Положительные изменения в системе современного образования во многом зависят от того, умеют ли педагоги по-новому организовать свою деятельность и деятельность учащихся. Одним из компонентов этой деятельности является наличие у учащихся мотивационной потребности к чтению и культуре чтения.
Заинтересовавшись проблемой чтения учащихся, я провела анкетирование, которое подтвердило, что, действительно, такая проблема имеет место в практике современной школы и требует дополнительного исследования.
Также я ознакомилась с исследованиями Колодиной Н.В., социолога Дубина Б.Н., Дружининой Л.В. и пришла к выводу, что у современных учащихся наличие мотивационной потребности к чтению и самой культуры чтения довольно низкие. В среднем 20 % из числа опрошенных учащихся имеют устойчивый интерес к чтению. У большинства же учащихся обнаружена несформированность навыков чтения, потребность в чтении как одной из составляющей саморазвития личности, познания окружающего мира.
Изучив работы и материалы исследований по проблемам чтения, я провела исследование по теме «Взаимосвязь мотивационной потребности к чтению и современной действительности», чтобы выяснить: во-первых, что читают современные школьники, во-вторых, что влияет на выбор книги для прочтения.
Проблема исследования: «Взаимосвязь мотивационной потребности к чтению и современной действительностью».
Цель: апробировать систему, включающую современные передовые технологии и оптимальные формы работы на уроках литературы и во внеклассной работе, помогающие формированию мотивации к чтению и повышения уровня культуры чтения, условия, содержание и методы педагогической работы, обеспечивающие решение выдвинутой проблемы.
Объект исследования: процесс деятельности учащихся в рамках мотивационно-потребностной сферы к чтению и влияние современной действительности на качество (культуру чтения).
Предмет исследования: Содержание и методы по созданию оптимальных условий такой учебной деятельности, при которой наиболее эффективно формируется мотивация к чтению и как следствие повышается качество чтения.
Методы исследования: анкетирование, наблюдение, тестирование, изучение документов и результатов деятельности; фронтальные,групповые, индивидуальные беседы; анализ письменных работ учащихся ( сочинений, ответов на вопросы, отзывы о прочитанных книгах и т.д.).
Научная новизна: в практике средней школы недостаточно подобных исследований и рекомендаций по решению данной проблемы в рамках повышения мотивации к чтению на уроках литературы и во внеклассной деятельности.
Практическая новизна работы состоит в том, что в ней даны рекомендации по формированию у учащихся устойчивого интереса к чтению, сделана попытка проанализировать взаимосвязь между картиной чтения и современной действительностью.
Гипотеза: Если, изучив причины низкого качества чтения учащихся, и на основе полученных результатов исследования организовать педагогическую деятельность с учётом мотивации к чтению учащихся и современной действительностью, то можно достичь более высоких результатов по формированию повышения устойчивого интереса к чтению и повышению уровня культуры чтения.
Задачи:
- периодически повторять аналогичные исследования, чтобы держать под постоянным контролем динамику чтения и своевременно изыскивать способы воздействия на этот процесс в нужном направлении;
- поиск оптимальных условий повышения мотивации к чтению на уроках литературы и во внеклассной работе учащихся среднего и старшего звеньев;
- накопление дидактического материала;
- экспериментально подтвердить влияние разработанной методики на формирование повышения мотивации к чтению учащегося среднего и старшего звеньев на уроках литературы и во внеклассной деятельности.
Выводы: повышение мотивации к чтению (как к одной из составляющей части саморазвития личности) может быть достигнута:
- за счёт организованной педагогической деятельности с учётом знания особенностей мотивации к чтению современных учащихся, т.е. при создании соответствующих условий на уроках литературы и во внеклассной деятельности.
- при наличии ряда условий для творчества, организации исследовательской работы, проведения уроков, внеклассных мероприятий, используя новые технологии.
