Литература
-
Золотое слово о полку Игореве 2013
Одним из приёмов интегрированного урока является ролевая игра. В такой игре, задаваемой и организуемой учителем, учащиеся имитируют или воспроизводят действия или отношения героев той эпохи, в которую погружает художественное произведение. Интеграция помогает глубже понять произведение, удалённое от нас во времени, а ролевая игра - почувствовать себя на месте героев, погрузиться в их духовный мир.
-
Золотой XIX век. История и культура России 2011
Урок разделен на этапы, каждый учитель-предметник отвечает за определенный момент, время для каждого обозначено заранее. После каждого этапа проводится рефлексия. Учитель литературы освещает основные события России XIX века, связав их с литературным процессом и философской мыслью того времени. Учитель МХК рассказывает об основных направлениях русской живописи в России XIX века.
-
"Зорко одно лишь сердце" ("Маленький принц" А.Сент-Экзюпери) 2009
Урок литературы "Зорко одно лишь сердце..." - попытка осмысления философской сказки А.Сент-Экзюпери "Маленький принц". Опираясь на факты биографии автора и содержание сказки, дети рассуждают о "вечных" вопросах бытия: жизни и смерти, добре и зле, любви и ненависти.
-
"Зорко одно лишь сердце". Сказочная повесть А.Сент-Экзюпери "Маленький принц". 8-й класс 2012
Тип урока – урок-исследование. Основным приемом становится многоплановая работа со словом, текстом. Учитель использует коммуникативно-деятельностный подход к обучению через слово. Прозаический текст – средство эстетического, а главное, духовного развития учащихся, развивает речь.
-
"И близких всех душа не позабудет…" В.П. Астафьев. "Фотография, на которой меня нет". 8-й класс 2011
Урок знакомит с творчеством В.П. Астафьева. У учащихся формируются навыки анализа текста; развиваются навыки выразительного чтения.
-
"И вечный бой! Покой нам только снится…" 7-й класс 2011
Урок в рамках проекта "И в тайне – ты почиешь, Русь!", главная суть которого заключается в погружении учителей и учащихся в определённую историческую эпоху. Первая часть проекта – время Киевской Руси: знакомство с историческими документами, литературными произведениями, общественной жизнью государства. Вторая часть проекта – в деталях изучить событие, которое сыграло большую роль в истории России, – Куликовскую битву. Новый проект посвящён этой знаменательной дате.
-
И вновь слово раздвинуло границы… 2009
Задачи урока: развить творческие способности учащихся; обратить внимание на проблемы современного литературоведения, научить навыкам сопоставления разных художественных произведений.
-
"И все-таки узнают голос мой". Творческая судьба А.А. Ахматовой. 11-й класс 2011
Цели урока: познакомить учащихся с биографическими фактами А.Ахматовой; творческой судьбой, ее сборниками стихов; свершенствовать умение составлять план лекции учителя, читать стихотворения наизусть; самостоятельно готовить материал к уроку.
-
"И всей весенней красотою сияет русская земля" 2009
Целью интегрированного урока по химии и литературе было убедить учащихся, что науку надо принимать так, как говорил Д.И. Менделеев: «Наука только тогда плодотворна, когда воспринимается не только умом, но и сердцем». И поэтому в названии урока – строчки стихотворения Александра Блока.
-
"И где мы были, куда глядели?" Интерпретация стихотворения Владимира Гузия "День брусники" 2007
Урок литературы в 10-м классе в системе уроков краеведения, направленных на изучение литературы Приамурья, особый, так как построен на материале стихотворения нашего земляка, тындинского поэта Владимира Гузия. Это урок-интерпретация с использованием презентации, выполненной в Power Point. Шрифт, его размер, цвет слайдов, анимационные эффекты позволяют акцентировать внимание учащихся на слове, размышлениях лирического героя о смысле жизни, о гармонии с природой, о бережном, внимательном отношении к ней, а значит, к себе.
-
"И голос вечности зовет…" (по поэме А.Ахматовой "Реквием"). 11-й класс 2010
Данный урок продолжает знакомство с художественным миром поэтессы в процессе комментированного чтения поэмы «Реквием». Аналитическая беседа предваряет заключительный этап изучения темы – сочинение по творчеству А.Ахматовой.
-
"И долго буду тем любезен я народу..." Викторина по творчеству А.С.Пушкина 2023
Подготовлены вопросы для проведения викторины по творчеству А.С.Пушкина.
-
"И жизнь, и слезы, и любовь". Литературная композиция в 10-м классе 2010
Данное мероприятие способствует привитию интереса к уроку, усилению глубины и силы чувств поэтов: взаимной любви к любимому человеку, желанию радости и счастья. Воспитывает отзывчивость на прекрасное.
-
"И малые звезды украшают небо" 2011
Автор знакомит учащихся с творчеством Аткая Аджаматова. Развивает устную и письменную речь учащихся. Прививает любовь к чтению, к языку.
-
"И образ незабвенный…" 2010
Урок литературы знакомит девятиклассников с адресатами любовной лирики А.С. Пушкина. Форма урока – устный журнал. Развивается художественное восприятие лирических произведений А.С. Пушкина, понимание всей сложности переживаний, всё богатство чувств поэта, не разрушив интимности, чистоты. Развитие умение выразительно читать произведение, в том числе выученное наизусть, соблюдать нормы литературного произношения; выражать свое отношение к прочитанному.
-
"И песнь есенинская льётся!.." Литературный ринг для учащихся 11-го класса 2009
Библиотечное занятие в форме литературного ринга, проведенного совместно с учителем литературы. Занятие на основе технологии личностно-ориентированного обучения с использованием компьютерных технологий, которое решает комплекс образовательных и воспитательных задач. Главная цель занятия – воспитание юных патриотов через книгу.
