое тяжкое наказание для человека. А живём один раз...

Василий Михайлович Песков, журналист

- Какое слово является ключевым для этого рассказа? (Дезертир)

- А кто такой дезертир? (Человек, который отказался служить, в данном случае защищать родину)

- Как вы относитесь к этому дезертиру? (Отрицательно, негативно, люди осуждают такой поступок)

- Сегодня я предлагаю вам познакомиться с одноименным рассказом известной современной писательницы Людмилы Улицкой. И быть может, мы с вами уже не будем так однозначно отвечать на вопрос об отношении к дезертирству…

1. Работа по установлению смысловых связей между ключевыми словами

- Итак, Людмила Улицкая «Дезертир». Давайте прочитаем начало рассказа:

«В конце сентября 1941 года на Тильду пришла повестка о мобилизации. Отец Ирины уже работал в «Красной звезде», разъезжал по фронтам и писал знаменитые на всю страну очерки. Муж Валентин воевал, и писем от него не было. Расставаться с Тильдой было почему-то трудней, чем с Валентином. Ирина сама отвела Тильду на призывной пункт. Кроме Тильды, там было в коридоре еще восемь собак, но они, поглощенные непонятностью события, почти не обращали друг на друга внимания, жались к ногам хозяев.»

- А сейчас, не зная еще всего текста, попробуйте установить смысловые связи между ключевыми словами рассказа, соедините их стрелками. Т.е мы сейчас предположим, как будут развиваться события. Листы с напечатанными ключевыми словами у вас на столе.

Связи могут быть различными:

Ирина - Тильда;

Ирина - муж Валентин - отец;

Муж Валентин - отец - хозяин;

Муж Валентин - пропал без вести;

Тильда - мобилизация - призывной пункт;

Тильда - пудель (что может сделать пудель на войне?) - противотанковый - смерть под танком; (предположите, в чем преступление и кто его совершает?)

Ирина - преступление - умереть своей смертью.

- Т.е. мы сейчас с вами предположили развитие сюжета. Давайте убедимся, правы ли мы. Прочитаем рассказ. (Чтение рассказа)

2. Аналитическая беседа

- Видите, ребята, мы с вами правильно подумали, что речь пойдет о том, как хозяйка не сможет бросить свою собаку под танк.

Подумайте, а почему Ирина так поступила? Ведь она сама привела Тильду на призывной пункт, значит, готова была расстаться с ней. («Дура, дура, как сама не догадалась… кинуться под немецкий танк и взорваться с ним вместе» Ей казалось бесчеловечным бросить живое, беззащитное существо под танк, бросить на верную гибель)

- Наверное, это естественное желание человека - защитить преданное тебе, беззащитное существо. Скажите, а все ли думают так в рассказе? Вот, например, «понурый хозяин с немецкой овчаркой с низкой посадкой»? (Там нет любви, как у Ирины и Тильды, собака принадлежит и подчиняется своему хозяину. Этот человек расстроен тем, что его собаку забраковали и не взяли на войну. «Понурый», «с низкой посадкой», «дернул за поводок», «покорно пошла»)

- Как вы думаете, как автор Л.Улицкая относится к поступку своей героини? Осуждает или оправдывает? (Оправдывает, нельзя, противоестественно посылать друга на верную гибель)

- Как она говорит о «преступлении», которое решилась совершить Ирина? («Она решилась совершить преступление и совершать его надо было как можно незаметнее». Ирония слышится в этих словах.)

- Почему в одном предложении автор использует глаголы разных видов: «совершить» и «совершать»? («Совершить» - твердое решение, которое не поддается никакому сомнению. А «совершать», может быть, говорит о том, что не одна Ирина так поступала)

- А как вы относитесь к такому поступку героини?

Но ведь собаки реально помогали человеку на войне: искали и выносили раненых, приносили боеприпасы, да много еще чего. Если бы все поступили так, как Ирина?

3. Работа с диаграммой Венна

- Ребята, в 19 веке жил в Англии ученый и философ Джон Венн, автор символической логики. Он разработал прием, диаграмму Венна, который наглядно показывает соотношения между понятиями. Давайте мы попробуем определить отношения между такими понятиями, как «война», «овчарка» и «пудель». Найдите и запишите как можно больше слов, принадлежащих к смысловым полям этих понятий. Посмотрим, найдутся ли пересечения смысловых полей.

Например, «война» - армия, защита, бой и т.д.

«Война» - разрушение, зло, смерть, бой, сила, служба, боль, горе, защищать

«Овчарка» - собака, большая, сильная, служебная, злая, умная, друг, защитник

«Пудель» - собачка, маленькая, умная, друг, декоративная, комнатная, домашняя, ласковая, игривая

- Мы видим, что нет ни одного пересечения смысловых полей слов «война» и «пудель». Какой вывод в связи с этим можно сделать? (Пребывание маленькой собачки, как маленького ребенка, на войне противоестественно. Большие, сильные собаки действительно служат на войне. Они могут остаться в живых, как и люди-солдаты. А маленькие собаки обязательно должны были погибнуть. Героиня хотела, чтобы ее собака помогала людям, но не смогла отдать ее на верную смерть.)

- Мы видим, что война «выворачивает наизнанку» человеческий разум, разрушает все нравственные и моральные ценности: дезертиром, преступником, вынужденным скрываться, становится тот, кто способен любить…

Война ужасна, она вынуждает человека быть жестоким, идти на предательство по отношению к друзьям. Человек, в отличие от собаки, способен сделать выбор, Валентин погиб, пропал без вести; собака спасена, потому что Ирина тоже делает свой выбор человечности.

Давайте вернемся к началу урока. Ведь мы осудили поступок дезертира. Как же вы отнесетесь к «дезертирству» Ирины? (Это не дезертирство, а проявление милосердия и любви. Ирина поступила правильно и благородно, что спасла свою собаку)

4. Письменная работа

- Перед вами три вопроса. Они достаточно сложные. Попробуйте письменно изложить свои мысли по одной из проблем.

  1. Как бы я поступил на месте главной героини?
  2. Оправдываю я или осуждаю поступок главной героини?
  3. О чем рассказ Л.Улицкой «Дезертир»? (О том, что война может совершенно изменить и вывернуть наизнанку любые моральные ценности, что жизнь на войне не имеет никакой ценности, о силе любви, о том, что такое дезертирство и было ли оно на самом деле)

Несколько учащихся зачитывают ответы.

5. Рефлексия

- А теперь, ребята, вспомните еще раз наш урок. Посмотрите на экран. Мне важно знать, какие чувства вы испытывали на уроке и с каким настроением мы с вами расстаемся. (Ученикам надо выбрать 3 слова из 12, которые передают их состояние и настроение.)

6. Заключительное слово

- Людмила Улицкая - уникальный писатель. Она говорит: «Моя задача - вопросы ставить, а не решать». И может быть, сейчас, а может, когда-нибудь вы придете к этому автору, откроете для себя ее книги и попытаетесь ответить на те вопросы, которые остаются открытыми в ее произведениях.

Спасибо всем за урок!

Приложение 1. Раздаточный материал.

Приложение 2. Раздаточный материал.