Цели:
Образовательно-развивающие:
- Усвоение новых понятий: аллегория;
- Применение опорных понятий: басня, мораль, образы животных, сказка, олицетворение, метафора, фразеологизм, эпитет;
- Овладение общеучебными умениями оперировать понятиями (определять, выделять родовой и видовые признаки в содержании понятий, формулировать проблемные вопросы (вопрос-понятие, вопрос-суждение), ответы в виде суждения или умозаключения), выявлять в изучаемом произведении противоречия и пути их разрешения, сравнивать изучаемые понятия, выявлять общее, особенное и единичное у изученных понятий;
- Развитие специальных умений: находить в содержании произведения элементы басни и особенности её структурных элементов, определять идею автора, выявлять скрытые человеческие пороки.
Воспитательная:
- Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: содержание-форма, общее-особенное-единичное, причина-следствие, возможность-действительность.
Тип урока: Лабораторно-практическое занятие.
Оборудование: проектор, комплект карточек 1–6, раздаточный материал.
План-конспект
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Баллы, время |
Деятельность учащихся |
||||||||||
I. | Организационный момент. – Выбор арбитра и архивариуса. – Объявление темы урока, заявка на оценку Приложение 3 (слайд 1,2) |
2 мин | |||||||||||
II. | Анализ темы урока. | ||||||||||||
2.1. | Беседа по теме урока (слайд 3) – Крылов говорил: « Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку. – Дома вы познакомились с произведением И.А.Крылова «Волк на псарне». Домашним заданием было определить жанр произведения, доказать жанровую принадлежность этого произведения, а также составить 4 вопроса-суждения (вы можете воспользоваться ими во время урока). |
1–2 мин | |||||||||||
– Какие произведения И.А.Крылова вы прочитали ранее? (слайд 4) | – «Свинья под дубом», «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок» и т.д. | ||||||||||||
– К какому жанру относятся эти произведения? | – Басня. | ||||||||||||
III. | Работа по теме урока. | 5 мин | |||||||||||
3.1. | – Сформулируйте вопрос-понятие, характеризующий жанровую принадлежность этих произведений (слайд 5) | 2 балла | – Что такое басня? – Басня-это лиро-эпический жанр, в котором преобладает лирическое начало (мораль), вытекающее из эпического сюжета, осмеивающего какие-либо человеческие пороки, изображаемые, как правило, в аллегорической форме с помощью героев-животных. |
||||||||||
3.2. | – Сформулируйте вопрос-суждение, связанный с темой нашего урока. Попробуйте ответить на вопрос-суждение в форме умозаключения (слайд 6) | 1-3 балла | – Как доказать, что это произведение Крылова является
басней? Ответ: – Поскольку произведение лиро-эпического жанра, в котором преобладает лирическое начало (мораль), вытекающее из эпического сюжета, осмеивающего какие-либо человеческие пороки, изображаемые, как правило, в аллегорической форме с помощью героев-животных, является басней, А в произведении Крылова «Волк на псарне» преобладает лирическое начало (мораль), вытекающее из эпического сюжета, осмеивающего какие-либо человеческие пороки, изображаемые, как правило, в аллегорической форме с помощью героев-животных, Следовательно, произведение Крылова «Волк на псарне» является басней. |
||||||||||
IV. 4.1. |
Индивидуальный труд. – Выполните задание №1: выпишите 4 пары противоположных понятий и попытайтесь выявить противоречия к этим противоположностям.
