Литература
-
А.Фет: поэт и личность 2012
Цели урока: рассмотреть жизненный и творческий путь Фета, выделить основные темы его стихотворений, определить литературные направления его творчества; развить навыки анализа стихотворения, определения характерных черт литературного направления в конкретном произведении; воспитание любви к Прекрасному - поэзии и музыке.
-
Автономное обучение как средство мотивации к самостоятельному поиску знаний 2024
Цель работы: развивать личность в процессе усвоения образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Для достижения цели учитель должен осуществить правильный выбор процессов, методов, средств побуждения учащихся, привлекающихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования; предусмотреть комфортную среду для ученика; осуществить подбор дидактического материала, позволяющего, кроме достижения учебных задач, развивать творческие способности ученика. Задачи это непростые, их реализация требует высокого уровня подготовки, мотивации самого учителя, но результат оправдает затраченные усилия, т.к. все, что обучаемый делает с интересом, осознавая значимость своих действий, приводит к лучшим результатам, например лучше запоминает материал, т.к. самостоятельно определяет то, как он это сделает наилучшим образом для себя.
-
Автор и герой в автобиографическом произведении К.Г. Паустовского "Повесть о жизни" (анализ главы "Гардемарин") 2010
Урок позволяет формировать у учащихся представление об автобиографическом произведении через сопоставительный анализ биографических данных автора с литературным произведением.
-
Автор и герой в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2012
Анализ текста романа расширяет представление учащихся о главном герое, определяет его отношение к природе, искусству, любви, нигилизму. Важнейший момент урока – сопоставление героя романа с автором. Групповая работа учащихся развивает навыки сомостоятельного анализа художественного текста, учит аргументировать свое отношение к прочитанному, развивает речь.
-
Автор и его герой (по 1-й главе романа в стихах "Евгений Онегин" А.С. Пушкина) 2011
В основе урока – подробный анализ текста 1-й главы романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Цель анализа – расширить представление учащихся о главном герое романа, определить причины потери его интереса к жизни. Важнейшим этапом урока является сопоставление героя романа с автором, позволяющее дать ответ на вопрос, почему попытки героя бороться с хандрой окончились неудачей.
-
Авторская ирония в поэме "Мертвые души". Анализ главы 1 2013
Главная задача учителя на уроках литературы, посвященных изучению поэмы Н.В. Гоголя, – донести сатирический и пророческий дар писателя, который гениально проявился в этом произведении. Урок предваряет изучение образов помещиков, ключевой в понимании идеи произведения.
-
Авторская образовательная программа "Истоки" по приобщению детей к культурным традициям донского казачества с целью социализации личности ребенка 2011
Представленная авторская образовательная программа "Истоки" направлена на создание условий для социализации личности ребенка через приобщение его к культурным традициям донского казачества. Ее создание продиктовано потребностью юных дончан больше знать о своем родном крае. Программа апробирована в работе кружка краеведческого направления.
-
Авторская песня "Обыкновенное чудо" Булата Окуджавы 2008
Цель внеклассного мероприятия познакомить учащихся с авторской песней на примере творчества Б.Окуджавы. В ходе беседы стимулируется развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся. Используя силу воздействия авторской песни, решается задача формирования личности учащихся, нравственных убеждений, патриотизма.
-
Авторская песня как песенный монотеатр 60–80-х годов 2007
На уроке в 11-м классе рассматриваются причины возникновения авторской песни, учащиеся знакомятся с творчеством Б.Окуджавы.
-
Авторская песня как средство развития самосознания старшеклассника 2003
Авторская песня - уникальный жанр искусства, в основе которого - высокая поэзия. Знакомство с ней способствует развитию личности старшеклассника, что невозможно без осмысления учащимися личного опыта, обращения к их внутреннему миру.
-
Авторская песня о войне 2011
Представлен сценарий мероприятия, приуроченного к 65-й годовщине – Победы в Великой Отечественной войне. Он рассчитан на учащихся 15-17лет (9-11-й классы). Литературно-музыкальная гостиная предполагает ознакомление ребят с авторской песней о войне, ее местом в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны, фрагментами истории России, возможность оценить эти события, взглянуть на них их глазами.
-
Авторская песня. Владимир Высоцкий 2012
В разработке дается общее представление об авторской песне и изучается творчество поэта-барда В.Высоцкого, т.к. именно эта личность вызывает наибольший интерес у учащихся. В уроке представлены факты личной жизни этого человека, показана многограничность его творчества. Учащиеся узнают о Высоцком - поэте, Высоцком - актере, Высоцком - исполнителе. Материалы урока способствуют формированию интереса к поэтам-бардам и могут также быть использованы во внеклассной работе по предмету.
-
Авторская песня. Татьяна Снежина 2008
Урок знакомит старшеклассников с творчеством Татьяны Снежиной, он посвящен 35-летию со дня рождения Т.Снежиной — поэтессы и композитора.
-
Авторская программа "Миф как начало всех начал" 2011
Курс направлен на расширение и углубление знаний учащихся в области литературы, русского языка, МХК; развитие речи, творческих способностей; воспитание толерантности; формирование навыков исследовательской деятельности.
-
Авторская программа "Человек и природа" 2008
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации.
