1. “Конец августа 1955года был дождливым. Днём моросило, с Ангары дул по-осеннему резкий, холодный ветер. Аудитория Иркутского университета, где собрались первокурсники, встретила нас разноголосицей. На лицах многих было видно ощущение потерянности, одиночества и печали, так как многие приехали издалека и не могли представить себе: что же такое студенческая жизнь? На первом собрании нам сказали, что с первого сентября мы едем в колхоз, в Аларский район”(Приложение 1).
(музыка, отрывок из студенческой песни; фотография “Студенческая группа”).
2. “Лишь вечером на станционной площадке, у столба с тусклой лампочкой, слабо освещавшей кружок земли, увидел я свою группу, человек 20 девчат и ребят. Парней было немного, в два раза меньше, чем девчонок, а среди ребячьих лиц одно мне показалось хорошо знакомым. Тёмные жёсткие волосы, смуглое лицо, карие, чуть удлинённые глаза, полные губы выдавали в нём человека того типа , который нередок в наших краях. Я решил, что видел этого парня в Байкало-Кударе – большом селе, где закончил десятилетку. Сюда, в районный центр, съезжались ребята из соседних деревень на соревнования, слёты, олимпиады. Так оно и было. Это выяснилось позже, у Вампилова там жил дядя”.
3. “Дни наши в колхозе проходили однообразно, мы копали картошку. А вот вечера ждали с нетерпением. Как-то мы уже легли спать, (а надо сказать, что никаких перегородок в доме не было, у одной стены на нарах спали девчата, а у другой – парни) и Саня спросил, знает ли кто-нибудь поэта Сергея Есенина. Все слышали его имя, а стихов не читали. По тем временам это было не удивительно. Книг Есенина в библиотеках не было, его творчество не изучалось в школе. В темноте притихшего дома Саня начал читать по памяти:
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа…
Он читал негромко и просто, будто сообщал близкому человеку что-то важное. Он открыл нам что-то хрупкое, нежное, доверчивое. Мы были ошеломлены тем, что прошли мимо такого поэта. Слушали мы Вампилова и во второй вечер, и в третий…”
(звучит песня “ Не жалею, не зову, не плачу…”).
(фотография “Мужская часть группы”).
4. А мне хотелось бы рассказать, с какими ровесниками свёл А. Вампилова университет.
“Все парни в нашей группе выбрали филологическое отделение не по воле обстоятельств, а по душевному влечению.
Самый старший из ребят, Борис Леонтьев, был особенным книгочеем. Он читал всё: от Катулла до Ахматовой и Пастернака, обожал Лермонтова.
Чувствительной натурой был Вадим Гребенцов. Тогда он ещё не мог определиться, чему отдать предпочтение: музыке или литературе? Дело в том ,что одновременно с учёбой в университете он заканчивал музыкальное училище и был второй скрипкой в симфоническом оркестре Иркутской филармонии. Получив диплом, Вадим закончил консерваторию и посвятил себя воспитанию музыкантов.
Виталий Зоркин мечтал стать фотожурналистом, и стал им. Те, кто сегодня издаёт книги о Вампилове, должны быть благодарны В. Зоркину: почти все фотографии сделаны им.
Словом, всех нас свело неравнодушие к литературе”.
5. “Но у А.Вампилова это неравнодушие было иным, чем у других, особенным. Его чтение книг уже тогда можно было назвать “писательским”. Например, в наших разговорах он обращался к нам:
- А помните, как Нюнин в чеховской “Свадьбе” представляет Харлампия Спиридоновича Дымбу?
- Кажется, греком… - отвечали мы.
- “Иностранец греческого звания по кондитерской части!”- сочно произносил он.
Если он вспоминал сцену из романа, повести, а пуще того – из пьесы, то он говорил не только, что сказал автор, а запоминал мимику, жесты, фразу героя”.
6. “Позже я думал иногда над вопросом: почему Саня с самого начала студенческой жизни стал лидером среди нас? Ведь сам он ничего не делал для того, чтобы выделиться, утвердить своё главенство, да и мы ни шутя, ни всерьёз. Ни явно , ни тайно не выбирали себе вожака, а между тем его лидерство было несомненным. Выражалось оно прежде всего в том, что к мнению Саши прислушивались, его дружбой дорожили. Я не помню ни одного спора с его участием, который бы сопровождался криком, ни одного расхождения во мнениях, которое бы закончилось стычкой. Он не любил высоких тонов, говорил мягко, спокойно, стараясь, даже в споре, не обидеть собеседника.
