Цели:
- познакомить учащихся с Библией,
- научить пользоваться ею,
- объяснить структуру Библии;
- вызвать желание изучать Библию и следовать Ее нравственным принципам;
- вырабатывать у школьников исследовательские, аналитические и творческие умения.
Оборудование:
- Библия (для каждого ученика) разных форматов (любое каноническое издание);
- Детская Библия (и др.);
- "Приложения";
- географическая карта Западной Азии (фрагмент);
- географическая карта "Евангельские места".
ХОД УРОКА
СЛОВО УЧИТЕЛЯ. БЕСЕДА
Учитель. Ребята, сегодня на урок к вам я пришла не одна: со мной рядом находятся верные помощники - книги.
Одна из них носит почётное название - Книга Книг.
Как вы думаете, что это за книга?
(Выслушать мнения учеников; если не будет названа Библия, учитель сделает это сам.)
Учитель. БИБЛИЯ - самая древняя книга.
Она является самой первой из всех изданных книг; первой, напечатанной наборным шрифтом.
По тиражу изданий Библия занимает первое место в мире.
Она - самая читаемая на нашей планете.
Можно сказать, что Библия - "самая-самая" книга!
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Какие вопросы о Библии вы бы хотели сейчас задать?
- Что представляет собой Библия?
- Почему к ней такой особый интерес?
- Почему Библия сохранилась до сих пор (в отличие от других произведений)?
- Откуда она произошла?
- Как пользоваться Библией? (и др.).
(Показать "Дорожные знаки".< Рисунок 1>)
Рисунок 1
- Знаете ли вы, что это такое? (Дорожные знаки.)
- Для чего они нужны? (Чтобы не было аварийных ситуаций на дорогах.)
- Кто ими пользуется? (Водители и пешеходы.)
Учитель. Для удобства пешеходов и водителей существуют знаки разрешающие, предупреждающие, запрещающие.
Они помогают человеку избежать опасности.
Вот почему все люди должны соблюдать "Правила дорожного движения".
Кто пренебрегает этими правилами, тот может быть наказан.
Как может быть наказан человек, не соблюдающий правил дорожного движения?
(Люди могут попасть в аварию, подвергнуться штрафу, лишиться прав и транспорта, могут лишиться жизни или остаться калекой).
Учитель. Но существует документ, в котором содержатся "подсказки" о том, как правильно себя вести всегда, а не только на дорогах.
Как вы думаете, о каком документе идёт речь?
(Выслушать мнения учащихся; сказать о том, что таким бесценным документом является Библия.)
Учитель. В Библии, ребята, содержатся правила нашей с вами жизни.
Несоблюдение этих правил приводит к печальным последствиям.
А ещё Библия - древнейший памятник письменности.
В нём собраны разнообразные религиозные произведения, создававшиеся на протяжении огромного исторического периода - с XII века до н. э. по II век н. э.
Библия - это выдающийся памятник мировой культуры.
На ее основе более двух тысяч лет формировались история, искусство, литература, нормы поведения значительного числа народов.
Вот почему многие уважаемые, известные люди (учёные, писатели, историки, юристы) считают, что знать и правильно понимать Библию необходимо не только людям верующим (христианам), но и каждому культурному человеку.
Давайте внимательнее рассмотрим эту книгу.
Библии бывают различных форматов: большие, маленькие.
Есть и детские Библии (показать, например, "Библию для детей").
Что означает слово "Библия"?
Слово "Библия" происходит от греческого слова "biblia", что значит "книги".
Другими словами, Библия - это книга, в которой несколько книг ("книга книг").
Но почётное звание "Книги книг" Библия получила из-за своей уникальности.
Есть много книг, хороших и умных, которые нас поражают.
Но существует только одна книга, которая может преобразить человека.
Эта книга - Библия!
Как появилась эта необычная книга?
