Анализ "музыкальных страниц" в творчестве Л.Н. Толстого (Из опыта работы в 5-м классе)

Разделы: Литература


М.М.Бахтин, говоря о том, что «внутренней территории у культурной области нет: она вся расположена на границах, границы проходят повсюду…» - ставит именно личность в основу культурного пространства: «Три области человеческой культуры – наука, искусство и жизнь – обретают единство только в личности, которая приобщает их к своему единству» [1,3 ].

Подключение школьника на ранней стадии его обучения и до последних классов школы к атмосфере культуры и ее категориям возможно, в первую очередь, именно на уроках литературы, что задано самой словесной природой этого искусства.

Проникновение взрослеющего читателя-школьника в культуру через постижение литературного процесса задано вторым планом произведения, и, по верному замечанию Д.С.Лихачева, «этот второй слой в основном пассивен. Он начинает активно действовать и воздействовать на читателя только тогда, когда произведение переходит в другую эпоху, к другим читателям, где этот слой нов и необычен» [2,31].

От постижения литературы как искусства слова, от осознания художественного образа, воплощенного языковыми средствами, школьники могут при последовательной и поступательной системе погружения в культуру самого литературного произведения выйти на уровень диалога с ним, его создателем, современниками писателя, литературными героями, критиками, а также читателями разных поколений и эпох. На наш взгляд, необходимо системно и последовательно приобщать школьников 5 – 11 классов к языку культуры, ее критериям и способам оценки разных исторических пластов и художественных явлений, обеспечивать реальное участие школьников в диалоге культур.

В этом отношении изучение жизни и творчества Л.Н.Толстого, безусловно, может рассматриваться в контексте взаимодействия литературы и музыки. В процессе постепенного знакомства школьников с творческим наследием писателя важно обращать внимание учеников на то, какие события музыкальной жизни XIX века повлияли на его личность, мировоззрение, какие музыкальные впечатления жизни Толстого так или иначе отразились в музыкальных эпизодах его сочинений, а также какую роль играет музыка в характеристике персонажей, а следовательно (наряду с портретом, пейзажем, речевой характеристикой), позволяет наиболее полно представить художественный образ литературного героя, точнее истолковать авторскую позицию.

На наш взгляд, работу по изучению «музыкальных страниц» в произведениях Л.Н.Толстого и при знакомстве с биографией писателя целесообразно будет проводить, начиная с 5-го класса, по следующему планированию:

5 класс

  • Краткое знакомство учащихся с биографией Л.Н.Толстого.
  • Увлечение писателя музыкальным искусством.
  • Чтение и изучение отрывка из романа «Война и мир» - «Петя Ростов» (т. 4, ч .3, гл. 4, 7-9).
  • Музыкальность Пети Ростова [3,17].

7 класс

  • Изучение биографических сведений о детстве, отрочестве и юности писателя.
  • Чтение и изучение автобиографической трилогии Л.Толстого «Детство. Отрочество. Юность».
  • Роль музыки в раскрытии образа Николеньки Иртеньева, Любочки и Катеньки.
  • Влияние музыкального искусства на движение души человеческой.
  • «Диалектика души» литературного героя сквозь призму восприятия музыки.

8 класс

  • Изучение рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
  • Идейно-композиционное значение музыки в произведении художника-моралиста.

10 класс

  • Подробное изучение жизненного и творческого пути Л.Н.Толстого.
  • Роль музыкального искусства в жизни и творчестве писателя; Воззрения Л.Толстого на музыку.
  • «Музыкальные страницы» в романе «Война и мир».
  • Роль музыки как средства психологического анализа художественного образа.
  • Проблема соотношения музыки и нравственности на страницах художественных произведений Л.Толстого: автобиографическая трилогия, «Альберт», «Люцерн», «Война и мир», «Крейцерова соната». Взгляд на музыку позднего Толстого.

Именно в 5 классе начинается более или менее обстоятельное знакомство учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого. Обращаясь к наследию писателя, мы стремимся показать ученикам масштаб его личности и творчества, его роль в судьбах родной и всемирной культуры. Учителя рассказывают детям о детстве писателя, как правило, читают его воспоминания о «муравейных братьях», «зеленой палочке», о том, что братья Толстые уже с детства стремились к самоусовершенствованию, старались создать вокруг себя и ближних своих ауру справедливости и взаимопонимания и быть людьми, способными оценивать свои поступки и отвечать за них. Желательно на уроке почитать страницы из дневников писателя, доказывающие, что и в зрелые годы, и в старости этот человек стремился к высокой мере ответственности перед людьми.