7. Какие же качества выделяли А.Вампилова? В нём было необыкновенно развито чувство товарищества. Он не жалел для друзей ничего: ни душевных сил, ни времени, ни средств. “Сам погибай, а товарища выручай”,- по этой русской пословице он поступил и в последние минуты своей жизни.
У Вампилова, например, было правило: всюду, где приходилось платить деньги – в столовой, в кинотеатре, у входа на танцплощадку,- он рассчитывался только сам. “Ты мог сделать это только тогда, когда в кармане Вампилова, как и у тебя, не оставалось ни гроша”.
Но это о материальном. Тут, вероятно, законы дружбы для многих одинаковы. Важней было другое – тонкость и деликатность, которые Вампилов вносил в отношения товарищества.
Чтец: Памяти А.Вампилова
Ах, Саня, дружище славный!
Как сердце моё щемит.
Казалось совсем недавно
Приехал я в твой Кутулик.
Тогда нам по двадцать было.
Мы пили сухое вино,
И столько весёлой силы
Давало тогда нам оно!
О многом мы говорили:
О Блоке, планиде его,
Стихи Беранже хвалили…
Сейчас и не вспомнишь всего.
“Чтоб жизнь веселей казалась,
Надо глядеть на восток.
Где солнце б нам улыбалось-
Солнца боится РОК” -
Так говорил ты в тот вечер.
Вечер второй я был в шоке.
Сижу, не смыкая глаз
Грустные мысли о РОКе
В душу вошли сейчас.
…Ты помнишь, друзей ватага
Всегда тебя окружала.
До славы осталось полшага…
Ах, Саня, ты прожил так мало!
А жизнь так зовёт и манит
Своим ласкающим взглядом.
Ах, Саня, дружище Саня!
Не сядешь ты больше рядом…
(В. Зоркин).
(фото “На байкальском берегу”).
8. До третьего курса Саня писал стихи. Некоторые из них сохранились и теперь опубликованы.
Шаткая калитка
В стареньком плетне,
Всем она открыта,
Но уже не мне.
Прохожу я мимо,
Загляжусь слегка
Под окном черёмух
Белых облака.
Не пойду я ближе;
Постою я тут
Там меня забыли,
Там меня не ждут.
Разнята калитка
Не моей рукой,
И уходит в полночь
Уж не я - другой.
Помню я калитку
Тихо затворял
Ласковое имя
Тихо повторял.
Не пойду я мимо,
Загляжусь слегка,
Под окном черёмух
Белых облака.
Не зайду я больше
В их густой приют
Там меня забыли,
Там меня не ждут.
А. Вампилов писал стихи ещё в школе, но никому их не показывал, скрывал.
9. Едва ли кто из нас раньше пытался “оживлять сцены, изображённые на живописных полотнах известных художников. В деревне, где мы проводили “трудовой сентябрь” на втором курсе, пришло в голову воспроизвести картину В.Перова “Охотники на привале”. Репродукции под рукой не было, но в том-то и соль затеи-вспомнить в подробностях фон, позы охотников, их мимику. Володя Мутин изображал рассказчика. Саня-одного из слушателей, барина, особенно увлечённого очередной историей. Фотоаппарат, как всегда, был при Зоркине, снимок получился.
(фото “Охотники на привале”).
Затем появились васнецовские “Три богатыря”, на 4 курсе, на военных сборах, “Запорожцы”.
(фотография “Три богатыря”).
10. Едва ли найдётся в студенчестве день, прожитый Вампиловым без музыки. Приобщение к ней началось ещё в школьные годы. В доме хранилась гитара, оставшаяся от деда, старинная и потому особенно притягательная.
Одна учительница рассказала такую историю. Девочкой она жила в Кутулике, в том же школьном бараке, что и Вампиловы.
- Гитару мучил - каждый день! Однажды говорю ему: “Мешаешь мне уроки готовить”. А он так дружелюбно: “Да? Ну, потерпи. Вот освою инструмент- научу тебя”
В первые студенческие дни, в колхозе, когда мы постоянно были на глазах друг у друга, Сашина гитара сводила нас в кружок всякую свободную минуту. Есенинские стихи, прочитанные Вампиловым, дополнялись песнями на слова поэта.
(фотография “Вампилов с гитарой”).
11. Главным же в Санином репертуаре были старинные романсы. Он пел их неторопливо, сосредоточенно. К музыке его подводила какая-то значительная, раздумчивая минута, серьёзная беседа.
В записной книжке Вампилова есть признание: “Не искушай” - неотразимый романс Глинки”.
Любил он также “Я встретил Вас...”, “На заре ты её не буди...”, “Мне грустно потому, что я тебя люблю…”, “Утро туманное…”. В минуты пения тёмно-карие глаза его обретали сосредоточенность и глубину.
