Алые паруса – символ надежды… (по произведению А.Грина "Алые паруса")

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6

Ключевые слова: синквейн, технология критического мышления, «Алые паруса», А. Грин, феерия, символ, Ассоль


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Анализ 1 главы «Предсказание» (слайд 1)

Стадия вызова (слайды 2-3)

Вопрос: были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело одно только желание чего-то необычного, прекрасного?

Задание: прослушайте  песню «Алые паруса» (исп. Е Осин и ансамбль «ДоМиСольки»)

– Сформулируйте тему урока, используя текст песни и данную иллюстрацию (слайд 4)

Тема урока: «Алые паруса – символ надежды…» (по произведению А.Грина «Алые паруса»)

Цели урока:

  • познакомиться с биографией писателя
  • проанализировать главу 1 «Предсказание» из феерии А. Грина «Алые паруса»
  • узнать значение литературоведческих терминов: феерия, символ
  • по ключевым эпизодам и словам составить характеристику главной героини произведения.

Осмысление содержания (слайд 5)

Эпиграф:

Александр Грин – писатель солнечный и, несмотря на трудную судьбу, счастливый, потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека, в добрые начала человеческой души, вера в любовь, дружбу, верность и осуществимость мечты… И каждый прочитавший его становится чем-то богаче и чище.

В. Кетлинская

Биография писателя (доклад ученика  + презентация: Слайды 6-13): Дом-музей А. Грина. Рабочий кабинет писателя, Филиал Дом-Музей А.Грина (Старый Крым), Здесь с 1930г. жил А. Грин.  Здесь он и умер, Мемориальная доска на набережной имени Грина, д. 21, г. Кирове, Бюст на набережной имени Грина в г. Кирове, Александр Грин на почтовой марке Украины, 2005)

Из истории создания произведения  (слайд 14-15)

Мечтами об «ослепительном случае и радости» полны все рассказы Грина, но больше всего – его повесть  «Алые паруса». Эту пленительную и сказочную книгу Грин  обдумывал и начал писать  в Петрограде в 1920 году, когда после сыпняка он бродил по обледенелому городу и искал каждую ночь нового ночлега у случайных, полузнакомых людей. «Алые паруса» – произведение, утверждающее  силу человеческого духа, просвеченное  любовью к жизни и верой в то, что человек способен совершать чудеса.

1. Работа с литературоведческими терминами (слайд 16)

Феерия (франц. feerie, от fee – фея, волшебница),

1) Жанр театральных спектаклей, в которых для фантастических сцен применяются постановочные эффекты. Возник в Италии в 17 веке
2) Цирковое представление с использованием различных эффектов.  
3) Волшебное, сказочное зрелище.

Символ – слово «символ» происходит от греческого слова symbolon, что означает «условный язык».
Символ – предмет или слово, условно выражающее суть какого-либо явления.
Символ заключает в себе некую тайну, намек, позволяющий лишь догадываться о том, что имеется в виду, о чем хотел сказать автор.

+ Предсказание

2. Работа с текстом (слайд 17)

Анализ 1 эпизода «Лонгрен и его маленькая дочь»

  1. Краткий пересказ данного эпизода по плану:
  2. Приезд Лонгрена домой после службы.
  3. История смерти Мери.
  4. Месть Лонгрена Меннерсу.
  5. Любимое развлечение Ассоль».

3. Самостоятельная работа – составление характеристики героини (сверяем с данными на слайде 17)

Характеристика героини (ключевые слова): девочка, маленькое существо, «несмышлёныш, без которого скучно», «доброе личико», росла без подруг.

Иллюстрации героев (слайд 18)

Анализ эпизода «Встреча с волшебником» (слайд 19)

Ответы на вопросы:

  1. Когда у Ассоль стали появляться чудесные сны?
  2. Какую сказку придумала Ассоль про яхту с алыми парусами?
  3. С кем встретилась девочка в лесу? Найти описание Эгля.
  4. Какой разговор состоялся между ними? (Чтение в лицах)
  5. Что предсказал Эгль Ассоль и почему  именно ей? (Выразительное чтение отрывка)

Продолжим составление характеристики героини (сверяем с записью на слайде 19)

Характеристика героини: «стиранное много раз платье, худенькие загорелые ноги, тёмные густые волосы», «каждая черта была выразительна, чиста и легка, как полёт ласточки», «тёмные с оттенком грустного вопроса глаза казались старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи», «полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой».
«Растение, крошка, милая, «имя так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины», «Прекрасная неизвестность».
«Тут только он (Эгль) уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением. «Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы...», – решил он.»
Иллюстрации героев (слайд 20)

Анализ эпизода «Ассоль после встречи с волшебником» (слайд 21)

Ответы на вопросы:

  1. Как отреагировал Лонгрен на рассказ дочери о предсказании волшебника?
  2. О чём толковали рыбаки, услышав о предсказании Эгля?
  3. Каков финал 1 главы?
  4. Поверила ли Ассоль предсказаниям Эгля?
  5. Какой художественный приём использует автор, противопоставляя героиню толпе жителей рыбацкого посёлка?

Рефлексия (слайд 22)

Вопросы:

  1. Какой вы себе представляете Ассоль, проанализировав эпизоды данной главы?
  2. Какие признаки феерии вы можете отметить в 1 главе  произведения?
  3. Как вы думаете, символом чего могут быть  «алые паруса»?

Смотрим иллюстрацию и прослушаем песню «Алые паруса» (слайд 23)

Составление синквейна (слайды 24-25)

Мечта.
Далёкая, манящая.
Надеяться, верить, ждать.
Заветные мечты сбываются.
Счастье.

Паруса.
Алые, загадочные.
Манят, радуют, приближаются.
Надо верить в чудеса.
Любовь.

Иллюстрации (слайд 26)

Домашнее задание (слайд 27)

1. Ответить на вопрос: Как вы думаете, сбудется ли мечта Ассоль?
2. Прочитать феерию А. Грина «Алые паруса» до конца.
3. Составить рассказ о главных героях произведения: Ассоль и Грее.

Итог урока (слайд 28)

Заканчивается урок словами А.Грина: «Чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда – сделай для него это чудо. Новая душа будет у него и новая – у тебя»