Цель урока: проследить, как меняется настроение рассказчика
на протяжении всего произведения
Задачи:
- обучать навыкам сравнительного анализа;
- развивать образное мышление и речь;
- воспитывать эстетически развитого читателя, способного понимать позицию автора и порождать собственное суждение.
Межпредметная связь: музыка, изобразительное искусство, история.
На доске: Н.А. Некрасов “Крестьянские дети”.
Эпиграф
Вижу дитя на руках у родимой,
Сердце волнуется думой любимой.
Учитель: Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихов, посвященных детям, сколько у Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают “Крестьянские дети”. И не случайно эпиграфом нашего урока послужили строки из стихотворения Некрасова “Свобода”.
— А что такое эпиграф?
(Эпиграф - изречение, краткая цитата, которая характеризует основную мысль произведения).
— Назовите ключевые слова эпиграфа?
(Дитя и сердце волнуется).
— А что значит “сердце волнуется”? (Переживает, беспокоится).
Учитель: Дети и чувства - вот основные понятия, вокруг которых пойдут наши рассуждения при анализе стихотворения Н.А. Некрасова “Крестьянские дети”: на прошлом уроке мы познакомились с творчеством Некрасова и начали анализировать стихотворение “Крестьянские дети”, прочли ее первую часть.
— Давайте вспомним, каким предстает перед нами рассказчик? Кто он? Каково его настроение?
(Рассказчик - герой, барин, охотник, поэт. Он любуется крестьянскими детьми. Любит милых плутов, с радостью вспоминает “грибные набеги”, ему нравится вольная жизнь крестьянских детей).
--А какой еще род искусства помогает нам передать настроение? (Изобразительное искусство, музыка.)
—Прослушайте музыкальный фрагмент...
—Кто автор этого музыкального произведения?
—Какие чувства вызвала у вас эта музыка?
(В этой музыке мы уловили звуки, которые вызвали у нас хорошее настроение, мелодия несет радость, наслаждение).
Учитель: Мы убедились, что настроение можно передать не только словесно, но и с помощью музыки. В домашнем задании вы должны были выразить это настроение в иллюстрациях.
- Давайте посмотрим, как вам удалось уловить это настроение?
Учитель может предложить учащимся следующий подход при анализе иллюстраций.
1. Детей можно направить на то, что в I части используется автором литературный прием - сравнение. Поэтому некоторые рисунки могут выглядеть в виде полевых цветов; (рассказчик сравнивает глаза детей с цветами).
2. Другие в виде надутого гуся (в тексте дети сравнивают рассказчика с гусем, но с улыбающимся солнцем, где через солнышко передается любовь к детям).
3. Рисунки с использованием ярких красок, которые создают радостное настроение.
4. В виде венка с детскими глазами, уч-ся должны высказать свое настроение в иллюстрациях и показать, как его рисунок передает настроение рассказчика.
Учитель: Таким образом, мы увидели с вами, что настроение рассказчика можно передавать с помощью иллюстрирования. Обратимся к тексту и прочитаем вторую часть стихотворения и подумаем, какое настроение передает рассказчик в этой части. На прошлом уроке мы поделили стихотворение на смысловые части. Прочитаем следующий отрывок:
-Довольно, Ванюша! Гулял ты немало...
- Каким сначала представляется Ванюше крестьянский труд?
(Труд перед Ванюшей предстает “нарядной своей стороной”).
- В каких строчках звучит поэзия крестьянского труда?
(Он видит, как поле отец удобряет, как в рыхлую землю бросает зерно, как поле потом зеленеть начинает, как колос растет, наливает зерно...).
- Дома вы должны были выписать слова, лексическое значение которых вам непонятно.
- Объясните значение следующих слов: жатва, серп, снопы, рига, цеп.
Жатва - уборка хлебных злаков путем срезания под корень.
Серп - ручное орудие в виде прогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезания хлебных злаков с корня.
Сноп — связка сжатых стеблей с колосьями.
Рига — сарай для сушки снопов и молотьбы.
Цеп - ручное орудие для молотьбы.
- Употребляются ли эти слова в современном русском языке?
(Нет, они вышли из активной лексики).
- А как называются слова, которые вышли из активного употребления?
(Устаревшими или архаизмами).
Учитель: эти слова не случайно прозвучали в этом отрывке, потому что они созвучны поэзии крестьянского труда.
- Каким показывает Некрасов Ванюшу в этой части?
(Он в деревню въезжает царем). Какое интересное выражение...
- А что означает это выражение “въезжает царем”?
(Ванюше не приходилось сталкиваться с тяжелым трудом крестьян, он только наблюдал за работой, и поэтому чувствует себя “царем”).
- Кто говорит: “Родной”, “Полезай постреленок”.
(Эти слова говорит отец, крестьяне).
— Дайте объяснение слову “постреленок” (озорник).
— Какое отношение выражает автор, этим словом, вкладывая его в уста отца?
(В этом слове автор выражает любовь не только отца, но и любование автором Ванюшей).
— Какая часть слова демонстрирует это отношение к Ванюше?
(В этом слове автор употребляет уменьшительно-ласкательный суффикс “енок”, который выражает любовь к этому ребенку).
