Здоровье школьников в современном образовании

Разделы: Химия, Биология, Литература, Спорт в школе и здоровье детей


В настоящее время под влиянием многочисленных факторов политического, экономического, социально-психологического, экологического характера здоровье населения России, особенно детей и подростков, ухудшилось.

В такой ситуации система физического воспитания и формирования здорового образа жизни должны стать надежной защитой, способной помочь детям адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности. Это, в свою очередь, актуализирует необходимость формирования у детей и молодежи ценностных ориентаций и мышления относительно сознательного укрепления своего здоровья и физического совершенствования.

С 2001 года в нашей школе творческим коллективом учителей (учитель физической культуры, заслуженный учитель Кубани М.И. Калядин, учитель русского языка и литературы, отличник народного Просвещения Н.В. Пшеничная, учитель музыки и искусства М.В. Чайкина) под руководством директора школы, Почетного работника общего образования Российской Федерации В.Я. Бабаянца поэтапно осуществлялась комплексная программа «Здоровье», позволившая скоординировать усилия всего коллектива и выработать общее целеполагание. В соответствии с ней были определены три стратегических направления: создание в школе здоровьесберегающей среды, выработка системы проведения внеклассных мероприятий, нацеленных на формирование правильных представлений о здоровье, укрепление спортивной материально-технической базы. Эта программа успешно реализована, педагогический опыт школы по данной проблеме обобщен на городских семинарах для директоров и их заместителей.

Благодаря этому направлению в школе появились новые спортивные традиции: «Класс – лидер здоровья», «Лучший спортсмен года», соревнования «Юные ратники Отечества», «Спорт для всей семьи», спортивный вечер «За честь школы», спортивные праздники «Азбука здоровья», «Союз гармонии и красоты», «Путешествие в страну Витаминия», «Неугасимый свет Олимпиады», соревнования по пионерболу и волейболу, «Веселые старты», Дни здоровья.

Школьный спортивный театр стал эффективной формой пропаганды здорового образа жизни. Систематически во всех классах проводятся уроки Здоровья.

На базе школы продолжают работать секции по волейболу, футболу, настольному теннису, греко-римской борьбе, ритмической гимнастике, шашкам, шахматам.

Продолжает свою работу спортивный клуб «Скиф» под руководством учителя физической культуры А.А. Головинского, способствующий целенаправленной организации и проведению спортивных мероприятий.

В школьном музее спортивной славы и достижений, созданном М.И. Калядиным, на протяжении двадцати лет ведется летопись рекордов школы с указанием фамилий чемпионов и призеров. Такой способ пропаганды физкультуры и спорта эффективен и активизирует деятельность учащихся по развитию физических способностей.

В городской прессе и на сайте школы регулярно освещаются все главные события спортивной жизни школьным пресс-центром под руководством Н.Б. Маруковой

В результате целенаправленной системной работы количество учащихся, занимающихся спортом, увеличилось в два раза, сборная школы мальчиков и девочек по волейболу уверенно лидирует в городских соревнованиях в течение последних семи лет, ученики школы принимают активное участие в соревнованиях по разным спортивным направлениям на городском, региональном и российском уровнях.

В настоящее время, учитывая требования ФГОС и общие представления о современном выпускнике общеобразовательной школы как о человеке, любознательном, активно познающем мир, принимающем ценности семьи и общества, выполняющем правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих, необходимо особое внимание обратить на формирование мировоззрения учащихся.

В связи с отсутствием в учебных программах общеобразовательных школ предмета, обучающего основам ЗОЖ, мы пришли к выводу, что возникшее противоречие можно разрешить лишь путем комплексного подхода по созданию единой системы физического, психологического и духовно-нравственного образования в школе.

На решение этой проблемы нацелен новый образовательный проект «Человек и его здоровье», разработанный на основе межпредметных связей, успешно реализующийся в экспериментальном режиме с 2011 года группой педагогов (учитель биологии Л.Я. Теннер, учитель химии Т.Г. Карабина, учитель физической культуры и истории А.А. Головинский, учитель начальных классов К.А. Джулай, учитель русского языка и литературы Н.В. Пшеничная, учитель музыки и искусства М.В.Чайкина).

