Цель: Углубить и расширить знания о творчестве В.М.Шукшина.
Развитие навыков исследовательской работы, умения мыслить самостоятельно, делать выводы, обогатить духовный мир школьников (в рассказах поставлены нравственные проблемы, актуальные для подростков, способные вызвать интерес, поднять уровень духовности человека), учить видеть за внешними проявлениями внутренний мир героя. В ходе исследовательской работы узнать о Шукшине-писателе, человеке, земляке. Умение определить проблему, проанализировать и найти пути ее решения.
Эпиграф к уроку: "Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту". (В.Шукшин)
1. Вступительное слово учителя.
2009 год объявлен на Алтае годом В.М.Шукшина.
Трудно найти человека, который бы не знал Василия Шукшина - писателя, кинорежиссера, актера.
Проживши всего сорок четыре года, Шукшин оставил большое творческое наследие в литературе и кинематографе, в публицистике. Он лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР и РСФСР.
Но главная оценка - народная признательность.
Попытаемся провести литературное исследование, опираясь на факты, разгадать "зашифрованную" содержательную информацию, оставшуюся вне поля зрения, при поверхностном чтении.
Снова и снова мы обращаемся к произведениям Шукшина, желая узнать его, понять, о чем думал писатель, мечтал, что завещал своим творчеством. Как он смотрел на жизнь, каким видел счастье, человеческое призвание?
Архивариус
В.М.Шукшин родился в селе Сростки Алтайского края в крестьянской семье. Холодные школьные классы военных годов. В ученическом драмкружке Василий играет крохотную роль - основные взяли старшие мальчишки. А еще ему поручили, когда нужно, гасить свет и имитировать "выстрелы" за сценой.
Зимой сорок второго в нем проявилась необыкновенная страсть: читать, читать! Это было чтение "без разбора", мало что оставалось от него в памяти. Помогла мальчику учительница, из эвакуированных ленинградцев.
"С тех пор стал я читать хорошие книжки, реже, правда, но всегда это был истинный праздник, точно я прожил большую-большую жизнь, как старик, точно не книгу читаю, а сам все это знаю:"
До прихода в литературу и кино работал слесарем, директором школы, служил во флоте. Окончил режиссерский факультет ВГИКа. Первый сборник рассказов "Сельские жители" появился в 1963 году. Первый фильм по сценарию Шукшина - "Живет такой парень" (1964).
Наиболее известны его сборник рассказов "Характеры", киноповесть "Калина красная".
В фильме "Они сражались за Родину" зрители увидели последнюю большую актерскую работу Василия Шукшина. Незадолго до окончания съемок Шукшин внезапно скончался
Литературовед
Сибирь в осеннем золоте,
В Москве - шум шин.
В Москве, в Сибири, в Вологде
Дрожит и рвется в проводе:
Шукшин, Шукшин
Под всхлипы трубки брошенной теряю твердь:
Да что ж она, да что ж она ослепла, смерть?
Что долго вкруг да около бродила - врет!
Взяла такого сокола, сразила влет.
Он был готов к сражениям,
Но не под нож.
Он жил не на снижении, на взлете сплошь!
Ему ничто, припавшему к теплу земли.
Но что же мы: но как же мы не сберегли.
Свидетели и зрители, нас - сотни сот!
Не думали, не видели, на что идет
Взваливший наши тяжести на свой хребет.
Поклажистый?
Поклажистей другого нет:
(О.Фокина)
Свидетельства современников
"Диагноз был неточен. Шукшин принадлежал к тем людям, которые умирают не от сердечной недостаточности, а от сердечного переизбытка. Настоящее искусство - всегда сердечный переизбыток. Бережливость по отношению к себе несвойственна истинным художникам. Первый признак истинности - это нежаление себя ради других.
Таким нежалением себя и была вся жизнь Шукшина (Е.Евтушенко)
": он рассказал о простом, негероическом, близком каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно. Отсюда взлет и тот широкий отклик, какой нашло творчество Шукшина в сердцах многих тысяч людей (М.Шолохов)
Учитель
Писал Шукшин о том, что очень хорошо знал, что пережил сам.
Рассказы его, собранные вместе, соединяются в умный и правдивый, порою смешной, но чаще глубоко драматичный рассказ о русском мужике, о России.
