В работе «Литература и личность школьника» А.И.Куликова отмечает следующее: «Школа сегодня развивается как единое целое. Каждому ребенку она не может дать индивидуальную программу обучения и развития, но может дать нечто общее: определить индивидуальное своеобразие каждого ребенка и оказать ему помощь в его развитии. В воспитании души, пробуждении духовности огромная роль принадлежит учителю литературы. Именно литература целостно отражает мир: внешний, окружающий человека, и внутренний, живущий в самом человеке. Если внешний мир можно увидеть самому, то внутреннее состояние, к сожалению, трудно почувствовать неопытной душе» [1]. Думается, что это действительно так. Литература как предмет вообще имеет множество отличительных особенностей внутри учебного процесса. Текст литературного произведения - это то средство, с помощью которого учитель литературы познает личность ученика. Не случайно в известной монографии Н.А.Алексеева говорится на этот счет: «Текст, хронотоп литературного произведения, его содержание выступает своеобразным «экраном», на который проецируется личность ученика, узнающего и понимающего через литературное произведение «мир - в - себе» и «себя - в - мире» [2].
Таким образом, вполне понятно, что личность ученика останется не узнанной учителем, если на уроке литературы не будет звучать текст литературного произведения. Каким же образом новые педагогические технологии, предлагаемые учеными-педагогами сегодня, могут быть применены в каждом конкретном случае, при изучении каждого конкретного литературного произведения? При этом необходимо помнить о том, что учитель литературы «воспитывает душу»…
Обратимся к историческому прошлому системы образования в России. В частности, интересным будет опыт деятельности ишимских (Ишим - небольшой городок на юге Тюменской области) педагогов конца 19-го - начала 20-го века. Это можно сделать на основе анализа работы конкретных учебных заведений. Примером послужит Ишимское уездное училище, основанное в 1817-м году.
В Ишимском уездном училище учебный план составлялся строго на основе общероссийского. В программу включались предметы: Закон Божий и Священная история, российская и татарская грамматика, всеобщая и русская география, всеобщая и русская история, арифметика, начальные правила геометрии, физики, чтение Святого писания. Очевидно, что учебный план был многопредметным, поэтому основная цель, которую ставили перед собой педагоги, состояла в том, чтобы постоянно владеть вниманием всех учащихся, чтобы они могли понимать предметы учения легко и ясно.
Теперь давайте посмотрим, какими методами и приемами пользовались учителя-словесники в работе с учениками. Они учили «совокупно» (коллективная работа учителя с классом); основными методами признавались: «совокупное чтение» (вызванный ученик или учитель читал книгу, которая имелась на руках у всех учащихся), «совокупное наставление» (объяснение учителем всему классу прочитанного материала), «таблицы» (запись на доске и в тетрадях учащихся краткого пересказа в классе текста с выделением главных мыслей), «изображение через начальные буквы» (изображение на доске, в тетрадях заучиваемого правила или определения в виде начальных букв всех слов), «воспрошение» (вопрос в целях выяснения, как поняли ученики объяснения учителя.
Во время работы с материалами дела № 8 ТФ ГАТО [3] были обнаружены некоторые интересные моменты в работе педагогов Ишимского уездного училища. Главное внимание учителя-словесники, да и, впрочем, весь педагогический состав, уделяли религиозно-нравственному воспитанию учащихся в духе православной церкви. Могучим средством к этому служило посещение Храма Божьего в воскресные и праздничные дни, участие детей в самом богослужении в качестве певчих, чтецов, пономарей. Ученики охотно посещали богослужения, стояли в церкви благоговейно. Здесь они находились под наблюдением дежурного учителя и смотрителя училища.
А вторым прекрасным воспитательным средством было внеклассное чтение: педагог, познакомившись с ученической библиотекой, рекомендовал ученикам те или другие книги, сообразно с индивидуальными особенностями детей. Имела место быть даже такая должность - учитель-библиотекарь. Функции его очень хорошо объясняет документ из фондов Тобольского архива: «В целях более рациональной постановки домашнего чтения учащихся, книги из ученической библиотеки разделены по классам сообразно силам и развитию учеников. Составленные таким образом классные каталоги переписаны на отдельные листы, которые развешаны по классам. Выдача книг производится еженедельно с таким расчетом, чтобы ученики каждого класса получали один раз в неделю. Берущий при сдаче книги коротенько передает учителю-библиотекарю содержание прочитанной книги и тем самым контролируется им» [ 4 ].