СООБЩЕНИЕ ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВЛЕННОГО УЧЕНИКА (УЧЕНИКОВ)
Письменность на востоке появилась рано (1500 г. до Р.Х.). Сначала для написания применялись каменные плиты ("Каменные плиты". <Рисунок 2>). Они были неудобным, громоздким материалом.
Рисунок 2
Позже для книг стали использовать папирус. Он изготавливался из растений ("Папирус". <Рисунок 3>). Сердцевины стеблей папируса нарезали тонкими полосками шириной 6-7 см. Полоски стеблей склеивали в два слоя, один поперек другого, образуя листы; листы соединяли друг с другом в виде свитка длиной до нескольких метров. Текст писали в столбцы.
Рисунок 3
Однако со временем папирус становился хрупким, а шрифт - тусклым.
Потом люди научились использовать пергамент (выделанная кожа), который был намного прочнее папируса ("Пергамент". <Рисунок 4>).
Рисунок 4
Этот материал получил свое название от города Пергам в Малой Азии, где особым образом обрабатывались кожи животных.
(Показать на географической карте.)
Пергамент изготавливался в виде прямоугольно обрезанных листов, переплетённых в книгу.
Пергамент был дорогим материалом, поэтому иногда он использовался повторно.
Текст Библии (еще одно название - Священное Писание) необходимо было размножать. Для этой работы требовалось большое количество людей, и назывались они переписчиками.
Переписчики тщательно следили за тем, чтобы при снятии копий Священного Писания не было ошибок, даже считали буквы! Если в рукописи было более трех ошибок, она уничтожалась.
Так благоговейно относились к Слову Бога!
Иногда переписчики посвящали копированию текстов Библии всю жизнь, стараясь точно сохранить для потомков тексты Священного Писания.
Учитель. Свидетельством добросовестности переписчиков стала, например, история о кумранских раскопках на побережье Мертвого моря.
(В качестве наглядного пособия может использоваться как современная географическая карта, так и карта "Евангельские места").
В марте 1947 г. на берегу Мертвого моря два молодых пастуха стали искать отбившуюся от стада козу.
Они искали ее в ущельях и пещерах, время от времени бросая туда камешки.
Звук, раздавшийся от удара одного из таких камешков, заинтересовал пастухов, и они решили эту пещеру обследовать.
Там пастухи нашли: Что бы вы думали? :древний кувшин! Они открыли крышку и:
Как вы считаете, ребята, что нашли пастухи в этом кувшине?
(Заслушать мнения учеников.)
В кувшине находились исписанные свитки пергамента.
Рисунок 7
("Кувшины со свитками". < Рисунок 7>)
Через некоторое время находка попала в руки учёных. Учёные исследовали пещеры и нашли настоящую библиотеку древнейших рукописей ("библиотека" - "библия" + "тека", "книга" + "хранилище", т.е. "хранилище книг").
Они пролежали в пещерах около двух тысяч лет. Причем, текст найденного Священного Писания из Кумранских пещер практически тот же, что и текст современной Библии.
РАБОТА С ТЕКСТОМ БИБЛИИ
Учитель. Библия состоит из двух разделов: Ветхого Завета и Нового Завета.
("Оглавление" в Библии).
Слово "завет" станет более понятным, если вспомнить родственные ему слова "завещание", "завещать", "обещать". "Завет" - это "союз", "договор", "обещание".
Слово "ветхий" можно пояснить словами "старый", "устаревший", "древний".
Через родоначальника еврейского народа - Авраама - Бог пообещал людям Спасителя мира. Это обещание Бог подтвердит Моисею, другому избранному Им человеку.
Новое "завещание" (любить друг друга) люди получили от Бога-Человека - Иисуса Христа.
Посчитайте, сколько книг в Ветхом Завете и сколько - в Новом?
(Ответы учеников.)
Учитель. В Ветхом Завете - 39 книг, в Новом Завете - 27 книг.