Организация исследования: исследовательская работа проводилась в 5-11 классах. Исследованием было охвачено 90-95 учащихся.
Исследование проходило в несколько этапов.
По результатам исследования были сделаны следующие выводы:
Современные учащиеся при всей своей загруженности находят время для чтения, но уровень чтения в целом невысок. Особую тревогу вызывают учащиеся 5-7 классов. Ещё несколько лет тому назад учащиеся этого возраста читали более активно. Теперь же их отличает слабая мотивация и желание проводить больше времени за компьютером и разными гаджетами. Интересными мне показалась и та информация, как изменились читательские привычки и приоритеты подростков:
«старая модель» читателя |
«новая модель» читателя |
|
1 |
преобладание в круге чтения книг, а не журналов |
читают больше журналов |
2 |
разнообразный репертуар чтения, в котором представлены книги различных жанров |
наличие «модной литературы, «модного писателя, модного жанра |
3 |
у большинства читателей есть идеал из литературных героев |
Большинство читателей не признаёт идеалов из числа литературных героев |
4 |
сравнительно небольшая доля лёгкого чтива (литературы низких художественных достоинств) |
почти 70% предпочитают «лёгкую» литературу развлекательного характера |
5 |
чтение носит массовый характер |
намечается процесс индивидуализации чтения, появляются яркие различия в чтении мальчиков и девочек |
Списки десяти лучших книг вызывают тревогу: не страдают ли наши современные дети инфантилизмом (особенно старшеклассники)? Наиболее сложным оказался вопрос для учащихся о пяти любимых книгах. Многие назвали произведения, которые последними изучали на уроках литературы или то, что первым приходило в голову. Несколько учащихся этот вопрос пропустили.
Несколько неожиданными ответами оказались ответы на вопрос: «Может ли в современных условиях интернет заменить книгу?». Более половины опрошенных ответили, надо совмещать интернет и книгу.
Что читают учащиеся? Наибольший интерес у учащихся представляет литература развлекательного характера (приключения, фантастика, детективы), затем - специализированная литература и совсем невысок интерес к классической литературе. Тенденция такова, что учащиеся средней школы читают больше, чем учащиеся старшей школы.
В ходе исследования выявилось, насколько велика разница между тем, что хотят читать учащиеся и что им предлагает современная образовательная программа по литературе. То, что предлагает программа для обязательного чтения порой расходится с тем, что хотели бы читать дети. В результате происходит спад интереса не только к чтению в целом, но и к урокам литературы.
Выход из данной ситуации может быть такой: разумное сочетание выполнения программного минимума через уроки, а во внеурочной работе организовать такую деятельность, чтобы у учащихся была такая возможность узнавать о тех произведениях, которые их интересуют помимо школьной программы.
Апробировав на практике данные исследования, я предлагаю наиболее оптимальную в современное время с моей точки зрения систему деятельности, включающие следующие моменты:
- индивидуализация чтения;
- деятельность во внеурочное время, например, организация клуба любителей чтения;
- разработка программы элективных курсов, факультативов с учётом интересов учащихся.
- использование передовых современных технологий, в частности, педагогических мастерских, интерактивных методов;
- вовлечение учащихся в творческую деятельность.
Литература
- Бушина Е.И. Воспитание интереса к литературе на внеклассных занятиях - М.: Просвещение. - 1990. - 23 стр.
- Дружинина И.Н. Что читают современные дети? // Библиотека. 2005. №2, 17 стр.
- Гиенко О. Любите ли Вы литературу? // Библиотека. - 2014. - № 5. - С. 54-57.
- Збарский И.С. Активные формы руководства чтением старшеклассников. М.: Просвещение, 1990. - 34 стр.
- Колодина Н.В. В компьютере новости, в книге жизнь // Библиотека, 2005. № 1- 2. 13-15 стр.
- Ялышева В. Читать или не читать? // Библиотечное дело. 2009. № 11. С. 17-19.