Цели урока:
образовательные:
– систематизация и углубление знаний учащихся о жанрах древнерусской литературы; формирование представления о “Поучении” как древнерусском памятнике культуры; углубление знаний о Владимире Мономахе, его роли в русской истории и культуре, актуальности его произведения.
развивающие:
– развитие мышления, памяти; формирование коммуникативных навыков, навыков работы с компьютерными программами; совершенствование навыков сравнения, сопоставления информации, полученной самостоятельно из разных источников;
воспитательные:
– воспитание чувства ответственности за порученное дело, умения работать в группе; воспитание у учащихся нравственных качеств через образ Владимира Мономаха.
Предварительное домашнее задание: собрать сведения о жанрах ДРЛ. Подготовить проекты о жизни Владимира Мономаха, о содержании полного текста “Поучения” Владимира Мономаха; составить “Поучение” сверстникам.
Эпиграф к уроку: “Имеющий уши, да услышит…” (из “Евангелия” от Матфея).
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя. Целеполагание.
Здравствуйте, ребята и гости. Мы продолжим сегодня своё знакомство с памятником ДРЛ – “Поучением” Владимира Мономаха. Запишите в тетрадях число, тему урока: “Значение “Поучения” Владимира Мономаха”.
В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова из “Евангелия” от Матфея: “Имеющий уши, да услышит”. Как вы его понимаете? Запишите его.
Исходя из темы урока и эпиграфа, поставьте учебную задачу на урок. (Выяснить, в чём заключается значение “Поучения” в наше время, чем оно интересно для нас.) Спасибо, верно.
Мне хотелось бы, ребята, чтобы сегодня на уроке вы продемонстрировали не только свои знания, но и показали бы, как можно их воплотить в реальные проекты и использовать не только на уроках, но и в жизни.
Домашнее задание будет связано с тем, о чём пойдёт речь на уроке. Запишите его: написать сочинение-миниатюру “Какие советы Владимира Мономаха я считаю важными и почему?”
Актуализация знаний учащихся.
Учитель. Поучение – один из жанров ДРЛ. Давайте вспомним, что это за жанр и какие ещё жанры существовали в ДРЛ.
Группа ребят получила задание провести опрос в интересной форме по теме “Жанры ДРЛ”. Приложение 1. Посмотрим, что у них получилось. (Задание классу). Прошу вас записать названия жанров, о которых пойдёт речь.
Учащиеся отгадывают кроссворд, по вертикали получается слово “поучение”. В тетрадях записываются названия жанров.
Обсуждение кроссворда. Примерные вопросы 1-й группе.
– Почему вы остановили свой выбор на этих жанрах?
– Какие ещё жанры существовали в ДРЛ?
Учитель. В чём, на ваш взгляд, состоит значение ДРЛ? Зачем её нужно знать и изучать?
– Скажите, ребята, чему вы научились, выполняя это задание?
Учитель. Молодцы, ребята. Вы хорошо подготовились и опрос интересный провели, и узнали много о жанрах ДРЛ. Со своей задачей вы справились и заслуживаете отличных оценок.
3. Защита проектов учащихся.
Задание классу: составьте план биографии В. Мономаха.
Обсуждение проекта. Примерные вопросы 2-й группе.
– Одной из задач, которые вы ставили, было выявить в личности В. Мономаха черты исторического деятеля. Какие черты вам показались важными?
– Как можно использовать вашу презентацию?
– К каким источникам вы обращались, работая над проектом?
– Вам было интересно работать над проектом?
Учитель. Вы хорошо поработали и заслуживаете самых высоких оценок. Спасибо.
Мы узнали много интересного о личности великого князя Владимира Мономаха. Сделаем перерыв: проведём физкультминутку.
- Физкультминутка
Славный князь Мономах правил на Руси. (Повороты
туловища.)
Кто не слышал о нём, послушай, уясни:
Был он честен, и смел, и исполнен сил (Махи руками.)
Русь святую собрать, избавить от войны.
От половецких племён он избавил Русь. (Наклоны
туловища.)
Подружил всех князей и возглавил их.
Сыновьям Мономах дал такой наказ: (Вращения
глазами.)
В дружбе жить, уважать старых и больных,
Не лениться, учиться, дружбой дорожить. (Вращения
кистями рук.)
И тогда вспомнит Русь сыновей своих.
Учитель. Владимир Мономах был неординарной личностью, мудрым человеком, если создал “Поучение”, которое актуально и по сей день. Попробуем разобраться, в чём же заключается его актуальность.
Третья группа ребят подробно исследовала полный текст “Поучения”. Расскажите о проделанной работе.
- Какова история создания, структура и содержание “Поучения”? (Презентация учащихся “Поучение” Владимира Мономаха как завещание потомкам”). Приложение 3
Задание классу: запишите структуру “Поучения”.
Обсуждение проекта. Примерные вопросы 3 группе.
– Не кажется ли вам, что “Поучение” устарело в наши дни?
– Как вы работали над проектом?
– Что было самым трудным?
Учитель. Спасибо, ребята. Вы довольно глубоко разобрались в структуре и содержании “Поучения”, проделали большую серьёзную работу и получаете отличные оценки.
-
Какие же советы “благоверного князя”
Владимира Мономаха кажутся вам полезными и
актуальными и в наше время? Что вы добавили бы к
ним? (Проект учащихся. Буклет “Поучение добрым
людям”.) Приложение 4
Обсуждение проекта. Примерные вопросы 4 группе.
– Чем вы объясните выбор таких советов своим сверстникам?
– А почему вы не ограничились советами детям и сверстникам и обратились к взрослым?
– Почему вы выбрали форму буклета для реализации своего проекта?
Учитель. Чему вы научились, выполняя задание?
– Как можно практически использовать вашу работу?
Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали и честно заработали отличные оценки.
4. Заключительное слово учителя.
Выдающийся памятник ДРЛ – "Поучение" Владимира Мономаха– необходимо рассматривать в контексте исторической эпохи конца XI века. Конечно, политическая деятельность самого Владимира Мономаха отнюдь не всегда была безупречной в моральном отношении. В его деятельности были и случаи коварства, и нарушения обещаний, и жестокого обращения с населением захваченных городов. Все это так!
И при всем том Мономах умел признавать свои ошибки, умел, как в случае с Олегом, простить заклятому врагу. Его пример удивителен. И поучителен для нас. Вспомните эпиграф к уроку: “Имеющий ущи, да услышит…”. Надеюсь, вы сегодня не только услышали, но и поняли многое из того, что завещал нам, своим потомкам великий Владимир Мономах.
5. Итоги урока. Рефлексия.
– А было ли интересно на уроке? Был ли урок полезным для вас? Чем? Пригодятся ли вам в будущем умения и навыки, полученные во время работы над проектами?
Готовясь самостоятельно к уроку, вы сумели добыть новые знания, осмыслили их и представили в виде кроссворда, презентаций, буклета. То есть вы показали, как можно использовать на практике свои знания.
Спасибо за плодотворный и интересный урок.