Литература
-
"Здесь дьявол с Богом борются…" (Ф.М. Достоевский): тема борьбы за душу человека в повести Н.В. Гоголя "Вий" 2012
В представленном уроке активно используются приемы технологии критического мышления. На этапе вызова звучит вступительное слово учителя о художественном своеобразии повести "Вий", используется прием "верные/неверные утверждения", направленный на вызов уже имеющихся знаний. На стадии осмысления начинается обсуждение проблематики повести и просмотр отрывков из фильмов "Вий" и "Ведьма", преследующие цель – помочь учащимся понять духовно-нравственный смысл повести, вовлечь их в размышления о смысле жизни, о необходимости противостоять злу.
-
"Здесь сталь кипела, плавился гранит…" (по роману Ю.Бондарева "Горячий снег"). 10-й класс 2017
Приём «Ассоциативный куст» помог обратиться к эмоциональной памяти учащихся, а такие приёмы, как «Загадки текста», формулирование учащимися вопросов по содержанию текста произведения, чтение наизусть отрывков из романа по выбору, защита мини-проекта «История любви в романе. Смерть Зои», презентация буктрейлера и пристендовая защита стенгазеты способствовали развитию УУД.
-
Здоровье как императив выживаемости и универсальная ценность в произведениях современной русской литературы 2011
Программа факультативного курса для учащихся 10-11-х классов Предназначена для учителей русского языка и литературы, педагогов, реализующих в практике здоровьесберегающие технологии; направлена на формирование личности, ответственной за свое физическое, психическое и социальное развитие, выстраивающей жизненную стратегию в соответствии с ценностью здоровья.
-
Здоровье школьников в современном образовании 2012
В статье обобщается опыт педагогического коллектива МАОУ СОШ № 9 г. Армавира Краснодарского края в проекте "Здоровье". Подводятся итоги работы творческого коллектива по актуальным проблемам сбережения здоровья школьников, которое рассматривается как целостное социально-психологическое явление и представляется комплексным критерием качества современного образования.
-
Здоровьесберегающий аспект в преподавании литературы: урок литературы и ОБЖ в 6-м классе "Конфликт "открывателей" и "осваивателей" в сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца" 2010
Урок литературы и ОБЖ в 6-м классе разработан с учётом здоровьесберегающего аспекта в содержании филологического образования. В размышлениях о нравственной природе поступков героев, об отношениях людей, о смысле жизни, об ответственности каждого за зло мира, а также в поисковой работе с текстом формируются коммуникативная и социальная компетенции.
-
"Здравствуй, честная госпожа Масленица!" 2011
В статье представлено одно из занятий факультатива «Русский фольклор Кузбасса», предназначено для обучающихся 5-го класса. В материалах используется региональный компонент: масленая неделя в Сибири. Занятие предполагает большую подготовительную работу, самостоятельный поиск информации обучающимися, привлечение родителей. Особое внимание уделяется атмосфере праздника. Материалы занятия могут быть использованы во внеклассной работе.
-
"Земля Амурская была и есть русская" 2008
Обобщение, систематизация знаний учащихся по истории, географии и экономики Амурской области и Серышевского района. Познакомить учащихся с достопримечательностями, творческими людьми данного региона. Привить чувство патриотизма к родному краю.
-
"Земля родная" Д.С.Лихачёва как духовное напутствие молодёжи. 7-й класс 2021
Цели урока: знакомство с публицистическим очерком Д.С.Лихачёва «Земля родная»; развитие умений вдумчиво читать, анализировать произведения, делать выводы и создавать собственные тексты; воспитывать чувство уважения к истории и культуре Отечества.
-
"Земля – наш дом" 2008
Комбинированный урок-конференция «Земля — наш дом» на английском языке с использованием произведений В.П. Астафьева. Дети учатся чувствовать окружающий мир, любить и понимать его.
-
Зима в стихотворениях русских поэтов 2008
Интеллектуальные и духовные способности учащихся развиваются постепенно в процессе обучения. Уроки работы с лирическим произведением – одна из возможностей научить школьника самостоятельно мыслить, наблюдать, анализировать, обобщать. Осторожный и вдумчивый анализ текста рождает более глубокое его понимание и сопереживание.
-
Зимние календарные обряды. Святки 2012
Урок знакомит школьников с традициями колядования, ряжения, гадания, с отражением народных обрядов в литературе и живописи.
-
Зимние пейзажи Пушкина 2012
В лирике Пушкина природа впервые в русской литературе предстает как средоточие самоценной, самодостаточной живой жизни. Почти все зимние пейзажи Пушкина – вечерние, ночные. Снег ночью – один из важнейших объектов художественного проникновения, познания. Важно, что Пушкин избирает ночной зимний пейзаж потому, что оставляет лирического героя наедине с собой, природой, мирозданием, Богом.
-
"Зимний вечер" в творчестве А.С. Пушкина, музыке и живописи 2012
Урок позволяет по-новому взглянуть на творчество поэта Михайловской ссылки, вспомнить мелодии композиторов, которые озвучили волшебные стихи первого российского поэта. Через поэзию и музыку показана нежная привязанность поэта к своей «мамушке», няне – Арине Родионовне. Во время подробного ознакомления со стихотворением «Зимний вечер» дети приходят к выводу, что стихи необычайно музыкальны, благодаря им появилась русская народная песня и романс «Зимний вечер».
-
"Знаешь ли ты рассказы О.Ф. Кургузова?" КВН по литературе. По "Рассказам маленького мальчика". 5-й класс 2012
Интеллектуальное соревнование в форме игры развивает аналитические способности учащихся. При составлении творческих заданий используются рассказы О.Ф. Кургузова.