Однако уже на этом этапе, изучая, пусть и кратко, биографию писателя, учитель может расширить представления учащихся о Толстом, рассказывая им о нем не только как о художнике слова, но и о многогранной, своеобразной личности, человеке, увлекающемся помимо литературной деятельности верховой ездой, игрой в шахматы, общающемся с художниками и артистами, любящем музыку и даже сочинившем в юности небольшой «Вальс». Пусть уже в 5 классе ученики узнают, что из всех ему известных искусств (живопись, скульптура, архитектура, кино…) Л.Н.Толстой более всего любил музыку. Иногда даже любил ее больше литературы. У учеников эта мысль вызывает удивление: почему же Лев Николаевич Толстой, будучи маститым создателем словесного искусства, отдавал предпочтение музыке?

Этот проблемный вопрос позволит учителю хотя бы кратко поговорить о признанном Толстым высоком значении музыки в раскрытии внутреннего мира человека, мотивов его поведения.

Как известно, Л.Н.Толстой был очень музыкальным человеком. Он вырос в музыкальной семье, сам играл на фортепиано, был знаком со многими композиторами и музыкантами-исполнителями [6, 18 – 39]. Слушая музыкальные произведения, Толстой не раз говорил: «Когда играют, у меня всегда художественная жилка просыпается», «Когда слушаешь музыку, это побуждает к художественному творчеству». Под влиянием музыки Толстой постигал собственный внутренний мир, а также обращал внимание на то, как реагируют на музыкальное искусство другие люди. Делая подобные наблюдения, писатель наделял даром музыкальной восприимчивости, любовью к музыке любимых героев своих художественных произведений, к которым, безусловно, относится и Петя Ростов. С этим образом связаны самые теплые, самые добрые страницы романа «Война и мир» [3,17] (*Программа Т.Ф.Курдюмовой, 2010). У учащихся 5 классов знакомство с романом, конечно, еще впереди, но все-таки учитель, ведя разговор о своеобразии характера данного героя, должен хотя бы кратко отметить, что этот ребенок, которым любуется и сам автор, и читатели, вырос в очень дружной семье, где царили любовь, доброта, взаимопонимание, уют, музыка… Да, атмосфера семьи Ростовых буквально пропитана музыкой. Здесь поют романсы и народные песни, играют на фортепиано и арфе, танцуют вальсы и мазурки… Старшие брат и сестра Пети, Николай и Наташа, необыкновенно, по замечанию Толстого, музыкальны. Не удивительно, что Петя в такой атмосфере вырос очень музыкальным человеком, хотя и не учился музыке специально в отличие от брата и сестры.

Выясним у пятиклассников, что для них обозначает понятие «музыкальный человек». Среди ответов, как правило, встречаются следующие: «Музыкальный человек – это человек, который знает музыкальные произведения» или «который умеет играть на каком-либо музыкальном инструменте». Встречаются и более глубокие по своей сути ответы: «Музыкальный человек – это чувствительный человек», «чуткий», «эмоциональный», «сопереживающий тому, что обозначает музыка», «впечатлительный», «искренний», «артистичный»… Получив подобные ответы, учитель может задать ученикам следующий вопрос: «Присущи ли все эти определения характеру Пети Ростова? И если «да», то докажите это на конкретных примерах».

Итак, пятнадцатилетний Петя на войне. Что он знает о ней? «Ему все казалось, что там, где его нет, там-то теперь и совершается самое настоящее, геройское. И он торопится поспеть туда, где его теперь не было». Взрослые люди, окружающие Петю, стараются уберечь его. Генерал, у которого он служит ординарцем, «поминая безумный поступок Пети в Вяземском сражении, где Петя, вместо того чтобы ехать дорогой туда, куда он был послан, поскакал в цепь под огонь французов и выстрелил там два раза из своего пистолета,- отправляя его, генерал именно запретил Пете участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова». Но Петя не послушался генерала, как не послушался позже Денисова и даже Долохова, - какой же мальчик в пятнадцать лет, считая себя взрослым, слушается благоразумных указаний старших?

Петя всегда в своих поступках беспредельно искренен и честен. Сообщив Денисову, что он уже был в сражении под Вязьмой, он рассказывает, как «там отличился один гусар». Передавая казаку саблю, чтобы тот ее наточил, Петя сказал было: «Затупи…»,-но тут же поправился – он боялся солгать: «она никогда отточена не была».

Как и всякий подросток, Петя все время боится сделать что-то не так, не по-взрослому, боится выдать свои чувства. Но будучи от природы впечатлительным, чутким, Петя, мучаясь, что его сочтут маленьким, все-таки спрашивает, нельзя ли накормить пленного. Он старается подражать Денисову, несколько раз повторяет вслед за Долоховым, что «привык все делать аккуратно», но детское все-таки побеждает в нем: «Я привык что-нибудь сладкое»,- вырывается у него. Отправившись с Долоховым в лагерь французов, Петя романтически шепчет: «Я живым не дамся», а когда все кончилось, нагибается к Долохову, чтобы поцеловать его. Но вот что удивительно: жестокий, суровый Долохов «поцеловал его, засмеялся и, повернув лошадь, скрылся в темноте». Почему же Долохов, которому ничего не стоило оборвать резким словом мальчишку, простил ему его чувствительность и, может быть, даже сам поддался ей? Вероятно, потому, что во время их отчаянной поездки Петя, замирая от страха, ни разу этого страха не выдал. Долохов очень неосмотрительно взял с собой в разведку необстрелянного мальчика – мальчик не подкачал, и это понравилось Долохову.

