Цели по содержанию урока:
Образовательная:
- Познакомить с образом зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина, произведениях
- русских композиторов – П.И.Чайковского, М.Яковлева, русских художников.
- Формировать навыки анализа разных видов искусства объединенных единой темой.
- Закрепить понятие “романс”, народная и композиторская музыка.
- Отрабатывать умение петь по нотной записи.
Развивающая:
- В процессе вокально-хоровой работы развивать навыки кантиленного пения.
- Во время слушания музыки развивать тембровый и динамический слух.
- Способствовать умению анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитывающая:
- Средствами искусства воспитывать у ребят эстетический вкус, уважительное отношение к великим произведениям искусства, русской культуре.
Методы:
- Музыкального обобщения и систематизации.
- Сравнительно-аналитический.
- Звуковой и зрительной наглядности.
- Поисково-репродуктивный.
Приемы:
- Экскурсия.
- Работа с текстом стихотворения, песни.
- беседа с включением занимательных вопросов.
- исполнение по нотной записи.
Наглядные средства обучения: мультимедийная презентация, видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр.
ТСО: компьютер, мультимедийная аппаратура, видеомагнитофон, телевизор, музыкальный центр, фонограммы: Романс “Зимний вечер” М.Яковлев, видеофрагмент фильма “А.С.Пушкин”, презентация “Зимний вечер в творчестве А.С.Пушкина, Музыке и живописи”.
Ход урока
Музыкальное приветствие.
Слайд 2.
Учитель читает стихотворение А.С.Пушкина:
“Приветствую тебя, пустынный уголок
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья…
Я твой – люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят…”
У: Кто автор этих строк?
Д: А.С.Пушкин.
У: Чему они посвящены?
Д: Селу Михайловское.
Слайд 3.
У: Чем дорого поэту это место?
Д: А.С.Пушкин много раз приезжал в село Михайловское, в имение своих родителей. Его вдохновляли простая русская природа, небольшое озеро, река, особенная тишина и прозрачный воздух. В течение двух лет поэт находился там в ссылке.
У: Вы правы, именно эта красота вдохновляла поэта на создание своих гениальных произведений.
Слайд 4.
У: Какие произведения были созданы в селе Михайловском?
Д: Поэма “Руслан и Людмила”, “Сказка о царе Салтане”, главы романа “Евгений Онегин” и многие стихотворения.
У: Сейчас мы совершим экскурсию в родное имение семьи Пушкиных.
(Видеозапись фрагмента д/ф “А.С.Пушкин”.)
У: Я думаю, вы сами убедились, насколько красива природа Псковской губернии села Михайловское.
С чем можно сравнить эти дивные места?
Д: С музыкой, с песней.
У:А я бы сказала строчкой из вам знакомой песни : “Всюду музыка звучит”.
(Дети исполняют песню “Всюду музыка звучит”.)
Слайд 5.
У: Вслед за осенью, которую так любил поэт, наступала зима. Господский дом заметало чуть не по самые окошки снегом. В доме наглухо забивали окна, запирали комнаты, оставив только две: одну для А.С.Пушкина, а другую...?
“Ах, умолчу о мамушке моей,
О прелести таинственных очей,
Когда в чепце, в старинном одеянье
Она, духов молитвой уклоняя
С усердием перекрестит меня…”
У: О ком эти строки?
Д: О няне А.С.Пушкина – Арине Родионовне Яковлевой.
У: Что вы знаете об Арине Родионовне?
Д: Арина Родионовна была верным другом в тяжелую пору ссылки поэта в селе Михайловском. С ней он вел бесконечные беседы, расспрашивал о старине, читал ей только что написанные стихи, слушал ее рассказы, сказки, песни.
У: Знаете ли вы стихи об Арине Родионовне?
Д:
“Подруга дней моих суровых
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня…
“Наша ветхая лачужка
И печальна и темна
Что же ты, моя старушка
Приумолкла у окна…”
У: Зимой темнело рано. Арина Родионовна брала веретено или спицы и шла в комнату Александра Сергеевича. Свеча потрескивала на столе, смутные тени метались по стенам. Поэту казалось, что на всем белом свете только он да няня. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер. А поможет нам в этом музыка П.И.Чайковского.
