Введение
На уроках литературы используются технологии проблемно развивающего обучения, развития критического мышления, творческой мастерской, инициирующие поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности обучающихся.
Урок литературы чаще всего является уроком открытия нового знания. Особенность работы с художественным текстом, со словесным видом искусства, с эталонами красоты, мысли, чувства, нравственности ставит под сомнение возможность ведения урока по стандартной структуре, которая предполагает следующие этапы:
- Этап мотивации к учебной деятельности, основная цель которого – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности в системе координат хочу-надо-могу.
- Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии, основная цель которого – активизация мыслительных операций сравнения, обобщения, аналогии, классификации.
- Этап выявления места и причины затруднений, основная цель которого – осознание недостаточности знания для решения предложенной задачи.
- Этап построения проекта выхода из затруднения, основная цель которого – постановка целей и выбор способа их реализации.
- Этап реализации построенного проекта, основная цель которого – формирование умений применять новый способ действия, выдвигать и обосновывать гипотезы, использовать модели, схемы.
- Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи, основная цель которого – усвоение нового способа действия фронтально, в группах, в парах.
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, основная цель которого – исполнительская рефлексия.
- Этап включения в систему знаний и повторения, основная цель которого – закрепление изученного, понимание возможности применения нового знания.
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке, основная цель которого – самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности, определение задания для самоподготовки.
Учебная деятельность на уроке литературы связана с работой аналитической (действующей по законам логики) и ассоциативной (разрывающей логические связи) мысли. Эта работа требует от обучающегося интегрированного знания (знания из разных наук, включая философию, психологию, искусствоведение) и жизненного личностного опыта. Учебная деятельность на уроке литературы связана не только с работой мысли, но и с работой чувства. Постоянство эмоционального переживания – лучший тренер ученического ума и сердца. Этап мотивации к учебной деятельности (индуктор) на уроке литературы не может быть однократным. Будить чувство, вызывать поток уже имеющихся знаний, ассоциаций, воспоминаний, вопросов необходимо в течение всего учебного занятия для того, чтобы помочь обучающимся находить ещё один повод для детального изучения произведения, придумывать и продумывать способы решения учебной задачи, учиться у писателя творческим формам представления «продукта» своей учебной деятельности.
Интерпретация прочитанного не может быть эталонной, не может быть «под копирку», так как интерпретация, во-первых, свободна в выборе способа объяснения и представления оценки произведения, во-вторых, всегда личностна. Поэтому этап работы с самопроверкой по эталону на уроке открытия нового знания о произведении (нового этического, эстетического, философского знания) как этап ограничения творческой свободы противоречит дидактическим принципам вариативности, творчества, психологической комфортности.
Способность ставить вопросы, аргументированно рассуждать, быть красноречивым, убедительным развивается во взаимодействии с одноклассниками. Такое социальное мышление формирует дискуссия как основной приём речевого взаимодействия. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи на уроке открытия нового (интерпретационного) знания о художественном мире произведения не может быть каким-то отдельным этапом урока. Проговаривание во внешней речи (в дискуссии) – форма учебной деятельности на уроке. Коррекция монолога, речевой самоконтроль – постоянные виды деятельности учителя и обучающихся на литературном занятии.
Предмет: литература
Класс: 7
Тема: «Значения слова маленький в повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»».
Философская роль иносказания раскрывается на уроке через образы темы взросления, ключевого слова названия произведения. Актуализация личного опыта обучающихся активирует их внутренний и внешний диалог.
Тип урока: открытие нового знания (открытие нового интерпретационного знания).
Развивающая цель: развитие творческой мысли.
Обучающая цель: понимание философской роли иносказания.
Воспитывающая цель: понимание ценности личностного опыта.
Деятельностные цели: умение преобразовывать информацию, формулировать проблемы, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого характера.
Содержательные цели: обучение работе с художественной деталью, правилам отбора литературного материала для последующего его комментирования; предоставление возможности для творческой самореализации обучающихся, развитие навыков самооценки.
Метапредметная тема: интуиция и знание.
Сценарий урока
- Есть почерковеды. Побудем рисунковедами?
Работа со слайдом 1. Перед вами рисунки одного человека.
Рисунки имеют названия. Рисунки подписаны. Первый рисунок – рисунок ребёнка, второй рисунок – рисунок взрослого человека. О чём рассказывают вам эти рисунки? Что подсказывает вам интуиция? Ответьте на вопросы.
Что главное для ребёнка, что главное для взрослого человека? Чем наполнена жизнь ребёнка, чем наполнена жизнь взрослого человека?
- (Работа выполняется в формате таблицы «РЕБЁНОК»/ «ВЗРОСЛЫЙ», записываются как предложения, так и слова-понятия, чувства.) Результаты работы озвучиваются, дополняются, оцениваются обучающимися.
Выводы обучающихся.
