Зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего.
Цицерон
Цель: развитие интереса у учащихся к изучению русского языка и литературы.
В последние годы заметен такой феномен: дети вроде бы стали более продвинутыми, бойкими, разговорчивыми, но это где-то вне занятий - на улице, на переменах, в виртуальном пространстве. А на уроках скованны, говорят плохо, односложно, не могут выразить свои мысли, а чужие не запоминают. Отчего это происходит?
Конечно, в первую очередь, наверное, оттого, что они практически не читают, но еще и потому, что им, детям XXI века, гиперактивным, с явным недостатком внимания, скучно сорок-сорок пять минут заниматься чтением правил, текстов и выполнением упражнений и тестов. Как же сделать уроки русского языка и литературы интересными?
В этом как раз нам и могут помочь нестандартные формы и приёмы проведения уроков, которые в свете новых образовательных стандартов становятся просто необходимостью.
Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематические игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.
Можно спорить, хорошо это или плохо, когда работа над произведением, требующая глубоких раздумий, завершается КВНом или «Полем чудес», но факт остаётся фактом: нестандартные уроки русского языка и литературы - реальность сегодняшней школы, и с этим нельзя не считаться. Педагогу нужно научиться умело сочетать их с традиционными формами учебных занятий, которые долгое время оправдывали себя, позволяя давать школьникам глубокие и прочные знания и воспитывая у них любовь к словесности.
Одна из довольно удачных форм проведения урока, по моему мнению, - это урок-суд. Благодаря этой методике, дети имеют возможность показать знание текста, учатся обращать внимание на детали, вычленять основное, работать в группе, а значит, овладевают умением слушать и слышать, отстаивать собственное мнение.
Обычно ученики в классе делятся на 2 группы: одна - "Прокуроры", которые собирают обвинительные аргументы, вторая - "Адвокаты", которые занимаются сбором оправдательных аргументов. Выбирается также главный судья, который в конце заседания вынесет вердикт.
Вот, например, несколько проблемных вопросов для урока-суда:
5 класс. Р.Л.Стивенсон «Вересковый мёд»
Имел ли право отец убивать собственного сына?
6 класс. Проспер Мериме «Маттео Фальконе»
Можно ли оправдать Маттео Фальконе за убийство Фортунато?
7 класс. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Достойно ли оправдания предательство Андрия?
7 класс. Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»
Прав ли был Тарас Бульба, убив Андрия?
8 класс. Л.Н.Толстой «После бала»
Преступил ли закон полковник, наказывая беглого татарина?
9 класс. М.А.Шолохов «Судьба человека»
Прав ли был Андрей Соколов, убив Крыжнёва?
10 класс. Ф.М.Достоевкий «Преступление и наказание»
Можно ли найти оправдание преступлению Родиона Раскольникова?
11 класс. В.Г.Распутин «Живи и помни»
Кто она, Настя Гуськова, жертва или преступница?
В такой форме можно провести как целый урок, так и использовать элементы урока-суда, отведя на сбор аргументов и дискуссию значительно меньше времени.
Урок-путешествие
Уроки-путешествия способствуют снятию нервной нагрузки за счет смены деятельности, что очень важно для здоровьесбережения. Они не только развивают общеучебные умения и навыки, но и, как правило, осуществляют межпредметные связи.
0Урок-путешествие, вопреки расхожему мнению, будет удачным не только в среднем звене, но и в старшей школе. Например, при изучении в 9 классе «Слова о полку Игореве», композиция которого сложна и мозаична. Поэтому составление так называемой "дорожной карты" и следование по ней за полетом авторской мысли может облегчить изучение данного произведения; в 10 классе при изучении некоторых тем романа Л.Н.Толстой «Война и мир», урок-путешествие поможет реализовать не только межпредметную связь с историей, но и поможет раскрыть внутренний мир героев, если составить "карту" духовного развития героя, например, князя Андрея или Пьера Безухова. А в повести 10 класс Н.С.Лескова «Очарованный странник» такая форма проведения урока будет способствовать интеграции с географией. Кроме этого, следуя за Иваном Флягиным по дорожной карте, можно отследить его путь к праведничеству.
