При изучении литературы у преподавателя закономерно возникает вопрос - нужно ли уделять время на ознакомление с биографией, творческой эволюцией писателя? Ведь у каждого из нас (и у студентов) есть доступ к демократичному источнику - интернету, который всегда предоставит пользователю динамичную, отфильтрованную профессионалами информацию?
Исследователь многих биографий Андре Моруа считает, что после писателя «остается легенда и действительное мифическое существо, которое я называю «персонажем». Персонаж, такой, каким он видится людям сегодня или в прошлом. Он многолик». Желание разобраться вместе со студентами в многоликости писателя, определить его место в истории культуры, показать нравственное и художественное движение поэта, писателя в органическом единстве - вот задача, стоящая перед преподавателем при изучении биографии. Один из родоначальников жанра биографии Плутарх так определил цель изучения биографии: «…глядя в историю, словно в зеркало, я стараюсь изменить к лучшему собственную жизнь и устроить ее по примеру тех, о чьих доблестях рассказываю… Всего более это напоминает постоянное и близкое общение: благодаря истории мы точно принимаем каждого из великих людей в своем доме, как дорогого гостя, узнаем «кто он и что» и выбираем из его подвигов самые значительные и прекрасные».
Вот и ответ на вопрос - нужно ли уделять время на лекции (которого, к сожалению, катастрофически не хватает) на изучение биографии!
Нужно! Чтобы (конечно, не все) они, эти писатели и поэты, стали дорогими гостями в нашей жизни и в наших домах. А может быть, и друзьями…
Перед преподавателем стоит нелегкая задача: как сохранить индивидуальность писателя, как не опуститься до бытового уровня и, по выражению петербургского методиста С.В.Федорова, «не войти в литературу с черного входа». От нас зависит, какой образ писателя, поэта будет создан в воображении слушателя. Профессионализм преподавателя не подвергается сомнению, но следует всегда помнить, что лекция - пассивная форма получения знаний. Заставить студента добровольно выдернуть наушники, отложить ай-фон и включиться в работу - вот мечта каждого лектора. Самостоятельная работа, предполагающая решение поисковой задачи, отбор материала, его осмысление, обдумывание формы подачи этого материала - вот итог работы на лекции и, как ее продолжение, - домашней работы (чтение, работа с текстом, анализ эпизода и т. д.)
Выбор методического приема определяется уровнем подготовленности студентов, который, к сожалению весьма неоднозначен (от домашнего обучения до гимназии с углубленным изучением гуманитарных наук). Поэтому в качестве первого домашнего задания предлагаю ребятам проработать по учебнику биографию драматурга XVIII века А.Д.Кантемира в виде хронографа (указываю альтернативные источники - серия ЖЗЛ, Интернет, список дополнительной литературы, музей и т.д.). Эта несложная работа - создание хронографа - доступна всем. Необходимо сделать таблицу, содержащую даты и отражающую события (личные и творческие) в жизни поэта. Например.
Методические рекомендации к составлению хронографа:
- Пользуясь учебной или монографической литературой, серией ЖЗЛ познакомьтесь с биографией поэта;
- Отметьте наиболее важные события в жизни и творчестве поэта;
- Разделите лист тетради на две неравные части;
- В первую (узкую) часть выпишите даты;
- Во вторую (широкую) события, произведения, созданные поэтом.
Задание предусматривает работу с учебником, справочными изданиями, примечаниями, энциклопедиями, мемуарной литературой
Антиох Дмитриевич Кантемир (пример)
Хронограф
1708 - родился в Константинополе, в семье правителя Молдавии
1725 - переезд в Петербург, посещение лекций по физике, математике, истории, нравственной философии в Академии наук
1725 - начало военной службы, произведен в чин поручика (1728), «Ученой дружины»
1727 - «Симфония на Псалтырь» (алфавитный указатель к псалмам)
1731 - 1738 - резидент (дипломат) в Англии
1738 - 1744 резидент в Париже, дружба с Монтескье, перевод его «Персидских писем»
1729 - 1739 написаны 9 сатир («На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных», «К сочинителю сатир», «К музе своей» (об опасности сатирических сочинений), »На человека» (на человеческие злонравия вообще), «О истинном блаженстве», «К князю Никите Сергеевичу Трубецкому» (о воспитании) «На бесстыдную нахальчивость», «К солнцу» (на состояние света сего)
1744 - умер в Париже, завещав похоронить себя в Греческом монастыре в Москве.