В училище проводились воскресные чтения, на которых учащиеся знакомились с избранными сочинениями Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Кольцова и др., с биографиями этих поэтов и писателей. Чтение по литературе чередовалось с чтением по русской истории. Конечно же, проведение воскресных чтений являлось очень удобной формой работы с учащимися. А для учителей литература данная форма наиболее приемлема, так как постоянно не хватает времени на изучение того или иного произведения. Если учесть, что воскресные чтения доставляли детям еще и эстетическое наслаждение, потому что иллюстрировались световыми картинами и сопровождались пением и музыкой, то можно представить, как помогли бы они сегодня современным педагогам в деле воспитания и образования школьников.
28 декабря 1901 года в уездном училище был устроен детский литературно-вокальный вечер по представленной при этом программе. На вечер пригласили родителей учеников, педагогов всех учебных заведений города, членов Попечительского совета прогимназии. Такие вечера были ценны тем, что учителя, родители, дети имели возможность общения в теплой и дружеской атмосфере.
Вечер начинался с гимна «Боже, Царя храни», который исполнял детский хор. Тем самым осуществлялась главная воспитательная задача времени, от которой зависели все остальные, - нужно было сделать все необходимое для того, чтобы дети прониклись национальной идеей любви к Вере, Царю и Отечеству. Это являлось ЯДРОМ образовательной системы в целом.
Надо было развивать детей и эстетически. Поэтому вечер сопровождался музыкальными номерами. Музыка применялась не только в качестве фона. В перерывах между чтением и пением демонстрировался хороший граммофон, а после чтения играл любительский оркестр (так называемый учительский оркестр музыки). Так воспитывалась музыкальная культура. В программу Вечера включили и народную песню: «Возле речки, возле мосту», «И я золото хороню», «Что за песни, что за песни - распевает наша Русь» и т. п. Учащиеся не только пели, - вечер был насыщен еще и поэзией. Подбор стихов говорит за себя: «Выезд ямщика», «Молитва дитяти», «Русь» - Никитина; «Малороссия», былина «Садко» - А. Толстого. Тема Родины, России гармонично переплеталась с темой русской природы. Таким образом, обучение и воспитание были неотрывно СВЯЗАНЫ с русской культурой, с народными корнями, с народной традицией.
Современным педагогам программа вечера, возможно, могла бы показаться несколько ограниченной. К примеру, в ней отсутствуют танцы. Но это не случайно. Ведь по правилам внеклассного поведения, составленным Министерством народного просвещения, детям вообще воспрещалось выражать в бурной форме свой восторг. Это было недопустимо, а потому программа вечера носила строгий нравственный характер. Важно и то, что вечер заканчивался обращением к национальным корням - чтением былины «Садко». Это было необходимо, так как отсюда - любовь к Отечеству, к тем, кто прославлял его.
Таким образом, выбор воспитательных средств в Ишимском уездном училище способствовал эмоционально-нравственному развитию учеников (посещение детьми Храма Божьего в воскресные и праздничные дни, участие детей в самом Богослужении), эстетическому (проведение воскресных чтений, которые иллюстрировались световыми картинами и сопровождались пением и музыкой). В сферу просвещения вовлекалось во время воскресных чтений и взрослое население города, а сотрудничество школы с церковью приводило к формированию крепкого духовного потенциала.
Итак, проанализировав работу ишимских педагогов конца 19 - начала 20 века, познакомившись с теми методами и приемами, которые использовали учителя-словесники в работе с учащимися, чтобы достичь конечной цели - воспитать личность, духовно развитую - можно сделать вывод о том, насколько, в связи с изменением общественных приоритетов к концу 20 - началу 21 века, изменились педагогические цели и задачи. Отсюда, пожалуй, и возникла необходимость создания, а затем и применения новых педагогических технологий.