Урок-инсценировка
Урок, проведённый в такой форме, помогает реализовать метапредметные компетенции, сделать ребенка более активным, открытым, раскрепощенным, показать его незаурядные артистические способности перед сверстниками, а значит, способствует развитию определенных личностных качеств.
Урок-мастерская
Закон мастерской: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта. И корректируй себя сам»
Такой урок предполагает самостоятельную поисковую, исследовательскую, творческую деятельность учащихся.
Мастерская строится так, чтобы ученик в сжатое время сам сделал какое-либо открытие, выстроил новое знание (т.е. «изобрёл собственный велосипед»), потому что в диалоге с жизнью важен не её вопрос, а наш ответ.
Чаще все к мастерской нужно готовиться заранее. Зато такие уроки способствуют развитию проектной деятельности учащихся.
Активные приёмы обучения на уроках русского языка и литературы
На сегодняшний день существует масса активных приёмов обучения, направленных на развитие логического и пространственного мышления, аналитических умений, способствующих привлечению интереса к нашим предметам.
Один из таких - "Мозаика" или "Пазлы". На доске помещается мозаика или пазлы, на которых написаны буквы или слова. Если собрать их правильно, то получится тема урока.
Следующий приём - "Отгадай словечко". Суть его в том, что, отгадав лингвистическую или фонетическую загадку, можно узнать тему урока. При этом происходит также повторение в данном случае ФОНЕТИКИ.
Очень удобный, по моему мнению, приём, "Инсерт" (расшифровывается он как аббревиатура:
- I - interactive самоактивизирующая
- N - noting
- S - system системная разметка
- Е - effective для эффективного
- R - reading and чтения
- Т - thinking и размышления).
Технически достаточно прост: дети читают и помечают прочитанное значками:
- + знаю
- - не знаю
- ? хочу узнать подробнее
- ! узнал новое
При кажущейся простоте этого метода можно получить довольно неплохой результат, т.к. ученик учится аналитически читать и оценивать свои знания.
Для себя выявила особую практическую значимость этого приёма на уроках русского языка в 10-11 классах, где материал собран в блоки в достаточно большом объеме. И, как правило, требуется много времени, если читать параграф вслух или самой рассказывать тему. А при помощи инсерта ребята самостоятельно анализируют текст, а пометки на полях позволяют понять и оценить уровень их знаний.
Приём "Кольца Венна"
Приём довольно простой, но помогает развивать в детях навыки сопоставления, сравнения.
В месте сращения колец пишутся сходные черты, а в пустых частях кольца - различные. Таким образом, дети получают наглядную картину сходных и отличительных признаков, например, двух литературных героев или целых произведений.
Приём "Кубик Блума"
Ответ на каждый вопрос кубика помогает учителю не только выявить уровень познавательной активности учащихся, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей урока, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у ребят.
Например, при изучении темы "Сложноподчинённое предложение" ребятам в качестве рефлексии можно предложить следующие вопросы для "Кубика Блума":
Назови:
- Знаки препинания в CПП
- Чем присоединяется придаточное предложение к главному в СПП?
Почему:
- Предложения называются СПП?
- В некоторых сложноподчиненных предложениях не ставится запятая?
Объясни:
- Роль СПП в нашей речи
- Постановку знаков препинания в СПП
Предложи:
- Одноклассникам версию, почему необходимо изучать сегодняшнюю тему
Придумай:
- СПП, части которого разделялись бы запятой
- CПП, части которого не разделялись бы запятой
Поделись:
- Чем может быть тебе полезна тема, изученная на уроке
- Своим впечатлением об уроке
Нестандартные формы и методы проведения уроков являются необходимой частью учебно-воспитательного процесса в целом, они способствуют повышению интереса к русскому языку, являющемуся одним из главных предметов в современной школе. Благодаря им формируются, последовательно совершенствуются навыки учащихся. При проведении нестандартных уроков учитель должен руководствоваться принципом «с детьми и для детей», ставя одной из основных целей воспитание учащихся в атмосфере добра, творчества и радости.