Зимние календарные обряды. Святки

Разделы: Литература


Цели:

  • дать учащимся понятие о зимних календарных обрядах и обрядовом фольклоре восточных славян;
  • расширить кругозор учащихся;
  • развивать интерес к русской истории и культуре;
  • развивать гуманитарную культуру учащихся, приобщать к ценностям национальной культуры, воспитывать уважение к истории, традициям своего народа;
  • воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма;
  • развивать чувство прекрасного, основываясь на произведениях фольклора.

1. Вступительное слово учителя.

 Вспомните известные вам жанры русского фольклора.

К УНТ относится и обрядовый фольклор (колядки, веснянки, подблюдные песни и т.п.), т.е. фольклор, связанный с календарными обрядами.

Обрядовый фольклор тесно связан с христианскими праздниками. Ведь свои праздники русский народ приурочивал к Рождеству, Пасхе, Троице и т.д.

Сегодня, в день крещенского сочельника, мы поговорим о зимних календарных обрядах русского народа.

К зимним праздникам относятся:

  • Рождество
  • святки (время от Рождества до Крещения)
  • Крещение
  • Масленица (8-ая неделя перед Пасхой).

С 22 декабря, самого короткого дня в году, начиналось постепенное «воскресение» Солнца (в основе – миф о Солнце). Праздник в честь нарастания силы Солнца русские называли Колядой.

2. Словарная работа.

Коляда – от «коло» – колесо (напоминает форму солнца) – от колоды, которую зажигали в эти дни.

Коляда – также ритуальное блюдо.

Колядка – обрядовая песня.

Христианское название коляды – святки.

3. Знакомство со святочными магическими действиями. (Приложение 1)

(Приложение 1. Слайды 1-2).

В эти дни, когда Солнце начинало свой новый годичный путь, когда начинался новый цикл в природе, а значит, и в жизни человека, связанного с землёй, естественно было задуматься о том, каким он будет, что он принесёт природе и человеку. В предугадывании будущего (погоды, урожая, судьбы) проходили святки. Определённое магическое поведение должно было способствовать положительному воздействию на будущее.

В период святок производили следующие магические действия:

а) колядование;

б) поминовение усопших предков;

в) принятие ритуальной еды (блины, колядки);

г) игры, сопровождаемые ряжением;

д) посиделки;

е) гадание.

Колядование  (Приложение 1. Слайды 3-4).

В разных областях России исполнялись свои варианты колядок.

Коляда, коляда!
А бывает коляда накануне Рождества.
Коляда пришла, 
Рождество принесла. (Оренбургская губерния)
                                    
Дай тебе господи
На поле природ,
На гумне примолот,
Квашни гущина,
На столе спорина.
Сметаны ти толсты,
Коровы ти дойны. (Пинежский район)

Коляда-моляда!
Ты пришла на двор
Накануне Рождества
По снежному полю,
Гулять на просторе!
Мы малёшеньки,
Колядовщички,
Мы пришли прославлять,
Хозяев величать!
Иван Иванычу
Житья сто лет!
Прасковьюшке
Всегда здравьице!
Всем детушкам,
Зятьям, снохам,
Сыновьям, дочерям –
Боярышням! (Владимирская губерния)

Послушать колядки сегодня можно в исполнении фольклорных коллективов. (Приложение 2)

Ряжение  (Приложение 1. Слайды 5-8).

Святочные игры.

На Псковщине любимыми масками были «медведь», показывающий, как бабы по воду ходят, как девушки глядятся в зеркало, как ребятишки воруют горох, и «журав».

«Молчанка».

По команде «раз, два, три» все парни и девушки должны хранить самое серьёзное молчание. Не выдержавшие подвергаются каре: съесть пригоршню угля, поцеловать какую-нибудь старуху, позволить облить себя водой с ног до головы, Сходить на гумно и принести сноп соломы (одно из тягчайших наказаний).

Святочные посиделки.

В Псковской губернии на второй день святок пели под тальянку:

Если б не было погоды,
Не пошёл бы белый снег.
Если б не было милёнка,
Не пошла б сюда вовек.

С горы камушек свалился,
В быстру реченьку попал.
Мой милёночек женился,
Не богаче меня взял.

Сшей-ка, батюшка, сапожки –
Вдоль деревни мне ходить:
Накладу часты следочки –
Пускай миленький глядит.

Также любимы молодёжью были загадки, игры-хороводы (Приложение 3)

Святочные гадания (Приложение 1. Слайды 9-11).

Во вторую половину святок, в «страшные вечера» между Новым годом и Крещением, девушки гадали много и по-разному, ночи напролёт.

Ходили «слушать» за деревню на перекрёсток дорог: в какой стороне залает собака – туда и замуж идти.

Подслушивали под окнами: если ругаются – в плохой дом выйдешь. Смеются – в хороший.

На ночь девицы подвешивали в сарае гребень: жених ночью чешется. И его узнают по масти оставленных волос.

Гадание с помощью петуха. На столе (на полу) раскладывали щепотку крупы (к богатству), кусок хлеба (к урожаю), ножницы (суженый будет портной), золу (табачник), уголь (к вечному девичеству), монетки (к деньгам), зеркало (муж будет щёголь), воду (станет пить – быть мужу пьяницей). Затем вносили петуха и смотрели, что он начнёт клевать в первую очередь.

Гадание с подблюдными песнями (Приложение 3).

Страшным, но самым «верным» считалось гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей.

4. Святочные обряды в литературе и живописи.

Обратимся к строкам баллады В.А.Жуковского «Светлана» (Приложение 1. Слайд 12).

Героиня романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина «верила Преданьям простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны» (Приложение 1. Слайды 13-14).

Не только поэты, но и русские художники XIX века – И.Крамской, К.Брюллов, К.Маковский и др. – отразили в своём творчестве календарные обряды русского народа (Приложение 1. Слайды 15-17).

5. Подведение итогов. Выводы (Приложение 1. Слайд 18).

По окончании святок, в праздник Крещения, следовало обязательно очиститься – совершить ритуальное омовение в освященной церковью проруби– «иордани» или окропить себя святой крещенской водой.