Знакомство с “Песней про купца Калашникова...” М.Ю.Лермонтова, ее героями. 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7

Ключевые слова: «Песня про... купца Калашникова...»


Цели: формировать умения ориентироваться в тексте и, отвечая на вопросы, анализировать его; отметить связь «Песни...» с народным творчеством.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: познакомятся с произведением М.Ю.Лермонтова, главными героями, композицией, художественными особенностями.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

  • познавательные: ориентироваться в учебнике, в тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, в тексте;
  • регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
  • коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные:

  • оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
  • проявлять познавательный интерес к изучению литературы.

Сценарий урока

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

Презентация

1. Слово учителя.

– 28 января 1837 года по Петербургу разнесся слух о том, что Пушкин стрелялся с Дантесом и ранен смертельно. На другой день Пушкина не стало. И в эти дни распространилось по столице стихотворение без подписи «Смерть поэта».

2. Выразительное чтение стихотворения «Смерть поэта» подготовленным учеником.

– Это стихотворение написал М. Ю. Лермонтов, преемник Пушкина, поэт с такой же трагической судьбой, поэт, гонимый «надменными потомками», стоящими у трона всесильного монарха, принимающего несправедливые решения, наказывая своих подданных, не имеющих права его ослушаться.

Стихотворение, за которое опальный поэт вынужден был расстаться с «милым севером», с теми краями России, где он провел юность, которые были для него родиной. Не холодную, официальную столицу Российской империи покидал он, а город, где еще недавно жил Пушкин, самый великий для Лермонтова человек, где были друзья и литературные единомышленники. И в последний свой петербургский вечер поэт оказался среди друзей, в доме на Фонтанке, из которого видны были и Нева, и Летний сад, и весеннее апрельское небо над ними. Вот как вспоминает об этом один из современников Лермонтова, писатель В. А. Сологуб: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение!.. Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что написанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его».

3. Выразительное чтение стихотворения «Тучи» подготовленным учеником.

– Мысль о всесилии и несправедливости царя выражена Лермонтовым в «Песне про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», написанной в том же 1837 году.

Попадая в художественный мир «Песни...», напоминающий мир народного эпоса, мы переносимся в далекий XV век, когда на Руси царствовал Иван IV, за свою суровость и жестокость прозванный Грозным (сообщение учителя истории). Обратившись к далекому прошлому, поэт нашел в нем не только пример достойного поведения, но и горькие последствия самовластия царя и безнаказанности слуг. Характеры персонажей раскрываются в диалогах, в их поступках.

4. Работа по учебнику.

– Перечислите героев «Песни...». (Опричник Кирибеевич – любимый и верный воин-слуга.)

- Почему автор располагает в названии песни своих героев именно в таком порядке?

1. Чтение I части. Анализ.

– Кто ведет рассказ? («Гусляры», будто бы собирающиеся потешить боярина и боярыню.)

Задание.

– Зачитайте описание царского пира, назовите отрицательные сравнения. («Тучки синие» – недовольство, угроза царя, быстро сменяющие его улыбку и «закрывающие» «солнце красное» (радость, веселье).)

- Такое художественное средство в литературе называется – параллелизм – сопоставление мира природы и человека.

– Кто остался равнодушен к угощению царя? (Один из опричников.)

– Как царь отреагировал на его отказ? («Вот нахмурил... пробил оконечником». Мгновенно царь закипает неудержимым гневом, подозревая слугу своего в измене, зависти, и грозит расправой. Сравнение – «словно ястреб» на «голубя сизокрылого» «взглянул».)

– Какова причина грусти опричника? («Лишь одна не глядит... Аленой Дмитриевной...»

Молодой опричник охвачен страстью:

Сердца жаркого не залить вином,
Думу черную – не запотчевать!

Так описывать свою любовь: «лебедушка», «голубушка», «соловей поет», «щеки – заря румяная...» – может только страстная, поэтическая душа.)
– Всю ли правду сказал Кирибеевич царю? («Обманул... по закону... христианскому...» Он скрыл правду: боялся осуждения. Против семейных устоев, против норм «Домостроя»(Гадиева Инна) «и что муж накажет, то с любовью принимати и со страхом внимати, и творити по его наказанию» бессилен сам грозный монарх; есть какие-то пределы и его власти.)

Вывод. Любовь – замечательное чувство, но она не должна приносить горе окружающим, настоящая любовь неподкупна.

2. Чтение II части поэмы. Анализ по вопросам.

– Что предвещает несчастье семье купца? («Да недобрый день задался ему... не заглядывают» (с. 146).)

– Что услышали мы из уст Алены Дмитриевны? (Если в первой части мы испытывали сочувствие к опричнику, то после рассказа оскорбленной им женщины мы смотрим другими глазами на виновника бесчестья. Чувство Кирибеевича эгоистично, не просветлено разумом. Он меньше всего думает о любимой женщине, он готов на все даже ценою ее позора. «Опозорил... покажусь теперь?» (с. 149). Своеволие, страсть, которая не подчиняется рассудку, роднит опричника с его государем.)

– Какое решение принимает Калашников? («И я выйду тогда на... братцы любезные!» (с. 150). Купец защищает не красоту жены, а честь ее. Им руководит не чувство ревности. «Как запру я тебя... имя честное, не порочила...», он защищает честь своей семьи. «Опозорил семью нашу честную злой опричник...» (с. 150). Братья понимают, какую ответственность он берет на себя, готовы поддержать его в трудную минуту и, если будет нужно, пожертвуют своей жизнью. Это решение в полном согласии с народной традицией, как и угроза Калашникова упрятать жену за железную дверь, если бы она оказалась виновной. Для Алены Дмитриевны муж – «государь», «красно солнышко», его немилость для нее – горше людской молвы, страшнее смерти.)

