Этап урока, время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
УУД ученика
|
1. Актуализация
и пробное учебное действие
|
- Здравствуйте. Пожелаем друг другу удачи на сегодняшнем уроке.
Слово учителя. Представляю вашему вниманию кроссенс, разгадав его, вы узнаете, о творчестве какого русского классика мы сегодня будем говорить. (слайд 1)
Вы правы, сегодня наш урок посвящен великому баснописцу И.А.Крылову и его басням. На небосклоне русской литературы И.А.Крылов появился, когда ему минуло 40 лет. Именно в это время он осознал свое предназначение, посвятив свое творчество басне. Давайте вспомним основные факты из биографии великого баснописца.
- Когда и где родился И.А.Крылов? (2 февраля 1769 года в г.Москве)
- Сколько лет было И.А.Крылову, когда он написал первую басню? (в 11 лет)
- В каком журнале Крылов помещает первые басни, которые принесли ему успех? (в журнале «Московский зритель»)
- Расскажите об увлечениях Крылова (рисовал, играл на скрипке, при чтении своих басен легко перевоплощался в своих героев, изучал математику, главное увлечение всей жизни - русский язык и литература).
- В каком году вышла первая книга басен Крылова? (1809 г.)
- В каком году Крылов поступил на службу в Публичную библиотеку? (1812 году).
- Сколько лет он там прослужил? (30 лет).
- Сколько всего сборников басен было написано Крыловым? (9 книг, включающих более 200 басен)
- Когда умер И.А.Крылов?
- Где похоронен? (9 ноября 1844 г. в возрасте 75 лет. Похоронен в Петербурге).
|
Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности.
|
Л: мотивация, смыслообразование; П: моделирование, построение логической цепи рассуждений;
Р: коррекция, волевая саморегуляция;
К: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками
П: формулирование проблемы;
Р: целеполагание;
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор
|
Называют имя И.А.Крылова.
Пытаются обосновать свой ответа.
|
|
1) Что такое басня? Из каких частей состоит?
|
(Басня - это короткий иносказательный рассказ в стихотворной форме нравоучительного характера. Состоит из двух частей:
1) основное повествование. Здесь в аллегорической (иносказательной) форме показана жизнь. Герои - животные и люди. Присутствуют сатира, олицетворение, эзопов язык.
2) мораль. Поучительный вывод из основного повествования, который дается в начале или в конце басни)
|
|
2. Объявление темы и целей урока. Выявление места и причины затруднения
Беседа с классом
|
Сегодня мы проанализируем басню «Обоз»
- Какова ваша цель работы на этом уроке?
- «Историческая основа басни «Обоз».
Историческая ситуация 1812 года. Вторжение в пределы России в 1812 году армии Наполеона во многом изменило образ жизни каждого русского человека. В трудные для России дни Крылов не бросил пера. Зачастую поводом для написания новой басни служили сведения, почерпнутые из новостей. Однажды в столицу пришло известие, что Наполеон, вскоре после оставления Москвы, направил в ставку Кутузова генерала Лористона с предложением начать мирные переговоры. Кутузов отклонил их, а через некоторое время нанес поражение французам при Тарутине. Крылов не замедлил откликнуться на это событие басней «Волк на псарне». Эту басню Кутузов читал сам после сражения под Красным. Вскоре последовала новая басня Крылова. Она появилась после рескрипта (письма) царя к Кутузову, в котором выражалось неудовольствие медлительностью полководца. Мудрость Кутузова была по душе мудрому и никогда не спешащему Крылову. В басне «Обоз» баснописец высмеивал нетерпеливость и оправдывал осторожность и рассудительность, которые приходят с годами и опытом. В морали басни явный намек на Александра I, самоуверенность которого в войне с теми же французами в 1805-1807 годах привела ко многим неудачам. Басни Ивана Андреевича читались даже на заседаниях Государственного совета. Успех басен Крылова в армии был колоссальным. Они распространялись в списках, печатались в походной типографии Кутузова (слайд 2)
Просмотр видеролика «Аустерлицкое сражение»
|
Записывают тему урока в тетрадях,формулируют цель урока. (ответы уч-ся)
|
П: формулирование проблемы;
Р: целеполагание;
К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор.
П: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Р: высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы.
|
3. Работа с текстом
|
Послушайте басню (аудиозапись)
- О чем рассказывает басня «Обоз»? В какой степени она напоминает ситуацию с Кутузовым, которого упрекал император за уклонение от решительных сражений? В какой части басня намекает на Аустерлицкое сражение?