Ребёнок изучает самого себя и предлагает другим тоже его изучать, узнавать, отгадывать. Ребёнок смотрит внутрь себя. Он сравнивает своё «устройство» с устройством матрёшки. Воспитание он понимает как проглатывание. Он примеривает форму, которая для него неудобна. Взрослый человек начинает замечать расстояние между собой и кем-то и понимать, как непреодолимо это расстояние, как неодолима сила притяжения. Взросление – это отрыв от себя, потеря чего-то важного, расставание с чем-то главным. Взрослый человек живёт воспоминанием, осмыслением, погружением в прошлое.
- Проведём эксперимент. Повторите эти рисунки, нарисуйте их. На какое «поведение карандаша» вы обратите внимание? Какие идеи это движение карандаша вам подскажет? Дополнятся ли мыслями ваши таблицы?
Выводы обучающихся.
Рисунок «слона в удаве» создаётся неразрываемой линией, карандаш не отрывается от бумаги, «не бросает» её. На картине взрослого человека два рисунка, каждый их них может быть создан неразрываемой линией, но рисунок горизонта потребует «возвращения» на исходную позицию.
В мире ребёнка царство покоя. В этом мире всё возможно. Малое может поглотить огромное, огромное может затаиться в малом. В этом мире всё последовательно, всё защищено. Тебя крепко держит чья-то рука.
Мир взрослого человека тревожен, непоследователен. Этот мир держится на повторении. Этот мир проще. В этом расчищенном мире человек беспомощен. Мир давит на человека своей «огромностью». Взрослый выживает, а не живёт. Его жизнь – борьба.
- Работа со слайдом 2.
Перед вами модель Человека, модель жизни каждого из нас. Представьте себя философами. На какие вопросы отвечает данная схема?
Выводы обучающихся.
Что такое личность? Что такое я человека? Что такое взросление человека? Как исчезает в человеке ребёнок, когда человек взрослеет? Важен ли опыт, приобретённый человеком в детстве? Что значит быть взрослым ребёнком?
- Как вы думаете, почему схема не закончена? Согласны ли вы с предложенной логикой её завершения? Не надо ли поменять местами причинно-следственные связи, изменить структуру завершения модели?
Выводы обучающихся. Каждый человек индивидуален, несмотря на то что в каждом из нас есть то общее, что нас объединяет в понятие человек.
- Закончите построение схемы. Если надо, внесите в неё изменения.
- Что же такое взросление? Какое самое необычное определение вы предложите?
Выводы обучающихся. Взросление – это знание о мире и о своём месте в нём. Детство – это озарение, это интуиция жизни.
Работа со слайдом 3.
«Я не умею видеть барашка сквозь стенки ящика. Наверно, я старею».
- Как определяется в произведении взросление?
Выводы обучающихся.
Старение; сожаление; утрата способностей; слепота сердца; неумение детализировать мечту, радоваться самообману; неумение играть, понимать прелесть условностей игры, верить в возможность.
- Работа со слайдом 4.
- Посмотрите на анимацию слайда как на подсказку. Кто догадался, с какой точки зрения будет нам сегодня интересен текст произведения? Какое ориентирование по тексту мы сегодня организуем?
Выводы обучающихся.
Мы будем искать в воспоминаниях лётчика образы ребёнка и взрослого человека и интерпретировать их с точки зрения отражения их друг в друге, отражения их в человеке.
- Среди всех образов взрослых, о которых рассказывает лётчик, выберете два, на ваш взгляд, самых интересных и самых точных. Интерпретируйте их.
(Работа выполняется в формате таблицы «Текстовой образ»/ «Мой образ сравнения, моё размышление, мои вопросы».) Результаты работы озвучиваются, дополняются, оцениваются обучающимися.
Обучающиеся выбирают самый смешной, с их точки зрения, образ взрослых людей: «Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко». Они улыбаются, слушая признание взрослого человека, представляя эту страшилку, это неведомое таинственное существо, эту невиданную зверушку; называют и объясняют странности взрослого человека.
Обучающиеся выбирают и самый трогательный образ взрослого человека: «Человек, потерпевший кораблекрушение и затерянный на плоту среди океана, не так одинок, как я». Они объясняют причины абсолютного одиночества взрослого человека.
Обучающие обращают внимание на то, что в тексте маленький принц себя ни с чем не сравнивает, в отличие от взрослого человека, словно он, маленький человек, ребёнок, самодостаточен. Они задаются вопросом: «Не в привычном для всех значении автор использует слово маленький?» Обучающиеся восстанавливают привычное значение слова: глупенький, неразумный, наивный, подражающий всем.
- Сформулируйте основной вопрос сегодняшнего занятия? Предложите способ его решения.
Выводы обучающихся. Являются ли в произведении слова маленький и взрослый антонимами?
Обучающиеся предлагают искать образы ключевого слова маленький не только в монологах маленького принца, но и в монологах лётчика, взрослого человека, обращать внимание на смысловую игру слов в тексте.
- Работа со слайдом 5.
На какие образы ключевого слова в произведении вы обратите внимание? Какие значения этого слова в произведении вы определите?
