Цели урока:
Образовательная
- познакомить с историей возникновения русского акмеизма;
- отметить тематическое богатство лирики поэтов-акмеистов;
Развивающая
- развивать навыки анализа поэтического произведения;
Воспитательная
- прививать чувство прекрасного;
- воспитывать эмоционально-чувственное отношение к художественным произведениям.
Ход урока
1. Выступление учащихся. Композиция из стихов Ахматовой и Гумилева (15 мин.)
2. Слово учителя (о стихах, которые прозвучали в композиции, об удивительной паре Ахматова–Гумилев)
3. Объявление темы урока. Актуализация знаний
1) Чем отличаются принципы акмеизма от творческой программы символизма?
2) Назовите особенности акмеизма (по статье учебника - Д/З)
4. Работа фронтальная
Опираясь на статью учебника, теоретический раздаточный материал, докажите, что услышанные вами стихи - акмеистичесие (учащиеся находят особенности, например, точность детали, тонкий психологический рисунок, особенности лирического героя - героини и др. В работе опираюсь прежде всего на ответы тех, кто читал стихи наизусть: они повторяют отдельные строчки, за ними остальные тоже отвечают)
5. Работа в парах
Перед вами стихи (раздаточный материал) разных направлений начала 20 века: символизм, акмеизм, футуризм, классика. Определите направления, в рамках которых написаны эти стихи. (Учащиеся отвечают, доказывают)
6. Каждый поэт индивидуален
Ахматова и Гумилев начинали как акмеисты, особенности этого течения будут прослеживаться и в поздней лирике. Но у каждого из них свой неповторимый почерк, своя задача, голос, выразительные средства, интонация, лирический герой.
Работа в тетради. Записываем особенности поэтического почерка Ахматовой и Гумилева.
7. Одна из задач сегодняшнего урока - познакомиться с лирикой (некоторыми темами и образами) Н.Гумилева
Учащийся (заранее подготовленный) дает краткую биографическую справку.
Опираясь на записи в тетради, учащиеся оценивают стихи Н.Гумилева, прозвучавшие в композиции. (В поэзии Н.Гумилева акмеизм реализуется в тяге к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам. Путь поэта в лирике Гумилева – путь воина, конквистадора, первооткрывателя. Муза, вдохновляющая стихотворца – Муза Дальних Странствий. Обновление поэтической образности, уважение к «явлению как таковому» осуществлялось в творчестве Гумилева посредством путешествий к неведомым, но вполне реальным землям. Путешествия в стихах Н.Гумилева несли впечатления от конкретных экспедиций поэта в Африку и, в то же время, перекликались с символическими странствиями в «мирах иных». Заоблачным мирам символистов Гумилев противопоставил первооткрытые им для русской поэзии континенты).
8. Анализ стихотворения "Жираф"
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Сначала учащиеся делятся впечатлениями; опираясь на теоретический материал, анализируют стихотворение как акмеистическое, выявляют особенности почерка Гумилева; статья в учебнике с анализом стихотворения завершит эту работу (учебник литературы 11 класса В.А.Чалмаева, С.А.Зинина).
9. Подведение итогов (об особенности направления акмеизм и реализации принципов акмеизма в стихах Н.Гумилева)
Следующий урок будет посвящен ранней лирике А.Ахматовой.
10. Домашнее задание
Ввыучить наизусть стихотворение Н.Гумилева, подготовить биографический материал об А.А.Ахматовой.