-Какие слова вам непонятны? Запишите их лексическое значение.
- Кто герои басни? (конь, лошадь молодая)
- Запишите в тетради слова, характеризующие главных героев.
- Зачитайте, как ругает.
- Интересное замечание: воду таскать тоже надо уметь, чтобы не расплескать!
Что вышло на деле?
Интересное слово БУХ привносит в текст некую иронию.
Включите своё воображение и вспомните себя. Приходилось ли вам когда-нибудь спускаться с крутой горы на велосипедах, санках, бегом или пешком? Вспомнили?
- Какое чувство вы испытывали? Что для вас было важнее: скорость или безопасность? Как обычно поступаете вы? В ком из героев вы себя узнаёте? В «добром коне» или «лошади молодой»?
- Подумайте, данная ситуация возможна только при спуске с горы или в любом деле, при выполнении любой работы? Приведите свои примеры и, опираясь на текст, расскажите, что и как вы видите, представляете, о чём размышляете?
Найдите главную часть басни - мораль.
- Кого и что высмеивает И.А.Крылов? (В морали басни явный намек на Александра I, самоуверенность которого в войне с теми же французами в 1805-1807 годах привела ко многим неудачам, самонадеянность, безответственность, зазнайство).
Вывод: узнали, что у этой басни есть не только исторический, политический смысл, но и бытовой, философский.
|
Работа в тетради (записывают устаревшие слова)
Учащиеся работают в парах.
Надобно - нужно
Воз - повозка
Легонько - осторожно
Конь добрый - опытный, знает свое дело
На крестце - на спине
Лепится, как рак - тихо двигаться
Конь - добрый - (на крестце) понес!
- Лошадь - молодая - ругает (коня).
- Конь хваленый, лепится как рак, таскал бы воду, - Самонадеянно говорит, что возик скатим, а не свезем
- Телега раскатилась, конь помчал и упал БУХ в канаву. В итоге - потеря среди «горшков»
|
Л: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация
П: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций
преобразовывать и сохранять информацию, устанавливать причинно-следственные связи.
К: формирование навыков речевой деятельности
|
4. Закрепление. Творческая и практическая деятельность
|
Рассмотрите иллюстрацию художника А.Лаптева к басне «Обоз». (слайд )
В чем сходство и в чем различие иллюстраций?
Какие слова басни могли бы стать подписью к этой иллюстрации?
|
Сообщение ученика о художнике А.Лаптеве
Алексей Михайлович Лаптев (28 марта [10 апреля] 1905 Москва - 15 января 1965, там же) [4] - советский художник-график и книжный иллюстратор, поэт. Член-корреспондент АХ СССР (1954), Заслуженный деятель искусств РСФСР[5] (1958).
Учился в школе-студии Ф.И.Рерберга (1923) в Москве, Иллюстрировал детские книги: «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова, «Басни» И.А.Крылова (1944-1945).
После выхода «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя с его иллюстрациями был избран членом-корреспондентом академии художеств
Сотрудничал в журнале «Весёлые картинки» с момента его основания.
Работы художника находятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.
Последней работой стали иллюстрации к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Писал стихи, опубликовал несколько детских книг со своими собственными иллюстрациями.
Последний раз одна из книг А.Лаптева была переиздана в 2013 г.
|
Л: формирование уважительного отношения к традициям народа.
К: формирование умения определять вид сказки
Р: высказывать предположения на основе аблюдений; самостоятельно делать выводы
|
5. Итог урока. Рефлексия
|
Отметим, что нового узнали мы сегодня?
В чём состояла особенность работы на уроке?
Как вы оцениваете свою работу?
Давайте отметим, какие из поставленных нами целей мы не достигли?
О чём забыли?
Какие теоретические сведения нам нужно ещё повторить?
Над какими словами нужно ещё поработать?
Отвечают с использованием таблицы «Знаю - узнал»
|
Приём «Чтение с пометками»
V - «знал раньше»
+ - «новое»
? - «непонятно»
! - «интересно»
|
|
6. Домашнее задание
|
1. РТ стр. 31-32, задание 44, 45.
2. Написать сочинение-миниатюра. Какова мораль басни Крылова, и к каким жизненным обстоятельствам она может быть применима? Напишите небольшой рассказ на любую тему, закончив его моралью из басни
|
|
|