— Прочитаем следующий отрывок стихотворения.
— Сравните этот фрагмент с предыдущим, где рассказчик восхищается радостью труда.
— Чем они отличаются?
Учитель: Это стихотворение написано в 1861 году.
—Какое событие произошло в это время в России? (В 1861 году было отменено крепостное право).
Учитель: 1861 год - год отмены крепостного права, год обретения долгожданной “воли”, год надежд на лучшее будущее.
— Давайте обратимся к тексту, и следующий отрывок разыграем по ролям? Подумаем, о каком времени вспоминает рассказчик в данном отрывке?
Учитель: Понравилась вам игра актеров?
— Какие чувства возникли у вас, когда вы наблюдали за игрой актеров?
(Актеры передали своей игрой чувство печали, как тяжело крестьянским детям достается хлеб).
— О каком времени вспоминает рассказчик в данном отрывке?
(Он вспоминает о времени, когда в России было крепостное право).
—Почему мальчик назван “мужичком”?
(Мальчик одет не по своему росту, в больших сапогах, эти вещи еще больше уменьшают его в росте, и не случайно рассказчик называет его “мужичком с ноготок”).
(Работа с иллюстрацией на стр. 176).
Учитель: Посмотрите на иллюстрацию на стр. 176.
—Что вы видите на ней? Опишите словесно.
(На первом плане изображен мальчик, который ведет под уздцы лошадь. Походка у мальчика уверенная. Этой походкой художник подчеркивает гордость мальчика за порученный ему ответственный труд. Лошадь согнулась под тяжестью груза, поэтому мальчик ведет ее под уздцы, беря на себя часть тяжести.)
Учитель: Замечательно каждое слово, которым Некрасов изображает этого шестилетнего труженика. Другой бы сказал о мальчике, что тот шагает, или идет, или бредет.
— А как говорит Некрасов? (шествует).
— Найдите это слово в толковом словаре (шествовать - идти, двигаться важно).
— О ком говорят, когда произносят слово “шествует” (о царе, о важном человеке).
— Почему именно это слово использует рассказчик, говоря о походке “мужичка”?
(Мальчик не просто идет, а идет уверенно, важно. Это и видно на иллюстрации. Этой походкой рассказчик подчеркивает, как уважает “мужичок” себя за то, что ему поручили важное дело).
- Сравните отрывок о Ванюше и “мужичке”. Есть ли разница в оценках настроении. (В отрывке о мужичке показывается не радость труда, не его “нарядная сторона”, где ребенку дается посильная интересная работа и он может чувствовать себя “царем”, а тяжелый мужской труд - ребенок один в лесу, ведет лошадь по снегу).
- Дети, заглядывающие в щели - “плуты”.
- А какой характер у “мужичка”?
(Тяжелый труд делает его взрослым, поэтому по характеру он важный, и на вид строгий, горд тем, что работает наравне с взрослыми).
- Какие строчки подтверждают обретение долгожданной воли надежду на лучшее будущее? (Играйте же, дети, растите на воле, на то вам и красное детство дано).
- Как называется художественно-изобразительное средство, используемое в словосочетании “красное детство”.
(эпитет)
- Объясните значение выражения “красное детство”
(На Руси под словом “красное” понималось как красивое, прекрасное, счастливое, поэтому “красное детство” понимается как прекрасное, счастливое детство после отмены крепостного права).
Учитель: Таким образом, воля - это не только долгожданное освобождение от крепостного права, но это еще и крестьянское детство, поэтому эти строки являются поэтическим образом вольного “красного детства” - прекрасной поры человеческой жизни. Дочитаем стихотворение до конца.
- Какие чувства вызывают заключительные строки стихотворения?
(Чувство радости и печали, грусти; это связано с тем, что поэту пришлось расстаться с детьми из-за грозы).
- Сравните с началом стихотворения. Есть ли
различия?
(Начало и конец стихотворения составляют одну
картину. “Теперь нам пора возвратиться к
началу”, - говорит поэт в заключительной части,
где между ним и детьми уже нет никаких преград. В
этом-то и отличие, что много смеха и радости.)
Учитель: Но не только детским смехом и радостью навеян этот этюд, в нем говорится о наступлении хороших времен, чем свидетельствует гроза, которая несет в себе ожидании какой-то новизны. Гроза - символический, многозначимый образ, и в литературе встречается нередко. Мы встретимся с этим образом в 10 классе, когда будем изучать пьесу Островского “Гроза”, где гроза несет ту же нагрузку, что и здесь. Ожидание перемен к лучшему - этим настроением пронизано все стихотворение Некрасова “Крестьянские дети”, и мне бы хотелось еще раз обратиться к эпиграфу нашего урока:
Вижу дитя на руках у родимой,
Сердце волнуется думой любимой,
где выражена любовь к самому дорогому в жизни человека - любовь к ребенку. Без этой любви нельзя говорить о прекрасном детстве. И сердце волнуется не только об этом, но и о будущем этих детей.
Д/з. Напишите сочинение на тему “Мое настроение и чувства после прочтения стихотворения Н. А. Некрасова “Крестьянские дети”.