Как правило, с хронографом справляются все. Этот довольно простой способ изучения (репродуктивный) помогает не только познакомиться с биографией, но и перенестись в иную историческую эпоху, «оживить ее». Немаловажно для будущих библиотекарей: погружаясь в литературный материал, они учатся систематизировать его, выбирать значимое. Разговор о драматурге выстраиваю как лекцию-беседу, дополняя ответы студентов.
- Знакомо ли вам было это имя?
- Что удивило в биографии?
- Какой жанр литературы был основным для Кантемира?
- Перечитайте названия сатир. Попробуйте сформулировать основные темы творчества драматурга.
В завершении беседы предлагаю студентам письменную работу - порекомендовать произведения Кантемира своим знакомым, друзьям. Используя активные методы обучения, ставлю студентов в ситуацию выбора: совет-рекомендация должен состоять из:
а) одного предложения;
б) из трех предложений;
в) из семи предложений.
Работа над хронографом эффективна на первых этапах изучения литературы. Преимущества: во время проверки требует небольшое количество времени, активизирует незнакомую аудиторию, выделяет лидеров. А лидерами становятся (!) не пользователи интернета, а те студенты, которые при подготовке пользовались биографической, мемуарной литературой или смогли выбраться в музей, предоставив уникальный материал. А это для меня очень важно! Так начинаю формировать своих «сподвижников», как говаривал Петр I! В процессе сотворчества этот прием отходит на второй план, тем не менее, есть немногочисленная группа ребят, которая с удивительной настойчивостью предпочитает эту форму прорабатывания биографического материала в течение всего учебного года.
Следующим методическим приемом изучения биографии является работа с модулем. Модуль - мобильная форма работы при обзорных темах. Идею, подсказанную методистом Беловой М.Г, я практикую уже не первый год. Каждый студент получает набор страниц с дополнительным литературным материалом (хронограф, стихотворение, цитата, иллюстрации картин и т.д.) Модуль предполагает использование различных форм обучения: самостоятельную работу, работу в паре, в группе, устную и письменную формы. Прослушав третью часть лекции «Творчество Г.Р.Державина как новый этап в развитии русского классицизма. Значение русского классицизма для формирования, развития русской классической литературы», предлагаю выполнение очередной части модуля.
Часть III (к третьему периоду русской литературы 18 века)
1.Рассмотрите портрет Г.Р.Державина работы А.А.Василевского. 1815.
Подумайте и выскажите свое мнение: к какому художественному направлению вы бы отнесли эту картину (к классицизму, романтизму, реализму)?
_____________________________________
_____________________________________
2.Познакомьтесь с хронографом жизни и творчества Г.Р.Державина. Назовите три главных события (с вашей точки зрения) в его жизни.
_____________________________________
_____________________________________
3.Вспомните основные признаки классицизма, романтизма, сентиментализма, реализма (Работа в группах. Каждая группа работает с одним из литературных направлений). Это было вашим домашним заданием. Допишите признаки, которые там отсутствуют.
______________________________________
______________________________________
4.Писатель А.Радищев так определил значение восемнадцатого века в стихотворении «Осьмнадцатое столетие»:
- Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро…(текст стихотворения - на парте).
Обсудите в группе и сформулируйте, в чем значение литературы 18 века в истории развития словесности (воспользуйтесь своими лекционными записями). Подготовьте выступающего.
______________________________________
______________________________________
Домашнее задание: напишите эссе «Наш 18 век» или возьмите интервью у одного из представителей данного периода. ______________________________________
______________________________________
Особенностью данного модуля является использование портрета как дополнительного материала. Обращаю внимание, что все портреты Г.Р.Державина выполнены с натуры, то есть они прижизненные. Очень важно, чтобы студенты, рассматривая живописное изображение, сумели «прочитать» замысел художника. В данном случае использован визуальный способ восприятия.
Продолжая разговор о визуальном восприятии, можно воспользоваться и изображениями памятника ,и даже могильным надгробием, их историей Например, история надгробия М.А.Булгакова на Новодевичьем кладбище» в Москве, прозванного «голгофой».
При изучении, вернее, перед началом беседы о судьбе О.Э.Мандельштама, показываю изображение памятника, возникшего сравнительно недавно во дворе Фонтанного дома в Петербурге. 30 июня 2007 года на наб. реки Фонтанка, 34, был открыт очень необычный памятник - это памятник тени Осипа Мандельштама, стелющейся по изгибам гранитного камня и приготовившейся юркнуть в ахматовский подъезд (скульптор Вячеслав Бухаев).