Первые пять (5) книг Ветхого Завета называются "Пятикнижие" (или по-древнееврейски - "Тора"). Они написаны Моисеем.
Книги Нового Завета были написаны вскоре после смерти и воскресения Спасителя, Иисуса Христа.
Первые четыре книги Нового Завета - это Евангелия.
Греческое слово "евангелие" означает "радостная весть".
Это известие о том, что Бог любит людей и хочет спасти их от зла.
Для этого Он послал Своего Сына - Иисуса Христа.
Ученики Иисуса Христа - Матфей, Марк, Лука, Иоанн - рассказали о жизни и учении Христа.
Автор Библии - Бог. Но Он вдохновлял людей записывать Его слова, т.е. записывать то, что Он желал открыть людям.
За всю историю Библии более сорока (40) человек получали и записывали откровения (открытые истины) Божьи.
Мы не знаем всех имен, знаем только некоторые из них.
Прочитать эти имена мы можем в "Оглавлении" Библии.
СТРУКТУРА БИБЛИИ
(Работа с одержанием Библии и таблицей "Структура Библии". <Рисунок 5>)
Учитель. У нас в руках, ребята, переводная Библия.
Как появилась Библия на русском языке?
С древнееврейского языка Библию перевели на греческий, латинский, а затем - и другие языки.
Для славянских народов огромную роль в создании Библии сыграли братья Кирилл и Мефодий, монахи, проповедники христианства, создатели славянской азбуки.
Они перевели Библию на старославянский язык ("Древнее Евангелие". <Рисунок 6>).
Рисунок 6
В 1816 г. вышла старославянская Библия.
В 1822 г. появился Новый Завет в переводе на живой великорусский язык.
После этого, в 1876 г., вышла русская синодальная Библия, которой мы сейчас и пользуемся.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
- "канон" - здесь: "закон, правило";
- "канонический"- "узаконенный, общепринятый, подлинный";
- "Синод" - в старой России: высшее учреждение, управляющее православной церковью;
- в настоящее время - совещательный орган при патриархе Московском и всея Руси (1); собрание светских и духовных лиц для разрешения церковных вопросов (2);
- "синодальный"- принятый Синодом.
Учитель. Весь текст Библии разделен не только на отдельные книги, главы, но и короткие абзацы - "стихи".
Работа с сокращенными обозначениями, например: Быт. 9:14 - "Бытие, глава 9,стих 14".
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
(музыкальное приложение "Кружится как пушинка". <Рисунок 8>)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Наглядное пособие "Кувшины со свитками": в "кувшины" с прорезями вставить "свитки" с вопросами (приложения "Кувшины со свитками").
Учитель. Вы помните, ребята, в кумранских пещерах были найдены свитки в кувшинах? Некоторые из них "попали" к нам на урок. На свитках что-то написано:
Давайте "почитаем" эти надписи!
Примечание. На каждом "свитке" записан вопрос по материалу урока.
"Свитки" с вопросами предпочтительнее доставать в арифметической последовательности.
1. Откуда мы знаем про Бога?
2. Что такое Священное Писание?
3. Как переводится слово "Библия"?
4. Почему нужно изучать Библию?
5. Что вы знаете о первом материале, на котором писались книги Священного Писания?
6. Что такое пергамент и папирус? Что вы можете о них рассказать?
7. Сколько веков существует Библия? Изменился ли ее текст? Почему?
8. На какие части делится Библия?
9. На какие части можно разделить Ветхий Завет? (Исторические, поэтические, пророческие).
10. Как подразделяется Новый Завет? (Исторические, послания, пророчество).
11. Сколько исторических книг в Ветхом Завете? (17)
Как они делятся? (5-Тора, Закон; 12-остальные.)
- Сколько книг поэзии? (5)
- Как подразделяются пророки в Ветхом Завете? ("Малых" пророков - 17, "больших"- 5.)
