В Российской Федерации 2009 был объявлен Годом молодёжи. По счастливому стечению обстоятельств, Центральная библиотека Надымского района к этому времени получила заказанную заранее книгу романа Ника Хорнби “Слэм”. Ник Хорнби (Nick Hornby) – современный английский писатель, один из самых популярных авторов конца XX – начала XXI веков. О нём пишут, что он завоевал признание книгами о мужчинах, которые ведут себя как мальчишки. Последний его роман издан в Великобритании в 2007 году, переведён на русский язык в 2008 году. Он называется “Слэм” и рассказывает о формировании личности подростка. Главная его тема – раннее взросление.
В Год молодёжи как никогда уместен острый разговор о раннем сексуальном опыте и его последствиях. Он влечет за собой размышления об ответственности взрослого, о самоуверенности юного, об отчаянном желании стремительно приобрести чувственный опыт и перестать выглядеть “зелёным и несмышленым”. А вдумчивый разговор, охватывающий столь широкий круг проблем, приводит к “редактированию” шкалы ценностей, к самостоятельному формулированию важнейших понятий в процессе общения: “личность”, “мужчина”, “женщина”, “гражданин”, “семьянин”, “родители”, “дети”, “твоё место в социуме”… Такой разговор в школьной среде уместен всегда. Формы классного часа, широкой дискуссии, вечерних посиделок, школьного диспута и многие другие – вполне приемлемы для него. Учитывая новизну информации, высокий интеллектуальный уровень участников разговора, их всестороннюю начитанность, мы выбрали форму урока внеклассного чтения.
Итак, разговор пойдёт об открытом уроке внеклассного чтения у активно читающих выпускников школы, знакомящих друг друга с новинками мировой литературы. Урок проведён 25 марта 2009 года в 11 Б классе МОУ “Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма”, ЯНАО (Ямало-Ненецкий автономный округ). Здесь присутствовали учащиеся параллельных классов, учителя-предметники + все желающие. Аудитория собралась обширная. На этом уроке были подняты и обсуждены следующие темы, как литературоведческого плана, так и выходящие за рамки одного произведения:
- “отцы и дети”;
- “права и обязанности поколений”;
- “художественные приёмы, использованные писателем”;
- “своеобразие творческого метода”;
- “воздействие на читателя”;
- “переводчик и его роль”;
- “использование сленга”;
- “твоё представление о будущем”;
- “каким ТЫ видишь завтрашний мир?”;
- “страшно ли тебе стать вдруг отцом?”;
- “представь себя отцом (юной матерью)…”;
- “традиции и новаторство в романе”;
- “система образов романа – система отражений”;
- “какой возраст хорош для создания семьи и рождения детей?”;
- “дружишь ли ты со своим подсознанием?”;
- “Дом – для тебя – символ чего?”;
- “ценность преемственности опыта (художественного и жизненного)”;
- “право на знание”;
- “общение с искусством – гуманизация общества”;
- “двойственность сознания”;
- “речевая самохарактеристика”;
- “всё на свете повторяется, только я неповторим”.