А в комнате опального поэта
Дежурят страхи,
Муза в свой черед.
И ночь идет.
Которая не ведает рассвета…
Анна Ахматова
Удивляет все - и название памятника, и его скромное скульптурное воплощение, и место памятника - напротив парадной, на земле. Это тот эмоциональный заряд, необходимый для сотворчества, для открытия, для подготовки постижения лирики большого русского поэта с совсем не героической внешностью… Поэта, ставшего символом противостояния страшной системе. Совершенно не обязательно любить стихи Мандельштама, но знать основные эпизоды его биографии, понимать его вклад в историю отечественной литературы, понять, почему, Анна Андреевна, вопреки просьбам мужа Н.Н.Пунина, все-таки поехала в Москву к опальному поэту и стала невольным свидетелем ночного обыска и ареста Осипа Эмильевича - это знать надо. Чтобы воспитать в себе человека.
На протяжении всех этапов развития русской литературы одним из главных вопросов был вопрос о положительном герое. Биография В.А.Жуковского и есть ответ на этот вопрос. Но как выстроить биографический материал, чтобы, погрузившись в факты, события, переписку, студенты открыли для себя не просто основателя русского романтизма, учителя Пушкина, а поэта, создавшего не оригинальную, а блестящую переводную литературу (в чем, кстати, его и упрекали недруги).
Для этой цели предлагаю работу в парах. Каждая пара получает текст, содержащий описание одного события из жизни В.А.Жуковского. Познакомившись с текстом, следует ответить на вопросы, каждый из которых предполагает не только краткий пересказ, а творческий ответ (после обсуждения в паре).
Василий Андреевич Жуковский
Группа 1
Афанасий Иванович Бунин, русский помещик, участник русско-турецкой войны, вернувшийся после военной кампании, привез в виде трофея девушку - турчанку Сальху. Ее выучили грамоте, крестили и стала она Елизаветой Дементьевной. Через три года родился незаконнорожденный сын Василий. Афанасий Иванович попросил своего приятеля, обедневшего помещика Жуковского, крестить и усыновить ребенка. Мальчик получил отчество Андреевич, фамилию Жуковский и дворянское звание.
Вопрос: Какой необычный факт из биографии поэта содержит эта информация?
Сформулируйте ваше отношение к решению отца.
Группа 2
Письмо из крепости Корела, где Жуковский начинал служить в армии: «Милостивая государыня матушка Елизавета Дементьевна!
Имею честь поздравить вас с праздником Рождества… О себе имею честь донести, что я, слава Богу, здоров. Недавно у нас был граф Суворов, которого встречали пушечною пальбою со всех бастионов крепости. Я перевожу с немецкого и учусь ружьем».
Задание: Прокомментируйте письмо матушке.
Группа 3. Из дневника, 1805 год
« Одиночество - вот, что меня мучит… Я не был счастлив в моей жизни…
Не имея своего семейства, я видел перед собой людей, с которыми был коротко знаком. Я не был оставлен, брошен, имел угол, но не был любим никем… Я не привык к тому, что меня любили»
Вопрос: подсчитайте, сколько лет автору письма. Какие слова свидетельствуют о душевной ране. Можете вы ответить, что, с вашей точки зрения, является причиной трагедии. (посмотрите хронограф)
Группа 4. Из письма Вяземскому (19 сентября1815 года)
«Я сделал приятное знакомство! С нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Я был у него на минуту в Сарском Селе. Милое, живое творение! Он мне обрадовался и крепко прижал руку мою к сердцу.
Это надежда нашей словесности. Боюсь, чтобы он, вообразив себя зрелым, не мешал себе созреть! Нам всем надобно объединиться, чтобы помочь вырасти таланту, который всех нас перерастет.
Ему надобно непременно учиться… Я бы желал переселить его в Геттинген или какой-нибудь другой немецкий университет. Его душе нужна пища»!
Вопрос: подсчитайте, сколько лет было Жуковскому и Пушкину к моменту их знакомства?
От чего пытается уберечь Пушкина В.А.Жуковский?
Какая фраза в письме вам кажется главной?
