В последнее время учителя литературы часто сетуют на то, что дети не хотят читать, увлечены компьютером и телевизором. Для того чтобы изменить ситуацию, учитель, конечно, должен заинтересовать учащихся. Помочь в этом могут разнообразные творческие задания, различные творческие приемы, смена жанров урока, ведь именно это помогает устранить однообразие уроков. Так давайте активизировать творчество творчески.
Таким формам работы на уроке, как использование игр, викторин, музыки, живописи, интересным творческим заданиям, которые повышают познавательную активность, уделяется мало внимания. Причин много: и загруженность программы, и нехватка времени на изучение произведения, и, иногда, нежелание отступать от установленных канонов.
Результаты опросов учащихся подтверждают, что такие формы проведения уроков позволяют повысить творческую и познавательную активность школьников.
Ребята учатся творчески использовать богатства языка. Тот, кто попробовал найти самый выразительный эпитет, открыть неожиданное сходство в предметах, услышать созвучие слов и создать рифму, сумеет оценить эти средства в прочитанных произведениях. Он сможет интересно рассказать об увиденном, найти наиболее точные слова для выражения собственных мыслей и чувств.
Я хочу предложить два разных по форме урока.
Урок 1. “Сочинение-ассоциация”
В связи с направленностью нашей школы (на каждой параллели один музыкальный класс), мы используем на уроках литературы как можно чаще музыку. Это помогает развивать творческое воображение учащихся, активизировать их творческую деятельность. Интересна, на наш взгляд, такая форма урока развития письменной речи, как “сочинение-ассоциация”.
На этом уроке в 7 классе мы использовали музыку и картины замечательного литовского композитора и художника М.К. Чюрлениса. Начать урок можно с вступительных слов о нем, чтобы погрузить детей в мир этого талантливого человека.” Земля и море, таинственные звездные глубины и сияние солнц, сказочные поверья и народные предания… Всем этим наполнены картины и музыка великого литовского художника и композитора Михалоюса Константиноса Чюрлениса. Иногда он кажется непонятен. Но он скорее непривычен. Он принадлежит к числу тех творцов искусства, кто ведет за собой, давая простор нашему воображению” (Ф. Розинер).
Сначала детям предлагается прослушать сонату Чюрлениса “Сонату моря”, причем две очень контрастные части. И в зависимости от того, какие ассоциации она у них вызвала, записать слова-ассоциации. А затем ребятам было предложено рассматреть репродукции его картин, написанных к этой сонате, с таким же названием, и дополнить ряд слов уже по репродукциям.
Записанные слова можно прочитать вслух, поделиться мнениями, какие из них наиболее ярко и точно воспроизводят картины моря. И затем учащиеся пишут свои небольшие миниатюры, используя записанные слова.
Этот вид работы достаточно сложен для детей неподготовленных, а для учеников музыкальных классов доступен и интересен. Ведь помимо развития творческого воображения, такая работа приучает учеников видеть, чувствовать прекрасное, вслушиваться в мир искусства.
В обычных классах так же можно использовать такой вид работы в качестве небольших творческих разминок на уроках развития письменной и устной речи.
Урок 2. Конкурс чтецов по лирике М. Ю. Лермонтова в 6 классе
Этот урок был необычен тем, что всем учащимся было предложено готовить его самостоятельно, по группам. Таким образом, помимо основной цели урока: обобщить знания о жизни и творчестве поэта, знания по теории литературы. Нами были поставлены задачи: развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся, углубление навыков выразительного чтения.
Группами готовились следующие задания: выразительное чтение стихотворений М. Ю. Лермонтова и готовность ответить на любой вопрос по теории литературы и по жизни и творчеству поэта; жюри должны были подготовить самостоятельно задания и вопросы для конкурсантов; художники – организовать выставку иллюстраций к произведениям.
ПЛАН-СЦЕНАРИЙ
Участники: пять учащихся-конкурсантов
Ведущий: двое учащихся (поочередно)
Жюри: пять учащихся.
1 КОНКУРС "Глубокий и могучий дух! Чудная натура!”
Так о М. Ю. Лермонтове отзывается В. Г. Белинский. Мы внимательно изучили его жизненный путь – такой короткий, но такой яркий.
Условия этого конкурса: конкурсантам предлагается поочередно отвечать на два вопроса о жизни и творчестве поэта. За каждый правильный ответ конкурсант получает один балл.
I. Вопросы о жизни поэта
Годы жизни поэта (1814-1841)
Где прошло его детство? (Село Барханы)
С кем рос Миша Лермонтов? (С бабушкой Е. А. Арсентьевой)
Во сколько лет он поступил учиться и куда? (В 13 лет в московский пансион)
Во сколько лет он начал писать стихи? (В 14 лет)
II. Вопросы о творчестве поэта
О чем эти строки поэта? “Ужасная судьба отца и сына: жить розно и в разлуке умереть” (Поэт с отцом жили отдельно из-за бабушки)
В чем выражалась ранняя гениальность поэта? (Способности к математике, рисованию, литературе, музыке, языкам)
Почему он переезжает в Петербург? (Уход из университета, поступление в школу подпрапорщиков)
За что его ссылают на Кавказ и в каком году? (Стихотворение “На смерть поэта” 1837г.)
С чем связана его вторая ссылка на Кавказ? (Дуэль 1840г.)
2 КОНКУРС “Конкурс чтецов”
Выразительное чтение конкурсантами выбранных стихотворений. Оценивается конкурс по пятибальной системе.
3 КОНКУРС “Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?”