-
Авторская программа по литературе "Духовно-нравственное развитие школьника через изучение духовной и древнерусской литературы" 2011
Предполагаемая программа – один из возможных вариантов изучения духовной и древнерусской литературы в средней школе, работающей по программе для общеобразовательных школ под редакцией А.Г. Кутузова. Данную программу я использую как дополнительный материал к уроку, успешно внедряю вот уже третий год.
-
Авторская программа элективного курса "Русская литература в творчестве художников-иллюстраторов" 2010
Произведение живописи, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей, служит основой для осмысленного связного высказывания школьников. Картина помогает сосредоточить внимание на определенной теме, уяснить цель высказывания, приучает к последовательности в изложении мыслей.
-
Авторская программа элективного курса (10–11-й классы) "Фронтовые страницы русской прозы второй половины XX века" 2009
Цели данного элективного курса: приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы, открывающей наиболее трагические страницы истории нашей Родины; развитие способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни; воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, формирование гуманистического мировоззрения.
-
Авторская программа элективного курса по литературе "Литературное исследование" 2009
Программа элективного курса предпрофильного образования "Литературное исследование" основана на проектной методике и направлена на самостоятельную научно-исследовательскую деятельность учащихся. Планирование строится по блочно-модульному принципу, в основе организации работы учащихся — технология обучения в сотрудничестве, опережающее обучение.
-
Авторская программа элективного курса по литературе "Уроки нравственности" 2010
Срок реализации программы – 1 год (2 раза в месяц), 18 часов. Программа курса основана на внепрограммных литературных произведениях и взаимосвязана с планами работы классного руководителя, педагога-организатора, завуча по воспитательной работе, и является дополнительным средством воспитательного воздействия на учащихся.
-
Авторская программа элективного курса по литературе в 11-м классе "Литература и православие" 2010
Целью элективного курса является ознакомление учащихся с влиянием православия на формирование мировоззрения современных писателей XX–XXI веков, показ школьникам отражения православных мотивов в произведениях литературы XX века и наших дней.
-
Авторская работа. Конспект. Драматизация сказки А.Алиша "Болтливая утка" для детей 4–5 лет 2023
Цель занятия: развивать интонационную выразительность речи, добиваться правильного произношения; совершенствовать активный словарь детей; воспитывать творческую самостоятельность, артистические качества, любовь к театру; учить чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев (животных), уметь изображать их с помощью движений, мимики, жестов; закреплять интерес к театрально-игровой деятельности; воспитывать любовь татарскому фольклору, бережное отношение ко всем животным.
-
Авторская работа. План-конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе «Ознакомление детей со сказкой Абдуллы Алиша Болтливая утка» 2023
Цель занятия: познакомить детей с произведением Абдулла Алиша «Болтливая утка».
-
Авторская разработка урока литературы по теме "Литературный портрет: Печорин". 9-й класс 2014
Урок направлен на формирование понятия о Печорине как о литературном герое, учащиеся создают словесный портрет героя, оперируя такими понятиями, как внутренний монолог, пейзаж, мотив, эпизод.
-
Авторское эссе на тему «Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя» 2019
Возможности человека постоянно расширяются. Современная наука требует в высшей степени ответственного отношения к себе и сознательной дисциплины ото всех тех, кто ее проектирует, разрабатывает и использует. Наука способна на истинное волшебство, невероятно чудесное превращение мира. Наука – это самое прекрасное и нужное в жизни человека.
-
Агитбригада "Забытые имена. Лидия Чарская" 2013
В статье представлены материалы для агитбригады «Забытые имена» о Чарской Лидии Алексеевне (урожденная Воронова, в замужестве Чурилова) – писателе начала ХХ века. Она была самой популярной детской писательницей начала XX столетия. Потом её имя было забыто. О Чарской вспомнили в 90-е годы XX века. Безусловно, книги Чарской найдут своего читателя, её полюбят маленькие и юные российские граждане России XXI века. Такова идея агитбригады.
-
Адаптированные задания для работы над романом И.А. Гончарова "Обломов" 2009
Адаптированные задания ориентированы на учебник "Русская литература XIX века" для 10-го класса под редакцией В.И. Коровина и могут быть использованы в качестве домашнего или индивидуального задания во время урока. Они помогут учащимся подготовиться к устному ответу и сочинению по роману.
-
Адаптированные тексты по чтению (литературному чтению) для заучивания наизусть, пересказов с 5-х по 9-е классы для слабослышащих обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталостью 2023
Цель пособия: развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекция недостатков мыслительной деятельности.
-
Адресаты любовной лирики Ф.Тютчева. "О, как убийственно мы любим" 2011
Урок-презентация представлен в форме литературно-музыкальной композиции. Урок является продолжением цикла уроков-обсуждений любовной лирики поэтов XIX века. В 9-м классе учащиеся знакомились с адресатами любовной лирики А.Пушкина и М.Лермонтова. На данном занятии учащиеся не только знакомятся с поэзией, но и обучаются различным элементам анализа стихотворения.
-
Азбука здоровья. Здоровьесберегающие технологии на уроках литературы при изучении сказки-были М.Пришвина "Кладовая солнца" 2014
Данная работа актуальна и практически значима, так как она учит устанавливать контакты с живой природой, знать ее ресурсы и возможности, уметь использовать их для поддержания и сохранения здоровья. Изучение медицинских свойств растений дает возможность сформировать умение сохранять и улучшать свое здоровье путем тесного общения с природой, раскрыть способности самопознания, личности человека.