Группа 5
Маша Протасова, воспитанница Жуковского, которой мать так и не разрешила выйти замуж за учителя Жуковского, пишет ему накануне свадьбы с Мойером: «Мой милый, бесценный друг! Я решаюсь писать к тебе, просить у тебя совета, как у самого лучшего друга после маменьки… Я хочу выйти замуж за Мойера. Я имела случай видеть его благородство и возвышенность его чувств и надеюсь, что найду с ним совершенное успокоение»
Маше Протасовой посвящено лучшее произведение Жуковского - баллада «Светлана». Жуковский был на свадьбе. «Утихшая душа жестоко страдала», - скажет он об этом дне.
Прокомментируйте этот факт из жизни Жуковского. Какая фраза свидетельствует о непотухшей любви? В чем благородство Василия Андреевича?
Группа 6. Из письма Александру Тургеневу, другу:
«Для принцессы Шарлотты (невесты Николая Павловича)
нужен будет учитель русского языка. 3000 жалованья от государя, с квартирой во дворце великого князя… Занятие - 1 час каждый день.
Обязанность моя соединена будет с совершенною независимостью.
Это главное! Это не работа наемника, а занятие благородное…»
Вопрос: Наша жизнь очень зависит от случайностей. Можно ли данное предложение государя (быть учителем русского языка) назвать счастливой случайностью в жизни поэта?
Что он в этом предложении выделяет? Прокомментируйте.
Группа 7
В квартире Жуковского в Аничковом дворце Пушкин прочитал поэму «Руслан и Людмила». Жуковский похвалил поэта, подарил свой портрет (литография Эстеррейха). «От меня все ждали - ждали поэмы о Владимире и богатырях, так и не дождались. Сдаюсь. Сдаюсь на милость победителя». И сделал на портрете надпись: «Победителю - ученику от побежденного учителя!»
1820, март 26, великая пятница.
Вопрос: Знаменитый портрет и знаменитая подпись под ним. Как она характеризует учителя и ученика, который поместил портрет в своем кабинете?
Группа 8
«В жизни есть много прекрасного без счастья , и это тоже немалое счастье к тому же». Жуковский
Предсмертное письмо Маши, умирающей от чахотки:
«Друг мой! Это письмо ты получишь, когда меня подле вас не будет. Тебе обязана я самым живейшим счастьем, которое только ощущала! Жизнь моя была наисчастливейшая… И все, что ни было хорошего - все твоя работа… Знай, я все чувствовала и все ценила. Теперь - прощай!»
Вопрос: Что общего между последним письмом от любимой женщины и тем выводом, который для себя сделал Жуковский после ее смерти?
Группа 9 «План учения царю» (будущему императору Александру II)
«Уважай закон и научи уважать его своим примером: закон, пренебрегаемый царем, не будет храним и народом. Люби и распространяй просвещение, без просвещения есть народ без достоинства… Владычествуй не силой, а порядком.: истинное могущество государя в благоденствии его народа. Будь верен слову - без доверенности нет уважения. Уважай народ, тогда и он сделается достойным уважения»
Вопросы: Можно ли советы, данные цесаревичу - воспитаннику считать современными?
Какой из этих советов вы бы сегодня назвали самым злободневным и послали бы на сайт руководителю государства?
Группа 10 29 января. День рождения Жуковского и смерти Пушкина. Трагическое совпадение…Поле гибели Пушкина Жуковский перестал отмечать свой день рождения.
Жуковский, врач Арендт, Александр Тургенев и Владимир Даль не отходили от умирающего Пушкина. «Я подошел, взял его похолодевшую, протянутую ко мне руку, поцеловал ее; сказать ему я ничего не мог, он махнул рукою, я отошел». Жуковский взял на себя все заботы о похоронах, позднее государь доверил ему разобрать архив Пушкина. Благодаря Жуковскому были напечатаны недозволенные государем при жизни Пушкина произведения: поэма »Медный всадник» и трагедия «Борис Годунов».
Вопрос: Почему ничего не хочется спрашивать?
Продолжите фразу (задание для всех):
- Жуковский был для Пушкина - . . .
- Пушкин был для Жуковского - . . .
Группа 11
После смерти Пушкина Жуковский стал и грустнее и старее. На портрете, написанном Карлом Брюлловым в 1837 году, он именно такой: переживший тех, кто был бесконечно дорог - Машу Протасову и Пушкина. В мастерской Брюллова Жуковский узнал о судьбе украинского художника и поэта - крепостного Тараса Шевченко. Начинаются долгие хлопоты о вызволении Шевченко из крепостной зависимости. Большую часть денег внесли Брюллов и Жуковский.