Теперь же посмотрим, каким образом технология естественного обучения (ТЕО) помогает осуществлять педагогические цели учителю-словеснику сегодня? Название данной технологии позволяет уяснить ее суть - свободное общение на уроке, когда все сидят парами и что-то обсуждают. Все говорят, но нет особого шума. Естественное общение на уроке осуществляется в парах индивидуального состава. Очень важно, чтобы перед учащимися была поставлена задача - самостоятельно выбрать того, с кем будешь работать в паре. Цель ТЕО - обеспечить качественное усвоение текста литературного произведения, биографии того или иного поэта, писателя. Перед каждым учеником ставится конкретная цель: овладеть материалом данной ему статьи так, чтобы уметь ее пересказать; уметь составить вопросы к критической статье; разбить на абзацы, выделить основную мысль, определить тему, идею, проблему предложенной статьи…
Очень важно сегодня развивать у учащихся монологическую речь. ТЕО помогает делать это в атмосфере сотрудничества и доброжелательности, когда ребята сами выбирают того, с кем работать, когда они сами осуществляют контроль на уроке, выставляя «соседу» оценку, которую тот, по мнению равного ему, заслужил. При таком доверии и материал усваивается лучше. Работа в парах индивидуального состава предполагает взаимообмен заданиями, вопросами, взаимообучение при работе с новой лексикой, ведь от прочного усвоения опорного словаря урока зависят дальнейшие речевые умения школьников. Таким образом, развивается память, формируется умение воспринимать на слух информацию и передавать полученные знания партнеру. Технология способствует непрерывному общению учащихся на уроках, позволяет вовлечь в учебный процесс одновременно всех учащихся группы, способствует речевой деятельности. Все это, несомненно, ведет к значительному повышению качества знаний. Ребята обучаются самостоятельности, а это способствует мыслительной деятельности (анализу, синтезу, сравнению, проведению аналогий, вычленению противоречий, выделению главной мысли текста, формулировке проблемы), способам рациональной работы (при наименьших затратах времени), формированию таких умений, как конспектирование, составление плана, схемы-опоры, вопросников; контролю, коррекции само- и взаимопроверки.
Таким образом, роль педагога в оказании помощи ученику минимальна, а работа в парах делает помощь учителя адресной и своевременной. Думается, что вышеперечисленные умения необходимы каждому, без них невозможно дальнейшее самообразование. К тому же в повседневной жизни они так же необходимы.
Итак, буквально налицо преимущества данной технологии в осуществлении целей воспитания сегодня. Однако вернемся к мысли, высказанной в начале данной статьи: «В воспитании души, пробуждении духовности огромная роль принадлежит учителю литературы» [5]. При всех достоинствах технологии естественного общения она совершенно исключает чувственное восприятие текста литературного произведения, а значит, не дает возможности учителю-словеснику «воспитывать душу» ученика на уроке. Именно поэтому на современном этапе речь не должна стоять о полном переходе педагога-словесника на новые педагогические технологии. Иначе ни о каком эмоционально-нравственном воспитании, воспитании духовности в современной школе и речи быть не может.
Утрата духовных ценностей сегодня - это гибель для России в целом и для поколения наших детей - в частности. Вот почему учитель литературы должен возрождать и применять на уроках методы и приемы традиционной дореволюционной методики, о чем и шла речь выше в данной работе. Необходимо, с одной стороны, актуализировать исторический опыт духовного воспитания в современной школе, а, с другой стороны, умело сочетать это с выбранной педагогической технологией, используя ее лишь как часть, элемент урока литературы на каком-то определенном этапе.
Список использованной литературы
- Куликова А.И. Литература и личность школьника // В кн.: Образование и культура Тюменского края в 18-20 вв. - Тобольск, 1998. - С.162.
- Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 1996. - С.178.
- Отчет за 1901 год штатного смотрителя Ишимского уездного училища // ТФ ГАТО, Фонд 5, оп. 1. - Д. 8.
- Там же.
- Куликова А.И. Литература и личность школьника // В кн.: Образование и культура Тюменского края в 18 - 20 вв. - Тобольск, 1998. - С.162.