Эпиграф к уроку:
«Человека создает земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек…»
(Д.С.Лихачёв)
Цели урока: знакомство с публицистическим очерком Д.С.Лихачёва «Земля родная»; развитие умений вдумчиво читать, анализировать произведения, делать выводы и создавать собственные тексты; воспитывать чувство уважения к истории и культуре Отечества.
Оборудование: презентация «Земля родная» Д.С.Лихачёва как духовное напутствие молодёжи»; электронная доска; распечатки глав очерка.
Методические приёмы: беседа по вопросам; анализ отдельных глав очерка; обсуждение домашних конспектов; выступления учащихся с сообщениями.
Ход урока
I. Организационный момент. Целеполагание.
- Приветствие класса. Коллективное формулирование темы урока.
- Целеполагание.
- Определение задач на урок:
II. Актуализация опорных знаний
Беседа с учащимися по вопросам:
- В каком году написано произведение «Земля родная»? (1983 год)
- Определите жанр этого труда Д.С.Лихачёва. (Публицистический очерк)
- Что позволило отнести это произведение к публицистике? (Автор размышляет о разных сферах нашей жизни – взаимоотношениях, патриотизме, истинных ценностях, духовности и увлеченности своим делом.)
III. Изучение нового материала
1. «От автора»: объяснение смысла названия очерка и идеи произведения.
Как автор объясняет смысл названия очерка? («Я назвал свою книгу "Земля родная". Слово "земля" в русском языке имеет много значений. Это и почва, и страна, и народ (в последнем смысле говорится о Русской земле в "Слове о полку Игореве"), и весь земной шар. В названии моей книги слово "земля" может быть понято во всех этих смыслах»)
В чём, по мнению автора, состоит идея всех разделов книги «Земля родная»? («Человека создает земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатств. От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться, расти и умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми. Это идея всех разделов моей книги. О многом я пишу по-разному, в разных жанрах, в различной манере, даже на разном читательском уровне. Но все, о чем я пишу, я стремлюсь связать единой идеей любви к своей земле, к своей земле, к своей Земле…»)
2. «Слово к молодым» (беседа по домашним конспектам раздела).
Как автор определяет роль самого человека в собственной жизни? («Очень многое в том, чего человек достигает в жизни, какое он занимает в ней положение, что приносит другим и получает для себя, – зависит от него самого. Удача не приходит случайно. Она зависит от того, что человек считает в жизни удачей, как он сам себя оценивает, какую жизненную позицию избрал, какая, наконец, цель у него в жизни.»)
Какие цели советует Д.С.Лихачёв ставить перед собой? («У каждого человека, помимо небольших и "временных" личных целей, в жизни непременно должна быть одна большая личностная цель, и тогда риск неудач будет сведен до минимума. Если вы поставили себе надличностную цель, предположим, самую общую: приносить как можно больше пользы людям? Какие здесь "роковые" неудачи могут вам помешать выполнить эту свою большую жизненную задачу? К выполнению ее можно стремиться в любых обстоятельствах, а неудачи? "Нулевой результат", и только в отдельных случаях… Но в целом успех вам будет сопутствовать – успех и признание окружающих. И если в достижении этой задачи вам будет сопутствовать личный успех, то и счастье вам будет обеспечено.»)
Найдите и зачитайте рассуждения автора о любви. В чём смысл этих рассуждений? («В жизни человека огромную роль играет любовь. Сперва это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу – классным товарищам и подругам; к своему селу или городу. Еще одна важнейшая ступень – любовь к своему народу, к своей стране. Любовь к своей стране и своему народу – это и есть то надличностное начало, которое по-настоящему освящает (делает святой) всю деятельность человека, приносит ему настоящее счастье, избавляет от неприятностей, мелких личных неудач.»)
Как автор определяет патриотизм и национализм? Почему они несовместимы?
- Однако патриотизм не следует смешивать с национализмом. Патриотизм – это любовь к своему народу. Национализм – это пренебрежение, неуважение, ненависть к другим народам. По-настоящему, если вы вдумаетесь в то, что я сказал, – одно несовместимо с другим.
- Если вы любите свой народ, вы поймете и другие народы, которые любят свою природу, свое искусство, свое прошлое.
- Надо стремиться освоить культурные достижения всего мира, всех народов, населяющих нашу маленькую планету, и все культуры прошлого.
- Надо развить в себе интеллектуальную гибкость, чтобы понимать достижения и уметь отделить фальшивку от подлинного и ценного.
3. «Об интеллигентности»: выборочное чтение и обсуждение главы.
Каково отношение автора к интеллигентности? Как он определяет интеллигентность? (Лихачев придает большое значение интеллигентности, считая, что она является основой для жизни в обществе. Интеллигентность заключается в добродушии, порядочности, умении жить в социуме, полностью отдавать себя любимому делу)
Как вы понимаете фрагмент главы: «Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себя скромно за столом, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!)?