Творческое наследие Шукшина можно оценить словами Классика А.Толстого: " Его рассказы есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души"
Он был многогранен: и актер, и писатель, и режиссер, и все в одном лице. Шукшин был ни на кого не похож и никому не подражал. Он возродил жанр трагикомедии.
Названия говорят как будто о несерьезности намерений автора, но от шукшинского смеха не всегда смешно.
Рассказы обращают внимание на актуальные для сегодняшнего дня и вечные проблемы духовности, нравственности, утверждают совестливость, правду, любовь к человеку. А эти качества являются корневыми свойствами человеческой души, непреходящими духовными ценностями человека
Литературовед
Булат Окуджава (80-е годы)
Песенка
Совесть, Благородство и Достоинство -
Вот оно, святое наше воинство,
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен,
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь как Человек.
Учитель: Как вы думаете, почему в этом стихотворении слова написаны с заглавной буквы?
Рассказы Шукшина - небольшие сценки, речевая характеристика дает яркое представление о внутреннем мире человека. Герой упорно, постоянно всматривается в самого себя, в то, что происходит с ним в быту, в повседневности, а происходит жизнь.
Неважно, когда происходит действие, зимой или летом, ему важна душа, которую чувствует в себе герой рассказа, , нет ему покоя. Душа болит, это болевое ощущение духовного в себе несут почти все герои Шукшина.
Литературовед
Рассказы "Мастер" (1971) и "Крепкий мужик"(1970) включены автором в сборник "Характеры" в 1973 году. Характер - совокупность психологических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении(Толковый словарь) Характер - это взгляд на мир, твердое ощущение себя в этом мире.
Шукшин - мастер и великий знаток русского национального характера со всеми его положительными и отрицательными сторонами.
Названия рассказов состоят чаще всего из одного слова: "Мастер", "Обида", "Волки", "Микроскоп".За короткими - смешными или трагическими - историями стоит особый мир и героев, и мир самого писателя (Человек оставляет по себе память в рассказах)
Когда В.Шукшина сравнивают с величайшими русскими писателями, тут нет ни малейшей натяжки. Убедительнейшее тому свидетельство - всенародное признание его таланта. Таланта, живительным источником которого была жизнь русской глубинки с ее причудливым сплетением смешного и драматического.
Шукшин создал целую галерею запоминающихся персонажей - ищущих, задающих неожиданные, странные вопросы, любящих удивляться и удивлять. Его герои отражают грани русского характера: душевную широту и жажду справедливости, открытость и тягу к наполненной смыслом жизни, не могут обрести покоя.
В автобиографии, написанной в1966 году, Шукшин сказал: "Изо всех сил буду стараться рассказать правду о людях, какую знаю, живя с ними в одно время.
"Нравственность есть Правда" - так определил свою главную заповедь сам Василий Шукшин. Заповедь эта ни разу не была нарушена им, он всегда говорил людям правду, какой бы горькой и трудной она ни была.
С какой признательностью, с каким уважением истинного селянина, знающего цену знаниям, настоящей интеллигентности, рисовал Шукшин в своих рассказах образ учителя, первого интеллигента села!
Таков у него учитель в рассказе "Крепкий мужик"? Он, учитель, пытается остановить Шурыгина.
"Мастер"
- Чем необычно начало рассказа? Какие художественные произведения начинаются так же? (Жил-был:Сказочное начало повествования)
- Какое противоречие вы заметили? (Забулдыга - непревзойденный столяр)
- Какого героя напоминает вам Семка? (Героя Н. Лескова тульского косого левшу, подобен былинному герою. Богатырь не внешне, сила его - в руках, топорик в них - игрушечный)
- Почему он не находит взаимопонимания? (Он неравнодушен, задумывается о себе, об окружающей жизни, как ее преобразовать; окружающим он кажется странным, но такой обеспокоенный человек необходим людям)
- В чем, на ваш взгляд, заключается основная мысль рассказа? Ради чего он, по вашему мнению, был написан?
- Чем привлекла талицкая церковь героя рассказа? (Своим необычным местоположением, она открывалась внезапно, и не каждому, а лишь тому, кто шел к ней.
