Анализ лирического произведения М.Цветаевой

Разделы: Литература


Цель:

  1. Совершенствование навыков интерпретации поэтического текста.
  2. Усвоение поэтической концепции М. Цветаевой.
  3. Усвоение понятий «пиррихий», «перифраз».

1 урок.

Ход урока

I. Стадия обнаружения.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение (текст распечатан для каждого ученика, все наблюдения фиксируются на этом листе).

Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота – ненужная в семье.
А на венцы и на апофеозы –
Один ответ: – Откуда мне сие?

Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты,
Небесный гость в четыре лепестка.
О мир, пойми! Певцом – во сне - открыты
Закон звезды и формулы цветка.

М.И. Цветаева

О чем это стихотворение? Можно ли понять его смысл, не уточнив значение некоторых фраз и слов? Верна ли Цветаева традициям употребления пунктуационных знаков?

II. Стадия усвоения нового учебного материала.

Стихотворение может быть отнесено к лирике мысли. Весь текст воспринимается как итог размышлений об одной из тайн мастерства поэта. Извечная тема «поэт и поэзия» скорректирована и может быть определена как «происхождение и механизм рождения стиха». На философский и резюмирующий характер указывает предельная сжатость поэтической речи, стремление к афористической четкости.

Анализ стихотворения.

План анализа:

1. Тема «поэт и поэзия», «происхождение и механизм рождения стиха».

2. Философский характер, предельная сжатость поэтической речи, стремление к афористической четкости.

3. Идея, композиция. В первой строфе вопрос, во второй – ответ. Идея стихотворения: стихи заключают «законы» и «формулы» красоты.

4. Средства:

  • Сравнение (звезда, красота, роза в первой строфе, во второй – цветок, звезда) земное воплощение звезды, явление звезды среди прозаических вещей – «сквозь каменные плиты».
  • перифраз – описательный оборот вместо названия или имени. (Онегин «забав и роскоши дитя»).
  • Метафора.
  • Риторическое обращение.
  • Размер: пятистопный ямб с пиррихием (два безударных слога, замещающие стопу хорея или ямба).
  • Перекрестная рифма.
  • Особенности синтаксиса.

5. Обсуждение стихотворения.

- Какие ВЕНЦЫ?

- Что значит АПОФЕОЗ?

- Почему СИЕ?

- Почему ВО СНЕ?

Комментарий. В первой строфе звучит лаконичный вопрос («Откуда мне сие?»), во второй – ответ на него: поэт способен познать непознаваемое и разгадать не поддающееся разгадке, то есть «закон звезды», «формулу цветка». Происходит это «во сне», который традиционно связан с отрешением от земного и косного, где оказывается ненужной красота. Не случайно в первой же строке содержится сравнение стихов со звездами самым притягательным образом, символизирующим вечное, незыблемое и недосягаемое. Сравнение, однако, здесь троекратное – многосоюзие (три «как») соответствует трем названным предметам, которым возможно уподобить стихи. Наряду со звездами это «красота» – понятие цельное, не получившее, да и не требующее в стихотворении дальнейшей расшифровки, и розы. Последние во второй строфе становятся «цветком», обобщение происходит вследствие того, что в представлении поэта цветок интересен не своей ботанической сущностью (поэтому конкретизация излишня), а связью со звездой. Он – земное воплощение звезды или, возможно, ее отражение, или, скорее, явление звезды среди прозаических вещей – «сквозь каменные плиты».

На эту загадочную связь указано через перифраз – «небесный гость в четыре лепестка», через метафору – «растут» (и звезды, и розы растут). Стихи, в первой строфе сопоставленные со звездой и цветком благодаря той же метафоре, во второй оказываются средоточием «открытого» поэтом родства красоты небесной и земной. Стихи заключают «законы» и «формулы» красоты. Это прекрасное, понятое абсолютно, объективированное. Такова идея стихотворения. Ее значимость подчеркнута риторическим обращением – восклицанием: «О мир, пойми!»

Размер стихотворения – пятистопный ямб с пиррихием во всех строках, кроме четвертой и седьмой, осложнен удлиненными клаузулами в нечетных стихах.

Обе строфы – четверостишия имеют перекрестную рифмовку. Рифма точная, за исключением рифмующихся «семье – сие»; в первых и третьих строках – женская, во вторых и четвертых – мужская.

III. Стадия «ликвидация незнания».

Задание: обобщите свои наблюдения, ответив письменно на вопрос «Какие средства поэтической выразительности использует Цветаева, чтобы раскрыть тайну рождения стиха?»

Требования: 1 абзац – средства, 2 абзац – вывод, связанный с идеей. Цитирование минимально.

2 урок.

IV. Стадия применения нового материала

Интерпретация стихотворения (обобщить). Объем сочинения 2-3 страницы.

Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение.

Самоанализ урока.

Урок проводился в 9 классе. Технология позволила усовершенствовать навыки анализа достаточно сложного для понимания поэтического текста, чему способствовала четкая организация процесса.

Ученические работы свидетельствуют о достаточном уровне усвоения учебной информации и сформированности необходимых навыков.

Таким образом, цели урока достигнуты, технология урока упростила восприятие сложного учебного материала и предоставила учащимся механизм приобретения знаний.