|
5 мин 8 б. |
|
||||||||||
4.2. | – Выполните задание №2: подведите понятия басни под 4 философские категории: «общее-особенное-единичное », «причина-следствие», «возможность-действительность», «содержание-форма». Можно приводить цитаты из текста басни. | 4 мин 8 б. |
Общее-особенное-единичное
(басня-басня И.А.Крылова– басня И.А.Крылова «Волк на псарне»), причина-следствие («волчью вашу я давно натуру знаю»-« иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой"), возможность-действительность («Волк, думая залезть в овчарню»– «попал на псарню»), содержание-форма (идея автора показать достойный отпор хитрости и вероломству в форме басни). |
||||||||||
V. | – Простая кооперация. Обсудите в группах результаты индивидуального труда и подготовьте выступление (слайд 7) | 3 мин | 1 группа – пары противоположных понятий. 2 группа – выявить противоречия к противоположностям. 3 группа – философская категория «общее-особенное-единичное» 4 группа – философская категория «причина-следствие». 5 группа – философская категория «возможность-действительность». 6 группа – философская категория «содержание-форма». |
||||||||||
VI. | – Сложная кооперация (выступления от групп). – Какие есть возражения, дополнения? |
7 мин 3–5 баллов |
|||||||||||
– Сформулируйте для выступающих групп вопросы-суждения. | 1 группе – Как доказать, что понятия «друг-враг»
являются противоположностями? 2 группе – Каким образом данное противоречие разрешается в басне? 3 группе – Каким образом понятие «басня» отличается от понятия «басня Крылова»? 4 группе – Почему Ловчий предложил именно такое решение? 5 группе – В каком случае возможность попасть в овчарню могла быть реализована Волком в действительности? 6 группе – Как доказать, что идея автора стала основой содержания в басне Крылова «Волк на псарне»? |
||||||||||||
Самооценка. | |||||||||||||
VII. | Выведение понятия «аллегория». | ||||||||||||
7.1. | – Давайте попытаемся вывести содержание этого понятия. – Что будет являться родовым признаком? На доске прикреплена карточка: «Аллегория». После ответов учащихся учитель прикрепляет «троп». Далее открывает видовые признаки «заключается в иносказании; выражении отвлеченного понятия посредством образа; связь между понятием (идеей) и образом устанавливается по сходству». |
3 мин Версия – 1 балл Правильная версия – 3 балла |
– Художественный прием, изобразительно-выразительные средства языка, троп. | ||||||||||
– Итак, что понимается под аллегорией? (слайд 8) | – Аллегория – это троп, который заключается в иносказании; выражении отвлеченного понятия посредством образа; связь между понятием (идеей) и образом устанавливается по сходству. | ||||||||||||
7.2. | – Прочитайте в справочном материале историю создания басни «Волк на псарне» и сформулируйте вопрос-суждение (слайд 9) | 5 мин 1 балл |
– Как доказать, что в басне «Волк на псарне» Волк – это
Наполеон, а Ловчий – это Кутузов. Басня «Волк на псарне», написанная в 1812 году, является откликом на Отечественную войну против французского нашествия. Волк – это Наполеон, потерпевший поражение на Бородинском поле; заняв Москву, он понял, что оказался в ловушке, и послал Кутузову предложение о мире, заверяя русского полководца, что желает мира. Кутузов отверг предложение завоевателя и в победоносных сражениях освободил Россию от врагов. Ловчий в басне – это Кутузов. – Как доказать, что басня «Волк на псарне» построена на основе аллегории? |
||||||||||
3 балла | – Поскольку произведения, заключающие в себе
иносказание; выражение отвлеченного понятия посредством образов,
считаются построенными на основе аллегории, А басня Крылова «Волк на псарне» заключает в себе иносказание (Кутузов и Наполеон изображены посредством образов), Следовательно, басня Крылова «Волк на псарне» построена на основе аллегории. |
||||||||||||
VIII. | – Сформулируйте главную мысль – противоречие басни. | 6 мин Версия – 1–2 балла |
|||||||||||
(слайд 10) | Правильная версия – 3 балла | Правильная версия: – Волк показал себя хитрым и вероломным противником, однако Ловчий, будучи мудрым и опытным охотником, одержал победу в этом противоборстве. |
|||||||||||
– Почему к теме нашего урока подходит именно это
изречение Крылова: « Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (слайд 11) |
1 балл | – Цель басни — назвать порок, воспитать на отрицательном примере, противопоставив ему положительное начало. Многие басни Крылова написаны по какому-нибудь конкретному поводу, и современникам баснописца было понятно, «в чей огород брошен камень». Вместе с тем басенные персонажи имеют широкий обобщающий смысл, который понятен и в наши дни. | |||||||||||
IX. | Домашнее задание (слайд 12): 1. Сравните понятие «басня» с понятием «сказка», используя карточку №3 (сравнение). 2.Составьте сборник словесных образов к понятиям Ловчий и Волк (по 4 образа на каждое понятие). |
1 мин | Запись в тетрадь или дневник. | ||||||||||
X. | Оценивание в соответствии с заявкой на оценку. | 1 мин | Заполняют листы, считают баллы, самооценивание. |