(звучит один из романсов).
12. У Вампилова была фонотека симфонической, камерной и оперной музыки. С первого курса безоглядно он начал покупать пластинки с классикой, тратя последнее.
Мы очень часто собирались у Миши, Сашиного брата. Включали проигрыватель. Звучали Бах , Бетховен, Моцарт, Шопен, Лист.
Из бетховенских сонат Вампилов любил “Патетическую”, “Апассионату”, “Крейцерову” и “Лунную”, из симфоний 3,5,6, особенно 9.
(звучит отрывок).
13. Как родился прозаик Вампилов?
Мы уже говорили, что А.Вампилов, когда пришёл в университет, то писал стихи. Но однажды он сказал:
- Всё! Стихов больше не будет. Пишу прозу.
Осенью 1957 года, когда мы пришли на 3 курс, появилось объявление: создаётся литературное объединение. Руководить им взялся зав. кафедрой В. П. Трушкин. Первая из вампиловских юморесок “Стечение обстоятельств” появилась в газете “Иркутский университет” 4 апреля 1958 года. А.Вампилов печатался под псевдонимом Санин.
14. А в начале лета юморески А.Вампилова появляются и в “Советской молодёжи”,и в газете “ Ленинские заветы”.
А.Вампилов пишет о том, что видит в жизни своим особенным взглядом. А видел он горькую правду о нашей жизни, которую многие не хотели или не умели видеть, Вампилов это замечал с редкой зоркостью.
15. Например, записные книжки А.Вампилова.
Хорошо помню эти крохотные тетрадочки в четверть обычного машинописного листа. Часто в общежитии, в аудитории, на улице под шумок чужих разговоров он вынимал тетрадочку и торопливо, коротко записывал, как правило, не услышанное от людей, а собственное, пришедшее на ум в эту минуту.
16.
- Цифры хорошо запоминают не умные, а жадные.
- Осторожно, злая хозяйка.
- Стройна как знак вопроса.
- Блондинки раньше отцветают.
- Занимать деньги легче, чем отказывать, когда занимают у тебя.
- Он скромен, потому что не уверен в себе.
- Сказала, будто поцеловала в самую душу.
- Воровство - самая ответственная профессия.
- Виноватыми всегда бывают нелюбимые.
- У дураков всегда больше принципов.
- Тот ,кто не имеет таланта, должен быть тружеником.
17. Есть у Вампилова рассказы “Стоматологический роман”, “На скамейке”, “Девичья память”, “Свиданье”, “Глупость”- это смешные истории, приключившиеся с молодыми влюбчивыми людьми. Знакомства, встречи, объяснения- и всё это под весёлым понимающим взглядом автора, ровесника своих героев. Студенческая жизнь давала достаточно сюжетов такого рода.
18. Рассказ “Девичья память”.
19. После 4 курса летом 1959 года, мы ездили на военные сборы.
(фотография “На военных сборах”).
20. А. Вампилова зачислили в штат газеты “Советская молодёжь” 30 октября 1959 года, когда он ещё учился на 5 курсе. Сразу же стали чаще публиковать его рассказы. А до этого из 18 рассказов было напечатано всего 6. Но дело не в этом. Так как в это время печатались очерки, статьи, репортажи о великих стройках Сибири. А А.Вампилов писал о другом.
21. Сценка из нерыцарских времён - “Свидание”, написана в конце 50-х годов - это проба пера, поиск своего “я”, “индивидуальности”.
22. Сценка “Свидание” (инсценировка).
23.
Всё больней, всё острей, ощутимей
Оживает твой след на земле…
Да светится в веках твоё имя
Как высокие звёзды во мгле.
Этой истины нету дороже,
Этой памяти нету сильней.
Заметает твой холмик порошей,
Оттого и потеря острей.
В горьком, едком-
Отеческом дыме
Пронеслась твоих лет череда.
Оттого и печаль ощутимей,
Что тебя не вернуть никогда.
Оттого и вина ощутимей
Что пророков в Отечестве нет.
Да светится в веках твоё имя.
И кометою длится твой след!
Итог урока: Сегодня мы познакомились со студенческими годами А.Вампилова. Узнали, что он как и все студенты ездил на картошку, участвовал в походах по Байкалу, был на военных сборах. Как и все ,дежурил по кухне. Однажды внёс рацпредложение: нагар каши в котлах чистить не ножом, а сапёрной лопатой. Писал рассказы, сценки, копил в записных книжках слова, фразы, афоризмы, образы, вёл наблюдения.
Он ещё так молод… ему всего 22года… у него ещё всё впереди…
“Молодость даётся нам для эксперимента, а не для прозябания”,- писал А. Вампилов.