В школьной практике учителей, будь это изучение романа «Война и мир» полностью в 10 классе или чтение отрывка из произведения в 5 классе, наверное, не встречались ученики, которым бы был несимпатичен Петя Ростов. В чем же причины столь сильного обаяния этого литературного героя? Главная черта характера Пети, как отмечают пятиклассники,- это его любовь к каждому человеку, желание со всеми поделиться, отдать самое дорогое. «Петя находился в восторженно детском состоянии истинной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей». Не случайно Денисов, так любивший Петю, точно на наших глазах, повернув к себе «запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо» убитого Пети, вспомнит его слова: « Я привык что-нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь…» И, вспомнив эти слова живого Пети, не сможет удержаться от рыданий.

Л.Н.Толстому удалось создать чудесный образ 15-летнего мальчика-героя, обладающего неподдельной искренностью, добротой, чуткостью, решительностью и смелостью беспредельной, красотой внутреннего мира. Создавая словесный портрет Пети Ростова, описывая его внешность и поведение, ученики обычно говорят и об этих чертах характера героя, давая ему при этом, казалось бы, исчерпывающую оценку. Но, к сожалению, в этих ответах очень часто ребята упускают из виду необычный «музыкальный» сон Пети. А ведь Толстой очень подробно, красочно описывает его на страницах своего романа. Что же добавляет эта сцена в раскрытии образа Пети Ростова?

Итак, в ночь перед сражением Петя в полусне слышит музыку и командует ею, и чудится ему, что он создает звуки… «Валяй, моя музыка! Ну!..» Он закрывал глаза, и с разных сторон, как будто издалека, затрепетали звуки, стали слаживаться, разбегаться, сливаться и опять все соединилось в тот же сладкий и торжественный гимн.» Огромный, никому и даже самому Пете еще неизвестный мир жил в нем,- мир, полный красоты и добра. Вся его жизнь, подобно многозвучному оркестру, была наполнена яркими впечатлениями. Может быть, поэтому он видит не обычный сон, а «музыкальный», «творческий». «Когда грохочут пушки – музы молчат». Петя всем своим богатым внутренним миром старается опровергнуть эту истину. Он и на войне продолжает оставаться мирным человеком, ребенком, создающим свой «волшебный» героический мир.

Но самое трагическое – это безусловный контраст между волшебным миром музыки, в котором еще ночью чувствовал себя Петя, и правдой войны, в которой живут все остальные. Не случайно «музыка» Пети сливается со звуками натачиваемой сабли: «С торжественным победным маршем сливалась песня, и капли капали, и вжиг, жиг, жиг… свистела сабля, опять подрались и заржали лошади, не нарушая хора, а входя в него.

Петя не знал, как долго это продолжалось: он наслаждался, все время удивляясь своему наслаждению, и жалел, что некому сообщить его. Его разбудил ласковый голос Лихачева.

- Готово, ваше благородие, надвое француза распластаете.

Петя очнулся.

- Уже светает, право, светает! – воскликнул он».

Как в самих поступках Пети Ростова сплелись желание казаться взрослым и детская непосредственность, так и в судьбе его трагическим образом были соединены Л.Толстым богатейший внутренний (музыкальный) МИР души и ВОЙНА. Гибель Пети Ростова подобна прерванной мелодии. Она неожиданна, а потому еще более страшна, как страшно ( и непростительно) само явление ребенка на войне.

Нам думается, что после подобного разбора с пятиклассниками отрывка из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», посвященного Пете Ростову, ответить учащимся на традиционные вопросы учебника будет несложно.

- Почему Петя Ростов испытывал такую нежную любовь ко всем людям?

Понятно ли вам это чувство?

- Почему, увидев мертвого Петю, Денисов вспоминает его слова: «Я привык что-нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь»?

- Каким вы видите Петю Ростова? Опишите его внешность, поведение.

Постарайтесь создать словесный портрет этого героя.

Литература

  1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.- М., 1986
  2. Лихачев Д.С. «Идеологический фон» литературного произведения / Литература – язык – культура.- М., 1998
  3. Литература. Программы для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы. – М., «Дрофа», 2010.
  4. Морозенко К.Н. Сны и музыка в творчестве Л.Н.Толстого (Еще раз о «диалектике души») // Толстовский сборник.- Тула, 1976
  5. Программно-методические материалы. Литература. 5 -11 классы / Сост. Т.А.Калганова.- М., «Дрофа»,1998.
  6. Френкель Н.В. Музыка в жизни Толстого. – М., 2008, - 39 с.