Активизация читательской деятельности на уроках литературы

Разделы: Литература


Литература – единственный предмет в школьной программе, систематически изучаемый с первого по одиннадцатый класс. Чтение как вид познавательной и информационной  деятельности занимает особое место в структуре формирования личности. Оно формирует мыслительную деятельность, является основой развития, обучения и воспитания человеческого индивида.

К сожалению, в наше время значение литературы упало. Учителя – словесники остро столкнулись с проблемой читательского кризиса. Учащиеся не читают.

Обилие информации, получаемой с экранов телевизоров, посредством компьютеров и других средств массовой информации, буквально захлестнуло школьников, читать стало некогда и не принято. А произведения, изучаемые в рамках школьной программы, если и читаются учениками, то с большой неохотой или в кратком изложении.

Проблема также заключается в том, что в библиотеках часто не бывает рекомендуемых текстов.

Печатное слово утрачивает свою исключительную роль в общем информационном пространстве. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели.
Преподавая литературу, постоянно сталкиваешься с проблемой как сделать урок интересным и содержательным, но если это зависит целиком от учителя, то знание текста и желание его прочитать зависит от ученика. Если дети не читают, то нужен ли и правомерен ли разговор о …непрочитанном произведении? Эти проблемы остаются актуальными, и каждый учитель пытается их разрешить.

Однако, несмотря на все перечисленные печальные обстоятельства, у каждого учителя всё-таки имеется значительный и доступный резерв возможностей заинтересовать литературой как учебным предметом, а главное – вернуть интерес к чтению.

В своей практике я внедряю личностно-ориентированный подход к учащимся. Плюсы этого подхода в том, что ученик находится в постоянной ситуации выбора и постепенно он понимает, что без знания текста его работа бессмысленна.

Перед уроком по теме «Прозревая горькую участь..»  (В.Г.Распутина «Живи и помни»)  даю опережающее задание найти в тексте и выразительно прочитать эпизод «Первая тайная встреча Настёны и Андрея», «Гибель Настёны».

Часто использую видеофрагменты на уроках и вижу эффективность в том, что учащиеся сравнивают образы, созданные ими, с образом, представленным в киноверсии. Есть дети, которые приходят к книге после просмотра кинофильма. Видеофрагменты помогают ученикам получить более глубокое представление, как о главных героях, так и о произведении в целом, а анализ позволяет выявить особенности восприятия ключевых эпизодов произведения. Так недавно с учениками одиннадцатого класса сравнивали две киноверсии «Тихого Дона» – Герасимова и Бондарчука. Попытались сопоставить исполнение одной и той же роли разными актёрами.

Во время изучения лирических произведений используются  аудиозаписи со стихотворениями. Эмоциональное воздействие велико. Становится очевидной польза слухового впечатления от музыки при знакомстве с лирикой, так как художественное слово становится более музыкальным в  лирическом произведении, передающим движение чувств. После прослушивания – аналитическая работа в группах, возможен сравнительный анализ текста с музыкой.

В отдельных случаях нечитающим ученикам, которые имеют доступ в Интернет, поручаю поисковые задания: собрать информацию о писателе, найти критические статьи к произведению, сообщение по карточкам.

Плодотворно проходят уроки – сопоставления героев из разных произведений (Екатерина Измайлова из повести «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С.Лескова и Катерины Кабановой из пьесы «Гроза» А.Н.Островского, Байрона из пьесы М.Горького «На дне» и Павла Петровича Кирсанова из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»).

В старших классах многие учащиеся хотят быть услышанными и, что ещё  важнее, понятыми. Диспуты, дискуссии дают такую возможность, поэтому ввожу  в уроки элементы диспута.

А ещё на уроках прибегаю к маленькой хитрости: чтобы заинтересовать учеников, в классе читаю наиболее яркие отрывки из произведения для возбуждения интереса.

На собственном опыте, хотя он и небольшой, убедилась, что детям нравятся уроки-путешествия. В 10 классе на заключительном уроке по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» провела урок – путешествие «Вслед за героями в поисках счастья...»

В конце каждого полугодия практикую уроки – зачёты по пройденным произведениям (письменные работы контрольного характера, тестирование).

Особую роль я отвожу урокам внеклассного чтения. Такие уроки предполагают углубленную работу с текстом, их стержень – выявление читательских  впечатлений и развитие самостоятельного суждения (Ф.Абрамов «Пелагея и Алька», Л.Андреев «Бездна», Ш.Бронте «Джейн Эйр»).

Для активизации читательской деятельности считаю главным тесную работу со школьным библиотекарем, а также подборку дополнительных материалов, литературных текстов, библиографических данных. Как лицо заинтересованное, проверяю посещаемость учащимися библиотеки.

Считаю важной работу с родителями, так как семейное чтение играет большую роль в привитии любви к литературе.

Перед каникулами даю список обязательной литературы, который  ученики должны прочитать, требую обязательное ведение читательского дневника, но в первый раз это может не получиться, но не стоит отчаиваться. На мой взгляд, составление списка обязательной литературы является основной формой мотивации самостоятельного чтения.