– Кто является главным героем II части поэмы? (Алена Дмитриевна)

– В чем характер Алены Дмитриевны близок народному идеалу женщины? Как речь Алены Дмитриевны характеризует ее?

– Каким предстает в этой части купец Калашников? Как его характеризует речь?

Вывод. Под покровом суровости и угрюмости мы видим в Калашникове черты доброты, гуманности. Он не похваляется своей статью («купец – статный молодец») и силой, но, когда придет час, не задумываясь ни на минуту, отдаст жизнь, исполнит свой долг до конца.

3. Выразительное чтение III части поэмы. Анализ. 

Беседа по вопросам.

- Учитель истории – кулачный бой.

– Как готовится поле к кулачному бою? («Оцепили место в 25 сажень...» Здесь разыгрывается поединок чести с бесчестием, правды с неправдою, человеческого достоинства с произволом и своеволием. Кирибеевич, выходя на бой, кланяется в пояс только царю. Он хочет потешить царя-батюшку. Калашников кланяется царю, Кремлю да святым церквам, а потом «народу русскому». Он вышел защищать честь свою, отстоять правду-матушку. На вопрос «Какого роду племени» противник, опричник получил ответ: «И жил я по закону Господнему... небесного» (с. 153). «Не шутку... на последний бой».)

Выразительное чтение по ролям.

Задание.

– Зачитайте строчки, которые описывают внутреннее состояние Кирибеевича. («Побледнел... слово замерло». Он изумлен, растерян, понял, что его ожидает возмездие. Калашников побеждает его задолго до физической смерти.)

– Что запрещали правила кулачного боя? (Убивать человека, противника «вольной волею», по желанию.)

– Значит, царь прав, казнив Калашникова? (У купца не было иного выхода, как потешное зрелище превратить в суд чести. Да он и не скрывал, что шутить не собирается. Он не просто мстит именитому обидчику, а выступает против произвола и несправедливости. Калашников казнен без суда и следствия, причину его поступка он не огласил в присутствии находившихся на месте боя: он не желал публичного позора.)

– Царь же, как бы одобряя прямой и честный ответ купца, обещает пожаловать...Чтообещалцарь? («Хорошо тебе... моей милостью» (с. 156–157).)

1. Сравнительная характеристика главных героев.

– Каково отношение автора к Кирибеевичу? (Кулачный бой двух героев автор называет богатырским. Нет им равных по всей Москве. Но уже в описании героев перед схваткой мы видим разницу в настроении соперников, в отношении к ним автора. Кирибеевич кичится своим удальством, своей силой, нарядным платьем, славой замечательного бойца. У него цель – потешить царя-батюшку и показать себя. Не так изображен Калашников. Несмотря на молодость, он отличается по имени-отчеству – Степан Парамонович. В этом и уважение к нему людей, и подчеркнутая серьезность намерений героя. Если Кирибеевич красуется собой, то купец вышел постоять за честь семьи: «На опричника смотрит пристально... Боевые рукавицы натягивает». В поведении купца перед боем важна каждая деталь: как и Кирибеевич, он кланяется сначала «царю грозному», потом «белому Кремлю да святым церквам. А потом всему народу русскому».

Это не только проявление вежливости, но и показатель серьезности намерений – биться до смерти (а ведь убийство – страшный грех!), просьба о прощении и одновременно сознание своей правоты. Поэтому-то Кирибеевич не нашел ответных слов и побледнел, «как осенний снег», не столько от страха смертного, сколько от сознания своей преступности, от ожидания справедливого возмездия за то, что не жил «по закону Господнему».
Автор с самого начала утверждает, что при равной удали и могуществе обоих нравственный перевес на стороне Степана Парамоновича, так как за ним – правда. Однако смерть Кирибеевича рисуется с сочувствием – параллель с миром природы тому свидетельство, не как «собака» или «басурманский сын» гибнет опричник, а «будто сосенка во сыром бору». Почему? Кирибеевич молод, красив, удал, рано ему лишаться жизни, поэтому его смерть вызывает грустные чувства, он жертва воспитания, любовной страсти, хотя пути, которыми он пытается достигнуть счастья, – неправедные.)

– Кому симпатизирует народ? («Схоронили... споют песенку» (с. 157– 158).)

Видео из спектакля -  песня

2. Заключительное слово учителя.

– «Песня...» сложена в назидание людям, наделенным властью и могуществом, правом решать судьбы людей.

«Хотя Лермонтов обратился к эпохе Грозного, произведение прозвучало как глубоко современное. Только что на дуэли с царским “опричником” погиб Пушкин, который вышел на поединок, чтобы защитить “честь жены и свое благородное имя”.

Поэма заставляла задуматься над вопросами о судьбе и правах человеческой личности». (И.Андроников.)

М.Ю. Лермонтов о своем поколении. (Рамонов Азамат)

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
...К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию - презренные рабы.
(Лермонтов "Дума". 1838 г.)

3. Выступление детей по художникам

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение «Песни...», учитывая связь с устным народным творчеством, оттеняя характеры героев, их речь, поступки, обратив внимание на распевность начала и концовки, использованные автором сравнения, метафоры, инверсию; перечитать всю «Песню...», подготовиться к сочинению по иллюстрации В.Васнецова.