Найденные художественные детали озвучиваются, осмысливаются, оцениваются.
Работа выполняется в формате таблицы
«Ключевое слово цитаты, эпизода»/ «Ассоциации»/ «Образ жизни или философское понятие»/ «Черта характера». Составляется словарная статья ключевого слова произведения.
Художественные детали, предложенные обучающимися для обсуждения.
- У маленького принца «тоненький» голосок.
- Маленький принц всегда говорит «серьезно, очень серьезно»; маленький принц «серьезный». Взрослые же говорят «сердито». Серьезный человек «на самом деле не человек. Он гриб!»
- «У меня дома всё очень маленькое», – рассказывает маленький принц.
- Маленький принц «мягко сказал,.. посмотрел,.. улыбнулся».
- «– Этот барашек старый, мне нужно, чтобы жил долго», – требует маленький принц.
- «Молодой баобабик».
- «Я крепко обнимал его, точно малого ребенка».
- «Баобабы у тебя похожи на капусту. А у лисицы твоей уши точно рога. И какие длинные! Ну, ничего, дети поймут», – обижает и в то же время успокаивает летчика маленький принц.
- «Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники», – учит летчика маленький принц.
- «Пустые слова он принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным».
- «Огонек надо беречь: порыв ветра может его погасить».
- «Одни только дети знают, чего ищут. Они отдают все свои дни кукле, и она становится им дорога. И если ее у них отнимут, то они плачут… Их счастье!»
- «Когда рассказываешь взрослым, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека».
- «Вдруг барашек ночью втихомолку выбрался на волю… И тогда бубенцы плачут. И никогда ни один взрослый не поймет, как это важно».
Работа со слайдом 6
- Маленький. Взрослый. Иллюзии очевидного представлены в произведении? Цель иносказания в произведении объясняется в «Посвящении». Прокомментируйте его. Как вы эту цель определите?
Выводы обучающихся.
У души есть зеркало, в которое каждому взрослому надо заглядывать, если он хочет, чтобы его жизнь не теряла красок, не зарастала сорняком, не терялась в суете. И это зеркало – детство. И это зеркалом могут стать, например, детские фотографии.
- В Китае любима притча. Снилось человеку, что он бабочка. И было ему хорошо, легко, свободно. Проснулся человек и подумал: снилось ли человеку, что он бабочка, или снилось бабочке, что она человек?
Как вы думаете, эта притча может стать интерпретацией повести «Маленький принц» или иллюстрацией к повести?
Выводы обучающихся. Притча – интерпретация повести, так как найдена образная параллель.
Обучающиеся сопоставляют образ бабочки с образом ребёнка. Ребёнком когда-то был каждый взрослый человек. Несмотря на очевидность, каждый взрослый человек удивляется тому, что он когда-то был ребёнком, а, вспомнив себя маленьким, умиляется. «И плачется, и верится, и так легко, легко…» ему.
Работа со слайдом 7. Посмотрите работу Алены Коломийцевой, выполненную в жанре песочной анимации.
- Как вы думаете, эта творческая работа может считаться интерпретацией повести «Маленький принц» или иллюстрацией к повести?
Представьте, что вы держите в руках песчинки.
Запишите все вопросы-размышления, которые вызовет в вас фильм.
Выводы обучающихся.
Работа иллюстративная. Прямое изложение прочитанного. Но форма, с помощью которой передаётся содержание, сама по себе философична. Она заставляет думать.
Вопросы, заданные обучающимися.
Как прорисовывается характер человека? Как оформляются чувства? Как проявляется мир вокруг человека, как рождается мечта? Каким кропотливым является труд жизни! Как важно учиться отделять плевел от зерен! Жизнь не признаёт небрежности. Ничто не появляется из ниоткуда и не исчезает в никуда.
- Просмотрите свои работы на сегодняшнем уроке. Отметьте значком = задания, которые, с вашей точки зрения, являются заданиями «на соответствие вашему возрасту», отметьте значком ↑ задания, которые, с вашей точки зрения, являются заданиями «на опережение вашего возраста».
- Отметьте значком + те задания, выполнить которые вам помогла интуиция.
- Выберете, с вашей точки зрения, самое сложное задание, с которым вы сегодня справились. Оцените свою работу на уроке по качеству выполнения этого задания.
Работа со слайдом 8
- Посмотрите дома фотографии «себя маленьких». Вспомните, какими вы были «когда-то», каким вы воспринимали мир, какие правды-истины вы знали. Вы были «маленькими героями»? Вы были «маленькими принцами»? Расскажите о том, как менялся ваш мир.
Домашнее задание. Стилизация. «Посвящение себе». Глава 1.
(Образец: «Посвящение Леону Верту», глава 1.)
Адресная ссылка. А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц. Рисунки автора.
http://malenkiyprinc.narod.ru/princ.html
Адресная ссылка. Песочная анимация «Маленький принц». Алена Коломийцева.
http://www.youtube.com/watch?v=Ojm1pHHO6gs
См. в Приложении технологическую карту урока.