В чём заключается «социальный долг» любого человека? («Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и "ауры" [От лат. aura (дуновение ветерка)] доброжелательности вокруг него и к нему (обращенной к нему.»)
4. «Большое в малом» (беседа по вопросам).
Какова роль молодости в жизни человека? («В молодости формируется не только человек — формируется вся его жизнь, все его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость»)
Найдите в тексте и зачитайте авторские напутствия, касающиеся отношению к молодости. В чём их смысл? («Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к людям», непосредственности. Храните ее во всем и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.»)
Как автор объясняет смысл поговорки «Береги честь смолоду»? («И помните поговорку: «Береги честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но очень трудно. Наша молодость — это и наша старость.»)
Какие задачи сформулировал Д.С.Лихачёв для молодёжи? (По мнению академика, одна из важнейших задач для каждого – правильное отношение к старшему поколению, накопленному ими опыту, знаниям, тому, что они сумели сделать для будущего. Задача молодых – сохранить всё достояние, передать будущему поколению. Основа для будущей благополучной жизни – молодые годы. Именно тогда закладывается фундамент для последующих лет. Важно в это время закалить свой характер, обзавестись друзьями и единомышленниками, найти дело всей своей жизни.)
5. «Искусство открывает нам большой мир!»
В чём величайшая ценность русской культуры? («Величайшая и ценнейшая черта русской культуры состояла в ее мощи и доброте, которой всегда обладает мощное, по-настоящему мощное начало. Именно поэтому русская культура смогла смело освоить, органически включить в себя начала греческие, скандинавские, угро-финские, тюркские и т. д. Русская культура — открытая культура, культура добрая и смелая, все принимающая и все творчески осмысливающая»)
Что пишет Д.С.Лихачёв о любви ко всему русскому? Зачитаем фрагмент текста и порассуждаем о его сути. («Будем любить все русское, исконно русское, будем любить, скажем, Вологду и фрески1 Дионисия, но будем неустанно учиться ценить и то, что давала и будет еще давать мировая прогрессивная культура и что таится нового в нас самих. Не будем бояться нового и не будем с порога отшибать все, что мы еще не поняли…»)
Какие достоинства русской культуры и искусства называет автор? Какова их роль в развитии творческой личности? («За разнообразие, богатство, сложность, «гостеприимство», широту и интернационализм нашей... культуры и искусства будем ценить и уважать то прекрасное дело, которое делают картинные галереи, знакомя нас с разным искусством, развивая наш вкус, нашу духовную восприимчивость…»).
Как вы понимаете смысл цитаты: «Понимать математику – надо учиться. Понимать музыку – надо учиться. Понимать живопись – тоже надо учиться!..»? (Пониманию искусства нужно учиться…)
6. «Учиться понимать»
«Искусство есть беседа…»
«Мне нравится слово, которым любил пользоваться, говоря о творчестве, Михаил Светлов: беседа. Искусство – это и есть, наверное, беседа: с людьми, с самим собой, со своей совестью и совестью мира, времени… Порой предмет беседы отвлеченно-вечен: любовь мужчины к женщине, просто некоего мужчины к некоей женщине...»
«О публицистичности искусства»
«Порой же беседа превращается в спор, нервическую полемику, стимулируемую острой и капризной, все время пульсирующей злободневностью. И тогда проявляются черты заостренной публицистичности искусства»
7. «Учиться говорить и писать»
Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, – качеств человека, который пользуется языком народа.
А ведь бывает и так, что человек не говорит, а "плюется словами". Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его "словами-плевками" говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится. А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он трус и робок, неуверен в себе.
Как научиться красиво и правильно говорить? («Если научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращая внимание на речь свою и других, записывая иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела…»)
Как научиться писать? («Чтобы научиться писать, – надо писать, писать письма, дневники. (Дневники следует вести с юных лет, потом они будут вам просто интересны, а в момент их написания вы не только учитесь писать – вы невольно отчитываетесь в своей жизни, обдумываете то, что с вами было и как вы поступили). Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде…»
8. Заключительное слово учителя.
Как вы понимаете выражение «экология культуры»? («Что мы называем экологией? Это наука о сохранности окружающего мира. А культура способна защитить человека от безнравственности, агрессии, лжи.»)
Д.С.Лихачёв призывает беречь памятники культуры: «Поэтому важно беречь памятники культуры: они, в некотором роде — защита от равнодушия к своей земле. Градостроительство должно быть основано на изучении истории данной местности. Если природа может самостоятельно залечить свои раны, нанесенные человеком, и быстро восстановиться, то с памятниками старины гораздо сложнее. Их потеря часто невосполнима.
IV. Рефлексия
- О чём размышляет Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своём очерке?
- Какова идея очерка «Земля родная»?
- Каким вам представляется автор как человек и гражданин?
- Что нового вы узнали на уроке?
V. Домашнее задание
- написать сочинение на тему «Какие мысли и рассуждения автора очерка «Земля родная» мне близки и почему?»
- устно ответить на вопрос: «Каковы особенности творческой манеры Лихачёва-публициста?»