-
"И помнит мир спасенный…" 2011
Данный материал может быть использован для выступлений в конкурсах, посвященных победе в Великой Отечественной войне, а также на классных часах, уроках литературы. Целесообразнее готовить литературно-музыкальную композицию с учащимися 9–11-х классов.
-
"И с каждой осенью я расцветаю вновь…" Философский смысл стихотворения А.С. Пушкина «Осень». Интерпретация стихотворения. (Восприятие, истолкование, оценка.) 2008
Данный урок можно отнести к комбинированному типу, который позволил реализовать различные цели: ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования, упражнение на их основе и закрепление (через слайдовую презентацию) навыков анализа-интерпретации стихотворного текста. Учащиеся познакомились с особенностями эпистолярного жанра и подготовились к написанию сочинения в форме письма. Особое внимание на уроке отводилось усилению коммуникативных свойств речи (экспрессивности, эмоциональности), овладению учащимися художественными образами, выразительными средствами языка. Для эстетического восприятия стихотворения А.С.Пушкина «Осень» были созданы благоприятные условия: подобраны фрагменты из музыкальных произведений Чайковского и Свиридова.
-
"И светят созвездья, качаясь, в сознании Польском и Русском…" К.Бальмонт и А.Мицкевич. (Русско-польские литературные связи) 2006
Данная разработка урока предполагает знакомство с одним из стихотворений А.Мицкевича, как в оригинале, так и в переводе К.Бальмонта. Интегрированный урок направлен на формирование новых и закрепление ранее полученных знаний в области польской и русской литератур, литературоведения, переводоведения и польского языка.
-
И сердце вновь горит и любит — от того, что не любить оно не может 2008
Перелистывая журнал "Биология в школе" № 2 за 2005 г., я увидела интегрированный урок "Биохимия любви", составленный И.Н.Хачатрян (учитель биологии). Та часть, которая касалась литературы, была раскрыта скудно, поэтому я решила написать свою. Этот урок можно провести и отдельно, а также привлечь и учителя МХК.
-
"И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл" 2008
Внеклассное мероприятие проводилось после изучения в 11-м классе темы "Серебряный век русской поэзии". Учащиеся, выступая в роли представителей течений акмеистов, футуристов, символистов, представили материал, изученный на уроках, на более высоком уровне. Большая часть декламируемых стихотворений не изучалась на уроках. Даны дополнительные сведения о сонете, акростихе.
-
"И чувства добрые я лирой пробуждал…" Высшие человеческие чувства в литературе и музыке. 2008
Двухчасовой урок в 6-м классе литература + музыка способствует пониманию учащимися истинного служения Родине, дает представление о том, что обычный человек способен совершать высокие поступки для людей. Урок направляет учащихся на понимание художественного текста, классической музыки.
-
И.А. Бунин "Косцы". Изображение природы и народного труда. Образ Родины. 5-й класс 2010
Представленный урок – один из уроков по творчеству писателей-орловцев. В статье предложены разные виды анализа текста рассказа «Косцы» с использованием произведений разных видов искусства; в уроке даётся опыт составления опорной схемы. Изучение биографии И.А. Бунина представлено с опорой на знания учащихся об истории родного города.
-
И.А. Бунин "Листопад". Урок русской литературы в 6-м классе 2008
В данной разработке урока русской литературы в 6-м классе по поэме И.А. Бунина "Листопад" делаются учащимися первые шаги анализа стихотворного произведения. Обращается внимание на лексику, изобразительно-выразительные средства языка, использованные автором.
-
И.А. Бунин. "Кавказ". Мастерство Бунина-прозаика. 8-й класс 2012
Урок представлен в технологии метода проектов. Проект по типу деятельности – информационный, предметно-ориентированный, предназначен для углубления знаний учащихся в анализе литературного произведения. Знакомство с биографией и основными периодами творчества И.А. Бунина, исследование художественно-выразительных средств языка писателя, размышление над прочитанным позволит ученикам ответить на учебные, основополагающие и проблемные вопросы.
-
И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа "Кавказ". Представление о счастье и несчастьях героев рассказа 2012
Предлагается краткий экскурс в творчество И.А. Бунина. Учащиеся работают с таблицей, анализируют рассказ И.А. Бунина «Кавказ» по плану: героиня – герой – муж; портрет – поступки – пейзаж для доказательства двойственной природы любви.
-
И.А. Гончаров "За что бороться, к чему стремиться, зачем?" (по роману "Обломов") 2012
Автор знакомит учащихся особенностях русского национального характера. В ходе урока осуществляется осмысление образа главного героя с социальной, общечеловеческой и нравственной точки зрения, раскрывается атрибутика «лишних людей» и истоки зарождения «обломовщины». Урок способствует развитию художественного вкуса обучающихся, совершенствованию навыка анализа текста и характеристики литературных героев.
-
И.А. Крылов "Волк на псарне". 5-й класс 2012
Занятие знакомит учащихся с биографией великого русского баснописца И.А. Крылова. Ребята анализируют басню, идею автора. Знакомятся с биографией, исторической эпохой, описанной в басне; расширяют словарный запас; учатся составлять характеристики персонажей басни.
-
И.А. Крылов "Мартышка и очки". 3-й класс 2012
Цель урока: осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества.
-
И.А. Крылов «Волк и ягненок», «Квартет», «Волк на псарне» 2014
Басни И.А. Крылова знают все. Читатели смеются над героями басен - потешными зверями, иногда хитрыми, иногда злыми, иногда глупыми. Но все хорошо понимают, что Крылов высмеивает и разоблачает человеческие пороки: лень, зависть, невежество. Автор рассказывает так, что мы видим яркую, живую, поучительную сценку. Язык басен удивительно прост и ясен. Они звучат как живой, непринужденный разговор.