Цель урока: осмысление художественных особенностей басни.
Задачи урока:
- определение жанра басни, работа с литературоведческим материалом;
- развитие умений выразительного чтения и анализа художественное произведение;
- воспитание нравственности.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Оборудование: мультимедийная система, выставка книг И. Крылова, портрет.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
II. Предварительная беседа.
Работа с эпиграфом
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
(П.Вяземский)
- Прочитайте строки П. Вяземского. Как вы думаете, о ком он написал?
- Почему так решили?
- Какие басни И.А. Крылова вам известны?
III. Объяснение нового материала.
Рассказ о баснописце
Отец Крылова был произведён в офицеры после тринадцатилетней солдатской службы, рано умер, оставив среди прочего в наследство сыну сундучок с книгами. Они-то первое время и удовлетворяли ту любовь к чтению, что овладела будущим баснописцем ещё в подростковом возрасте.
А вот материальные потребности книги, естественно, удовлетворить не могли. Так что одиннадцатилетнему Крылову ежеутренне приходилось отправляться не в гимназию, а в тверской губернский суд, чтобы очинивать гусиные перья, переписывать бумаги, разносить пакеты и так далее, то есть исполнять обязанности подканцеляриста. Не повезло с начальником: резкий, невежественный человек, он мог и поднять руку на подростка.
Но именно в это время судьба наградила мальчика тем, что на протяжении всей его жизни больше всего будет согревать его существование. Однажды на торговой площади в толпе простого народа ему вдруг “пробило ухо”, и он открыл для себя, какое это чудо — русская речь. И с тех пор главное удовольствие его заключалось в том, чтобы, растворившись в гуще народа, вслушиваться и вслушиваться в неё, впитывая в себя всё наиболее яркое и меткое: слова, обороты, пословицы, шутки.
Следует заметить, что Крылов от природы вообще был весьма талантливым человеком. И что самое главное — большинство из этих своих талантов умудрился не закопать в землю. Так что тот, кто видел его карандашные наброски, вынужден был признать поразительное сходство рисунка с оригиналом. Музыканты находили очень своеобразной манеру его игры на скрипке. Актёры восхищались даром чудесного перевоплощения при чтении басен. В дополнение ко всему Крылов долго изучал, казалось бы, совсем не нужную ему математику — “просто так”, “из интереса”. А в довершение ко всему в пятьдесят лет овладел “мёртвым” древнегреческим языком. Ему, видите ли, захотелось читать в подлиннике Эзопа!
Но всё же главным увлечением и главной любовью всей жизни Крылова был родной, русский язык, для развития которого он сделал так много. И конечно — литература, которая позволила над улучшением этого языка работать. С тех самых пор, когда, уговорив мать переехать из Твери в Петербург, тринадцатилетним подростком он начал пробовать себя в сочинении стихов, пьесок, переводах басен.
Далеко не сразу отыскал Крылов этот “свой” род литературы. Дебют его как баснописца пришёлся на 1806 год (в 37 лет!). Вышло, однако, как в известной пословице “Русский долго запрягает, да быстро ездит”: слава нового баснописца росла подобно снежному кому.
- Как вы думаете, почему именно баснями прославился И.А. Крылов?
- А чем басня отличается от рассказа или стихотворения?
Работа с литературоведческими терминами
Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
Мораль – начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
Аллегория – иносказательное изображение предмета, за которым скрывается другое понятие или другой предмет.
IV. Чтение и анализ басни “Ворона и Лисица”
- Понравилась вам эта басня?
- Кто герои басни? Опишите их.
- Почему слова “Ворона”, “Лисица” Крылов написал с прописной буквы как имена собственные?
- Найдите в тексте басни слова, которые характеризуют героев.
- Как вы представляете себе этих героев?
- Кто из героев басни кажется вам смешным и глупым, а кто может вызвать даже симпатию?
- Какой приём использует автор при описании Вороны?
- Найдите в басне Крылова слова и выражения, особенности природы, на основании которых можно сказать, что эта басня русская.
— Какие качества человека иносказательно изображаются и высмеиваются в басни?
— В каких словах выражена мораль (нравоучение) басен?
— Какова цель басни?
Словарно-лексическая работа
- Гнусный - омерзительный, внушающий отвращение.
- Взгромоздиться - взобраться и устроиться с трудом на чём-либо высоком.
- Пленить - покорить чем-либо, очаровать.
- Ангельский - нежный, кроткий, добрый.
- Вещуньина - принадлежащая вещунье. Вещунья - предсказательница. В народных сказках ворон изображают иногда как вещих птиц, предсказывающих недоброе.
- Зоб - расширенная часть пищевода птиц.
- Царь-птица - лучшая, главная среди всех птиц.
Художественные особенности басни
- Выражено ли в басне отношение автора к героям?
- Определите стихотворный размер, которым написана басня “Ворона и Лисица”.
- Мы отметили народность басен Крылова, мастерское использование пословиц, поговорок.
- Многие строки из басен И.А. Крылова стали крылатыми словами или афоризмами.
- Как вы понимаете выражение “крылатые слова”?
Крылатые слова - меткие выражения, часто краткие цитаты и афоризмы, получившие широкое распространение в живой речи
Какие слова, выражения из этой басни стали крылатыми?
V. Работа с иллюстрациями художников. (Слайды презентации)
Как изображены герои басни на иллюстрации Е. Рачева?
Рассмотрите иллюстрации В.А. Серова к басне И.А. Крылова "Ворона и Лисица".
VI. Инсценировка басни.
VII. Итог урока.
- С каким автором мы познакомились?
- Чем он запомнился?
- Что такое басня, мораль, аллегория? Приведите примеры из басни “Ворона и Лисица”.
VIII. Домашнее задание.
Выучить басню наизусть, нарисовать иллюстрацию к басне.
Список использованной литературы
- Бабинский, М. Басни И.А. Крылова в школе: традиции изучения и новые возможности [Электронный ресурс] / М. Бабинский // Литература: газ. Изд. дома “Первое сент.”. – 2003. - № 37. – Режим доступа : https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200303703
- Демиденко, Е. “Уж сколько раз твердили миру”: Цикл уроков, посвященных жанру басни. 6-й класс [Электронный ресурс] / Е. Демиденко // Литература : газ. Изд. дома “Первое сент.”. – 2003. - № 47. – Режим доступа : https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200304706
- Калганова, Т. Анализ басен И.А. Крылова в 5 классе [Электронный ресурс] / Т. Калганова // Литература : газ. Изд. дома “Первое сент.”. – 2006. - № 1. – Режим доступа : https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200600106
- Коровин, В. Внутри человеческой морали / В. Коровин // Я иду на урок литературы: 5 класс: Книга для учителя. – М., Издательство “первое сентября”, 2001. – с. 112 - 119.
- Машевский, А. Парадоксы Крылова [Электронный ресурс] / А. Машевский // Литература : газ. Изд. дома “Первое сент.”. – 2001. - № 19. – Режим доступа : https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200101905
- Шкапова, О. Исторический путь басни. Заключительный урок-игра для учащихся 5-6-х классов [Электронный ресурс] / О. Шкапова // Литература : газ. Изд. дома “Первое сент.”. – 2003. - № 47. – Режим доступа : https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200304707