В этих строках о парусе и надежда, и грусть, нет определенности. Так же, как и в жизни поэта. Следующий конкурс посвящен мотивам лирики Лермонтова, а так же попробуйте определить микротемы и основную тему стихов.
Образец:
Текст строфы |
Микротемы |
Когда волнуется желтеющая нива И свежий лес шумит при звуке ветерка И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка |
(Желтеющая) нива; |
(Свежий) лес; |
|
(Малиновая) слива; сад |
|
Тень (сладостная); (Зеленый) листок |
Вывод: все темы данной строфы рисуют мир природы.
Участники работают каждый со своей строфой. В это время учащиеся прослушивают романсы на стихи Лермонтова, а жюри подводит итоги первых двух конкурсов.
4 КОНКУРС посвящен знанию теории литературы
Конкурсантам предлагается по одному вопросу и по двум заданиям.
Предлагаемые конкурсантам вопросы (2-4 балла):
Какие произведения называются лирическими?
Дайте определение понятия “инверсия” (её роль).
Дайте определение понятия “антитеза” (её роль).
Что такое “троп”?
Дайте определение “метафоры” (её роль в тексте).
И учащимся предлагаются задания, заранее подготовленные таблицы.
Задание 1. Определить литературные приемы, используемые М. Ю. Лермонтовым для создания настроения (2-5 баллов).
ПРИЕМЫ |
ПРИМЕР |
Эпитеты: (Пример) |
Свежий лес, румяный вечер |
|
Задание 2. Определите стихотворный размер и схему рифмовки.
Название стихотворения |
Размер |
Схема рифмовки |
|
5 КОНКУРС. “Наш словарь” (2-4 балла)
В поэзии мы попадаем в удивительный и многообразный мир слов. Но часто, при чтении мы испытываем некоторые затруднения, пытаясь понять, осознать значение этих слов. Итак, в этом конкурсе вы должны растолковать значение некоторых слов, встречающихся в выбранных вами стихах.
Первый конкурсант: “Парус” – слово “мятежный”.
Второй конкурсант: “Тучи” – “цепью жемчужною”.
Третий конкурсант: “На севере диком…” – “риза”.
Четвертый конкурсант: “Утес” – слово “лазурь”.
Пятый конкурсант: “Листок” – слово “странник”.
6 КОНКУРС. “Творческий”
Мы сегодня совершили еще одно путешествие в загадочный и завораживающий мир поэзии. Мы знаем, что лирические произведения создаются с помощью многообразных художественных приемов. В этом конкурсе вам предлагается проявить свои творческие способности. Используя яркие образные выражения, написать небольшие зарисовки на тему: “Зимнее утро”. При этом нельзя использовать шаблонные эпитеты: “яркое солнце”, “белый снег”, “голубое небо”. Конкурс оценивается от 2 до 5 баллов. Дерзайте!
“Когда я выглянула в окно, я увидела серебристое, белоснежное покрывало. Оно одело всю землю сверкающим полотном. Небо излучало фантастический лазурный свет. По нему бежали белые барашки-облака. Резким порывом ветра их отнесло в сторону гор.”
(Федосеева О.)
“Я вышла на улицу. Небо было чистое-чистое. Солнце светило мне в глаза и ослепляло. Лужицы покрылись тоненьким хрустальным ледком. Деревья утопали под белоснежной шапкой снега. Это было чудесное утро!”
(Маковецкая О.)
“Когда мы вышли на улицу, светило ослепительное солнце. По бирюзовому небу плыли пушистые кораблики облаков. Везде: на деревьях, кустах, дорогах лежало белоснежное пуховое покрывало. С неба падали белые хлопья. Ветки деревьев казались хрустальными. Лед в лужах был до того прозрачен, что через него было видно воду”.
(Астапенко О.)
“Просыпаюсь я, встаю,
Вижу солнце и зарю,
И, как будто наяву, вижу сон я про зиму.
И, как будто, пух летит
На заснувшие деревья,
Белоснежные шапчонки замороженных осин.
Это все мое, родное!
Если ты захочешь это все увидеть,
Выгляни в окно!!!”
(Кинзерская К.)
Итак, наше путешествие подошло к концу. Подведем итоги. В продолжение всего урока работает жюри по специально разработанной ими схеме (см. таблицу в конце текста).
Поздравляем победителя конкурса, набравшего максимальное количество баллов. А поощрительными медалями награждаются конкурсанты, набравшие большее количество баллов в том или ином конкурсе: “лучший чтец”, “знаток теории литературы”, “юный лирик”.
Таблица. Итоги конкурса “Поэзии волшебный мир”
Конкурс |
Участник № 1 “Парус” |
Участник № 2 “Тучи” |
Участник № 3 “Утес” |
Участник № 4 “Листок” |
Участник № 5 “На севере диком” |
I По 1 баллу за вопрос |
|||||
II От 2 до 5 баллов |
|||||
III От 2 до 5 баллов |
|||||
IV По 1 баллу за вопрос; от 2 до 5 за задание |
|||||
V От 2 до 4 баллов |
|||||
VI От 2 до 5 баллов |
|||||
общее количество баллов |
В заключение хочу сказать, что учащимся нравятся и запоминаются именно те уроки, на которых в большей степени проявляются их творческие способности. Отмечая положительные стороны таких уроков, ученики указывают на большее количество новых знаний, расширение их интеллекта, словарного запаса языка, на развитие интереса к предмету, на получение навыков самостоятельной обработки информации, на развитие внимания творческих способностей.