-
Знаки зодиака в стихах А.С. Пушкина 2005
Меня заинтересовала личность Пушкина, его характер. Считается, что по почерку можно обо всем этом узнать. Что в принципе я и сделала и сейчас хочу рассказать об этом вам.
-
Знаки препинания при обращении. Обращения в лирике А.С. Пушкина 2009
Интегрированный урок русского языка и литературы направлен на изучение "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина и одновременно усвоение темы "Обращение". Урок воспитывает любовь к поэзии; учит детей гордиться родным языком, уважительно и бережно относиться к нему.
-
Знакомство с Библией в 5-м классе 2009
Библия - неотъемлемая часть мировой культуры. Изучая Библию в школе, мы продолжаем линию российского образования на расширение границ национального художественного наследия, приобщаем учащихся к духовному потенциалу человечества. Материал данного урока способствует преодолению трудностей при непосредственном знакомстве с Библией как "ключевым" текстом. Урок составлен с учётом программы А.Г. Кутузова, но может быть адаптирован к другим государственным стандартным программам.
-
Знакомство с героями романа И.С.Тургенева "Отцы и дети" 2023
Цель урока: приблизить героя к читателю, сделать живыми; научить ребят видеть детали и их роль в раскрытии авторского замысла; подойти к пониманию вопроса: за что Павел Петрович так невзлюбил Базарова; продемонстрировать и объяснить некоторые особенности Тургенева-художника: лаконизм, тайная психология.
-
Знакомство с обрядовой поэзией в 6-м классе 2008
Представлен конспект урока русской литературы в 6-м классе по теме: "Календарно-обрядовые песни".
-
Знакомство с творчеством В.М. Шукшина "Нравственность — есть Правда" (Анализ рассказов "Алеша Бесконвойный", "Срезал", "Обида") 2010
Урок помогает дать представление о "деревенской" прозе, познакомиться с художественным миром В.Шукшина, сформировать представление о характерных героях писателя – "чудиках". Его "чудики" стали подлинным открытием в искусстве.
-
Знакомство с “Песней про купца Калашникова...” М.Ю.Лермонтова, ее героями. 7-й класс 2019
Цели урока: формировать умения ориентироваться в тексте и, отвечая на вопросы, анализировать его; отметить связь «Песни...» с народным творчеством.
-
"Знакомьтесь – Максимилиан Волошин". Урок литературы в 11-м классе 2012
Это один из уроков цикла на тему «Поэзия Серебряного века», на котором одиннадцатиклассники знакомятся с биографией и творчеством М. Волошина, поэта и художника. Учащимся предлагается заранее самостоятельно подобрать материал литературоведческого и искусствоведческого характера. На уроке даются задания на сопоставление, углубляется умение анализировать поэтический текст. Аналитические вопросы на основе сравнения и синтеза формируют исследовательскую культуру старшеклассников.
-
Знакомьтесь, поэт! О жизни и творчестве Е.Е.Пиетиляйнен 2021
Цель урока: подготовка к творческой встрече с Е.Е.Пиетиляйнен, поэтом и прозаиком, редактором журнала «Север».
-
Знакомьтесь: "Ревизор" 2012
В ходе урока учащиеся знакомятся с авторским замыслом в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», анализируют 1-е и 2-е явление первого действия комедии и работают над выразительным чтением текста.
-
Знатоки природы (конспект занятия) 2021
Цель: вовлечь детей в процесс деятельности на уроке; развить интерес к предмету; расширить знания учащихся о значении растений в природе; воспитывать экологическую культуру школьников, учить беречь родную Землю; воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьника; раскрыть факторы отрицательного воздействия человека на растения (различные виды хозяйственной деятельности, сбор букетов, неумеренная заготовка лекарственного сырья и т.п.); воспитание чувства товарищества и коллективизма, умение работать в команде.
-
Значение "Поучения" Владимира Мономаха 2012
Привлечение учащихся к выполнению проектов с использованием ИКТ помогает вызвать интерес к литературе, особенно древнерусской. Учащиеся показали на уроке проекты разного уровня, продемонстрировали заинтересованность, ответственность за порученное дело, умение работать в команде, а также проявили самостоятельность и инициативу в ходе работы над проектами.
-
Значение гуманитарного профильного обучения в системе общего образования 2022
Одним из основных условий достижения современного качества общего образования является введение профильного обучения в старших классах. Профильное образование – важный фактор экономического роста и обновления экономики, и поэтому должно быть ориентировано, прежде всего, на учащихся и рынок труда, а также должно быть эффективным и доступным. Главной задачей учителя, работающего в профильном гуманитарном классе, является создание условий для подготовки высокообразованных, всесторонне развитых выпускников, ориентированных на продолжение образования по данному профилю, а также создания условий для осуществления профессиональных намерений наших выпускников.
-
Значение универсальных учебных действий для успешности изучения литературы 2012
В конспекте урока литературы представлены личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД. На всех этапах урока учащиеся активно включаются в деятельность, проявляя инициативу и творчество.
-
Значение эпизода. Роль сценической интерпретации в раскрытии образа. Подготовка к сочинению–рассуждению о значении эпизода. (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор": действие IV, явл. XII–XV) 2009
Поэтическое или драматическое произведение трудно пересказать. За гоголевским смехом – всегда раздумья, потому что смешное и трагическое у него рядом, неразрывно. Поэтому автор статьи вместе с учениками в форме эвристической беседы пытается распознать «тайный смысл» одного эпизода. Помогает им в этом и собственная сценическая версия: театр – это «наше все».
-
Значения слова маленький в повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». 7-й класс 2014
Философская роль иносказания раскрывается на уроке через образы темы взросления, образы ключевого слова названия произведения. Актуализация личного опыта обучающихся активирует их внутренний и внешний диалог.