- Сколько исторических книг в Новом Завете? (5)
- Какие это книги? ( Евангелия-4, Деяния - 1.)
- Сколько посланий апостола Павла?
- Сколько пророческих книг в Ветхом Завете? (17) Сколько - в Новом Завете? (1)
- Как называется пророческая книга в Новом Завете? (Откровение, или Апокалипсис.)
- Что вы можете сказать о Кирилле и Мефодии?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Что больше всего запомнилось, понравилось на уроке?
(Выслушать мнения ребят.)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Составить краткий конспект статьи учебника "Книга книг".
2. Выписать в тетрадь по литературе "золотой стих" Библии (например: книга Иисуса Навина , 1:8 или Матфея, 7:12);
3. Объяснить значение стиха (устно).
ВАРИАНТ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Поделка "Библейская библиотечка".
Разделить класс на 2 группы.
Каждой из групп предложить изготовить "Библиотечку" Ветхого Завета
(ЗАКОН, ИСТОРИЯ, ПОЭЗИЯ, ПРОРОКИ)
и Нового Завета
(ЕВАНГЕЛИЕ, ИСТОРИЯ, ПОСЛАНИЯ, ПРОРОЧЕСТВО).
Для этого используются пустые спичечные коробки, цветную бумагу, клей, ножницы.
Коробочки следует оклеить цветной бумагой с трех сторон (согласно радуге).
Три стороны торца оклеить белой бумагой, имитируя книгу.
На " корешках книг" следует написать их названия.
Литература
- Авдиев В. История древнего Востока. - М., 1970. - изд. 3-е.
- Амусин И. Д. Кумранская община. - М.: Наука, 1983.
- Беленький М.С. Библия как литературный памятник // Наука и религия, 1975, № 1.
- Беленький М.С. О мифологии и философии Библии. - М., 1988.
- Бернштейн С.Б. Константин-философ и Мефодий: Начальные главы из истории славянской письменности. - М., 1984.
- Библейская энциклопедия: Репринт. - М., 1990.
- БЭС. Энциклопедия / гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1997.
- Гече Г. Библейские истории. - М.: Политиздат, 1989.
- Дьяконов И. Древнееврейская литература // Поэзия и проза Древнего Востока. - М., 1973.
- Дэвис А. Р. Свитки Мертвого моря. - М.: Вече, 2001.
- История Всемирной литературы. - М., 1983. - т. I
- Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. М.,1988. - изд. 2-е.
- Истрин В. И. История письма. - М., 1965.
- Коварский А. Л. Герои Ветхого Завета. - М., 2001.
- Косидовский З. Сказания евангелистов. - М., 1991.
- Литература древнего Востока / ред. Н. Конрад. - М., 1971.
- Любимов Л. Искусство Древнего Мира. - М., 1980.
- Малышевский И.И. Святые Кирилл и Мефодий. - М., 2001.
- Мень А. Первые апостолы. - М., 2001.
- Мень А. Читая Апокалипсис. - М., 2001.
- Мифы народов мира. - М., 1990.
- Мифы славян. Энциклопедический словарь. - М.: Сов. Энциклопедия, 1991.
- Папина А.Ф. Происхождение славянской письменности. - М., 2004.
- Происхождение Библии. - М., 1984.
- Религии мира. Христианство. - М.: Грандиозный мир, 2004.
- Ренан Э. Жизнь Иисуса. - М., 1991.
- Сказания о начале славянской письменности. - М., 1981.
- Соколянский А.А. Введение в славянскую филологию. - М., 2004.
- Уханова Е.В. У истоков славянской письменности. - М., 1998.
- Флоренский П. Христианство и культура. Религиозная философия. - М., 2001.
- Флоря Б.Н. Сказания о начале славянской письменности. - СПб., 2000.
- Хабургаев Г.А. Первые столетия славянской письменной культуры. Истоки древнерусской книжности. - М., 1994.
- Хрестоматия по истории Востока. - М., 1980.