- Как вы понимаете слова из текста: "Умеешь радоваться - радуйся, умеешь радовать - радуй:"? (Семку поражало, что творение пережило своих мастеров, что их уже давно нет, а их детище, в которое они вложили всю душу, которому они сами радовались, продолжает радовать других)
- В чем смысл жизни таких людей, как Семка Рысь? (Он равнодушен к накопительству, материальным благам, он обретает смысл в жизни, когда решает возродить талицкую церквушку)
"Если человек способен любить без понятия, чувствовать какую-то вину перед уничтожаемой природой, окружающим миром, жертвовать собой ради других, значит, в жизни его есть великий смысл" (А.Платонов) (Смысл этот, по Шукшину, в жизни по совести, по правде. Эта проблема и в других рассказах, героям мало жить, мало иметь дом, корову, они спрашивают себя: "Зачем? В чем смысл жизни?"
Семку теснит узость душевного проявления. Оказавшись внутри строения неизвестного архитектора, он чувствует, как вольно, просторно в нем
Течение жизни несет Семку к гибельной бутылке.
Семка пьет, чтобы уйти от злобы на людей, уйти от самого себя, бессильного отстоять поруганную красавицу.
- Но умерло ли в нем чувство красоты? Нет, живет, только он пытается спрятать его от людей
- Почему рассказ называется "Мастер"? Кто этот мастер? (их двое: Семка и неизвестный создатель талицкой церкви.
- Почему слово в ед. ч.? (Название говорит о единстве, о слиянии душ Семки и безвестного зодчего, общности их идеалов, как безвестный мастер радовался своему творению, так и Семка восхищается красотой.
И если в этом рассказе говорится о созидательном начале в человеке (мечта Семки о реставрации церкви), то в рассказе "Крепкий мужик" ее разрушение
- Найти в тексте строки, в которых говорится о церкви (И осталась она пустая, никому не нужная:хоть и небольшая, а оживляла деревню,.собирала ее вокруг себя, далеко выставляла напоказ. Люди постарше крещеные в ней, отпевали усопших дедов и прадедов. Как небо привыкли видеть каждый день, так и ее)
Церковь - душа народа, опора его нравственности, историческая память, а без исторической памяти народ не сможет вынести ни одно испытание.
- Какие художественные приемы помогают представить опустошающую картину разрушения? (Тросы натянулись, заскрипели, затрещали, зазвенели. Все это было хорошо слышно, хотя ревели три трактора, земля вздрогнула, как от снаряда)
Равнодушие, жестокость - это прямой путь к бездуховности.
- Проследите по тексту, кто противостоит душевной черствости Шурыгина.
- Толпа
- Кладовщик Михайло Беляков
- Жена Кланька
- Учитель
- Продавщица
- Бабы
- Мать
- Как вы понимаете слова героя из очерка Паустовского: "Нету хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы" .
В наши трудные времена людям совесть так нужна
Человек рождается и оставляет по себе память
Нравственные понятия память - совесть - правда
Не потеряли свою актуальность
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед?
Или незримо прочный след
В душе людей на много лет?
(Мартынов)
- Над какими жизненными вопросами заставляют нас задуматься рассказы Шукшина?
- Изменилось ли что-либо в вашем понимании после знакомства с героями Шукшина?
- Как автор повлиял на ваше мировоззрение?
- Какие впечатления сложились у вас о В.М.Шукшине по свидетельствам современников, после знакомства с его героями?
Итог урока:
Таким образом, в ходе литературного исследования, проведенного по рассказам, мы убедились в том, что Шукшин - самый русский из всех современных русских писателей, книги которого, по его собственным словам, стали "историей души" русского человека. Каждый его рассказ - урок нравственности
Вдумчивое чтение рассказов Шукшина, изучение критической и мемуарной литературы помогает нам понять глубину авторского замысла и тот подтекст, который присутствует во всех рассказах. Человек подрастающий нуждается в осмыслении назначения жизни. Рассказы Шукшина помогают в этом, утверждая нравственность, совестливость, правду, любовь к человеку. А эти качества являются корневыми свойствами человеческой души.
Обращение к рассказам необходимо, т.к. они представляют страстный поиск правды, истины, утверждают добро, обогатило чтение рассказов.
Домашнее задание: Сочинение-рассуждение
- Какой смысл заключает понятие "нравственность"?