Методика воспитания позитивного отношения к здоровому образу жизни на основе интеграции содержания школьных предметов предусматривает соблюдение следующих основных методических условий:

  • овладение знаниями и умениями о здоровом образе жизни на основе разработанной системы понятия «здоровый образ жизни»;
  • системное и систематическое развитие знаний о здоровом образе жизни во взаимосвязи с другими понятиями, изучаемыми на интегрированных курсах;
  • создание устойчивой мотивационной среды обучения средствами интегрируемых курсов;
  • обеспечение личностно-ценностного подхода к формированию здорового образа жизни;
  • комплексное использование словесных, наглядных и практических методов обучения, их осознанный выбор и оптимальное сочетание;
  • применение комплексов физических упражнений, способствующих активизации самостоятельной деятельности учащихся;
  • использование различных типов уроков, в том числе и интегрированных, а также внеурочных мероприятий;
  • выполнение разработанного комплекса упражнений, адекватного полученным знаниям в подготовительной части уроков физической культуры;
  • объяснение значения на уроках ОБЖ и биологии и комплексное применение на занятиях физической культурой физических упражнений, противодействующих появлению и развитию «школьных патологий» (нарушение осанки, нарушение зрения, гиподинамия, ожирение и др.);
  • обучение детей способам объективной самооценки физического состояния.

Практические рекомендации по осуществлению образовательного проекта «Человек и его здоровье».

1. Интерес к занятиям физическими упражнениями развивают:

  • системный подход к формированию знаний о здоровом образе жизни на основе интеграции содержания учебных предметов: «физическая культура», «основы безопасности жизнедеятельности», «биология», «химии».
  • включение и объяснение материала о значимости физической культуры для сохранения здоровья в содержание интегрируемых курсов;
  • мотивированное раскрытие глобальных и региональных проблем здоровья в современном обществе.

2. Потребность в здоровом образе жизни реализуется при соблюдении следующих условий:

  • проводить поэтапное изложение содержания материала на занятиях физической культуры, ОБЖ, биологии и химии, русского языка и литературы, практически реализовывать полученные теоретические знания на уроках физической культуры;
  • формировать знания и умения здорового образа жизни на основе интеграции содержания учебных предметов физической культуры, основ безопасности жизнедеятельности, биологии и химии, русского языка и литературы.

Говоря о здоровье, мы подразумеваем не только физическое, но в первую очередь душевное состояние личности. Огромные возможности для душевного здоровья детей имеет музыкотерапия, которая является интереснейшим перспективным направлением, используемым во многих странах в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, укрепить иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. В этом направлении успешно работает учитель музыки и искусства М.В. Чайкина.

Особый интерес у нас вызвала существующая проблема: в медицине, биологии, психологии, рассматривающих человека в том или ином отношении, показано, что мальчики и девочки, юноши и девушки, мужчины и женщины различны по многим показателям. Однако в теории и практике обучения и воспитания эти вопросы не нашли достаточного освещения. Поэтому мы считаем, что данную проблему наиболее целесообразно решать на основе интеграции знаний, накопленных в различных областях науки. Проблема гендерного подхода в профильном образовании особенно актуальна для преподавания биологии,химии, физической культуры и литературы. Данный проект реализуется в экспериментальном режиме учителями Л.Я. Теннер, Т.Г. Карабиной, А.А. Головинским, Н.В. Пшеничной.

Учителя школы активно применяют здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, которые обладают высокой дидактической результативностью, а в сочетании с личностно-ориентированным подходом дают возможность учащимся отвлечься от негативных социальных факторов - наркомании, алкоголизма, табакокурения.

В своей деятельности мы руководствуемся тем, что здоровье наших школьников как целостное социально-психологическое явление представляется комплексным критерием качества современного образования.