Задание: Рассмотрите портреты Жуковского. Подберите эпитеты к каждому из них.
Почему позирование великому Брюллову обернулось хлопотами о талантливом крепостном Энгельгардта - Тарасе Шевченко?
Этот вариант изучения биографии требует большой подготовительный период от преподавателя. Но все компенсируется во время занятия: задействованы все студенты, они не только самостоятельно прорабатывают учебный материал, но обсуждают его, используя устную и письменную формы. Самое бесценное в изучении биографии - перед нами не плод художественного вымысла писателя, а реально существовавший человек, преодолевший многие жизненные испытания и ставший примером для современников и потомков. К тому же такая форма изучения биографии позволяет использовать небольшое количество учебного времени (до 20 минут, учитывая, что лекционное время - полтора академических часа).
В работе (так и хочется написать - в творчестве) у меня есть верные друзья - библиотекари. Как-то готовя книжную выставку, посвященную юбилею А.П.Чехова, они предложили мне отказаться от привычного заголовка с указанием дат, заменив его на цитату С.Д.Довлатова: «Можно благоговеть перед умом Толстого. Восхищаться изяществом Пушкина. Ценить нравственные поиски Достоевского. Юмор Гоголя. И так далее. Однако похожим быть хочется на Чехова».
Начиная разговор о А.П.Чехове, повторяю слова Сергея Донатовича , но ответа от студентов, почему хочется быть похожим на Чехова, жду только на заключительном уроке, когда они проработали биографию, прочитали рассказы. Так цитата может выполнить роль эмоционального заряда, импульса не только к изучению общедоступных фактов, но и к чтению мемуарной литературы, писем, составлению списка новых библиографических исследований.
Приступая к изучению творчества А.А.Блока, предлагаю самостоятельную работу - сравнительный анализ двух текстов разных жанров. Мемуары К.И.Чуковского из сборника «Современники» - отрывки из очерка «Александр Блок» и отрывки из романа «Ольги Форш «Сумасшедший корабль». Волна шестая». Ребята должны определить авторство каждого отрывка, предварительно обсудив в группе и выстроив систему доказательств.
1. Он казался несокрушимо здоровым - рослый, красногубый, спокойный; и даже меланхоличность его неторопливой походки, даже тяжелая грусть его зеленоватых, неподвижных, задумчивых глаз не разрушали впечатления юношеской победительной силы, которое в те далекие годы он всякий раз производил на меня. Буйное цветение молодости чувствовалось и в его великолепных кудрях, которые каштановыми короткими прядями окружали его лоб.
2. У каждого десятилетия есть своя равнодействующая и есть артист, исполняющий арию большинства. Гаэтан был величайший и точный выразитель сердцебиения своей декады. Гаэтан еще был красив и кудряв, волоса золотели рыжинкой. Волоса были совершенно живые.
3. Я помню ту ночь, перед зарей, когда он впервые прочитал «Незнакомку»… на крыше знаменитой башни Вячеслава Иванова, у которого каждую среду собирался для всенощного бдения весь артистический Петербург. Из башни был выход на пологую крышу, и в белую петербургскую ночь мы вышли под белесое небо. И Блок, медлительный, внешне спокойный, молодой, загорелый (он всегда загорал уже ранней весной), взобрался на железную раму и по нашей неотступной мольбе уже в третий, в четвертый раз прочитал эту бессмертную балладу своим сдержанным, глухим, монотонным, безвольным голосом. И мы, впитывая в себя ее гениальную звукопись, уже заранее страдали, что сейчас ее очарование кончится, а нам хотелось, чтобы оно длилось часами.
4. Он взошел на эстраду с разбегу с разбегу, издалека и, не отстоявшись, внезапно и трудно сказал:
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух…
С третьей строчки звук стал собранный. Жесток, объективен, с упором на гласные. Звук гравировал в сердцах публики все, что поэту привиделось на здешнем и дальнем берегу. Слушатель млел от лирных волнений, бросаемых ему золотым богом как дар. Гаэтану был зрительный зал чудесно резонирующим инструментом в ответ на абсолютно взятые ноты. А зал был приведен в восхищение, как себе удивившийся рояль, вдруг вообразивший, что на нем не играют, а он звучит сам.
5. И вдруг нечаянно подняв газа: передо мною сидел не Блок, а какой-то другой человек, совсем другой, даже отдаленно не похожий на Блока. Жесткий, нелюдимый, с пустыми глазами, как будто паутиной прикрытый. Даже волосы, даже уши стали другие. И главное: он был явно отрезан от всех, слеп и глух ко всему человеческому… я и теперь, как ни напрягаюсь. Не могу представить себе, что это был тот самый человек, которого я знал двенадцать лет. Это было мое последнее свидание с ним.
6. Гаэтан вышел не так, как тогда в Киеве, не с разбега вбежал он на кафедру. Его, упирающегося, вытащили из-за кулис театра, и говорить ему так не хотелось. Он необычно долго для выступающего молчал, поглядывая вбок. Казалось, он соображает, возможно ли ему, даже не начиная, уйти. Сразу заметил Сохатый, что волосы у него почему-то не живые. И лицо Гаэтана, еще не старое, сморщилось, как у немецкого перестарка из аптеки. Он поднял голову, стал читать не то, что просили, не то, что выбрал сам, а из самого первого тома, как пела девушка в церковном хоре, как корабли ушли в море, как никто не вернулся назад. Голос был тверд и беззвучен. Таким говорят очередную речь над не слишком дорогим покойником… Так сейчас, будто бывший поэт, он отбывал перед людьми стихотворную повинность.
7. Летом я был вынужден уехать в деревню и там получил письмо, причинившее мне тоскливую боль. Писала одна знакомая Блока, близкий его семье человек: «Побежала на Офицерскую… В первую минуту и не узнала его. Волосы черные, короткие, седые виски; усы, маленькая бородка, нос орлиный. Александра Андреевна сидела у постели и гладила его руки.
8. День похорон выдался синий. И солнце, осеннее, яркое, без жары. Несли открытый гроб. Окаменевший профиль поэта был как бы высечен в горном хребте на синеве неба. Мертвый, он уже не был похож на себя.
Принесли…
Наше солнце, в муках угасшее, -
Александра, лебедя чистого.
В техникуме количество студентов в группе, как правило, не превышает 20 человек. Поэтому разбиваемся на подгруппы (по 4-5 человек)
Задания (тексты пронумерованы, это облегчит вашу работу):
- Прочитайте внимательно текст. Это воспоминания двух авторов, имена их пока не называю. О ком эти воспоминания?
- Характеристика жанров (работа с литературоведческим словарем). Перед вами отрывки из очерка и романа. Уточните, к какому жанру относится каждый отрывок.
- По каким признакам можно скомпоновать данные отрывки. Ответы обсудите в группе и подготовьте выступающего.
- Прочитайте литературную справку. Возникли у вас вопросы, недоумение?
(Почему Чуковский - Сохатый?
Блок - Гаэтан. Уточните авторство отрывков. - 5.Подберите фотографии А.А.Блока, соответствующие тексту.
- Сколько встреч описано в текстах? Как бы вы их обозначили?
- 7.Сформулируйте отношение авторов к Блоку. В чем проявляется индивидуальность восприятия?
- 9. Назовите тему сегодняшнего разговора. Запишите ее. Обсудите в группе. Выберите то название, которое вы считаете более точным. Подчеркните главное слово.
Слово преподавателя:
Современники Блока - К.И.Чуковский в мемуарах «А.Блок» и О.Форш в «Сумасшедшем корабле» отразили не только трагедию поэта, но смогли раздвинуть временные рамки, показывая трагедию поколения. Трагедию страны. Эта методика работы над биографическим материалом помогла подготовить аудиторию к восприятию лирики А.Блока и, в частности, стихотворения - завещания «Пушкинскому Дому», почувствовать незыблемость традиций литературы, осознание ошибки целого поколения и уверенность поэта, что все преодолимо, если в центре Петрограда есть Пушкинский Дом - памятник русской литературе, и «мимо него по Неве идут корабли».
Преимущества этого метода - работа в группе способствует вовлечению в процесс творчества каждого студента (что позволит выставить оценки в конце занятия), однако, нужно помнить - проведение такой методики требует и активной позиции учителя, и умение владеть аудиторией, не бояться экспериментировать.
Таким образом, удалось выработать несколько вариантов работы над творчеством и биографией писателей, поэтов. Главная цель достигнута: приблизить современного читателя к миру автора, заинтересовать, увлечь, возродить желание познакомиться с творчеством, прочитать его книги. А может быть (хочется помечтать) и помочь студенту найти Своего автора, поэта. Умение работать с биографическим материалом - это и есть погружение в литературу. От этого зависит - станут наши студенты читающей аудиторией или нет.