Слайд 6.
У: Как называется цикл пьес П.И.Чайковского, состоящий из 12 номеров, посвященных
каждому месяцу года?
Д: “Времена года”.
У: Сейчас прозвучит пьеса “У камелька”, а посвящена она январю.
(Звучит пьеса “У камелька” из цикла “Времена года” П.И.Чайковский.)
У: Какой вечер нарисовала музыка?
Д: Добрый, уютный, теплый, домашний, мечтательный, будто кто-то ведет задушевную беседу.
У: Как звучала мелодия?
Д: Мелодия звучала задушевно и напевно как русская народная песня.
И здесь не обошлось без стихов А.С.Пушкина. Эпиграфом к этой пьесе были выбраны такие строки А.Пушкина:
“И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек
И свечка догорела…”
У: Созвучны ли эти строки с музыкой пьесы? Что их объединило?
Д: Мечтательность, задушевность.
У: Да, будто мелодия и стихи сотканы из мирной неги зимнего вечера. У камелька уютно, спокойно, можно дремать и слушать нянины сказки. Знаете ли вы, сколько сказок А.С.Пушкин написал с уст Арины Родионовны?
Д: Семь.
У: Сейчас я проверю, как вы их знаете:
Слайд 7.
“У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…”
(Поэма “Руслан и Людмила”.)
“Царь с царицею простился,
В путь – дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна…”
(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.)
Слайд 8.
“Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить…”
(“Сказка о попе и работнике его Балде”.)
“Глядь опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А перед нею разбитое корыто…”
(“Сказка о рыбаке и рыбке”.)
Слайд 8.
“Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шуи утих, и царь забылся…”
(“Сказка о золотом петушке”.)
“Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…”
(“Сказка о царе Салтане”.)
Слайд 9.
У: Молодцы, хорошо знаете сказки. А сейчас, давайте споем нашу любимую песню “Сказки гуляют по свету”.
Слайд 10.
У: В доме тепло и уютно, а что же происходит за окном?
“Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То, заплачет как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый
К нам в окошко застучит.Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То, заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя: где же кружка?
Сердцу будет веселей”.
У: Какой вечер предстал перед нами?
Д: Холодный, метельный.
У: Поэт словно смотрит в темное окно за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле. Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт?
Д: Она “кроет небо”, “крутит вихри”, “воет”, “плачет”, “шумит соломой”, “стучит в окно”.
У: Ударения в словах падают на какие звуки?
Д: о, а, у, е, и.
У: Что они изображают?
Д: Завывание вьюги.
У: Первая часть посвящена бури. А вторая?
Д: Обращена к няне.
У: Няня тоже призадумалась, приуныла и Александр Сергеевич старается ее развеселить, стряхнуть с ее души грустную тягость зимнего вечера. Найдите эти строки.
Д:
“Что же ты моя старушка
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?”
У: Однако, не в натуре Пушкина подчиняться грусти. Ему нужен живой голос няни. Вместе легче пережить печаль. Что просит он у няни?
Д:
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла”.
У: Русские народные песни не раз слышал он от няни, и вновь просит ее спеть их, потому что в них он видит истинную поэзию народного творчества. Есть ли повтор строк?
Д: Опять картина бури.
У: Это не случайно. Пусть воет вьюга, нагоняет тоску, мы не поддадимся ей и дружеской беседой поддержим свою бодрость. Музыкально ли это стихотворение?
Слайд 12.
У: Если бы вы были бы композиторами, какую музыку написали на эти стихи?
Д: Взволнованную, тревожную, кружащуюся…Темп – умеренный, лад – минорный, ритм – спокойный.
У: На эти стихи было написано несколько романсов и русская народная песня.
Слайд 13.
У: Посмотрите на нотную запись. Народная или композиторская это мелодия?
Д: Народная.
У: Как определили?
Д: Распевы, повтор мелодии – реприза, двуголосие.
У: Да вы правы, это русская народная песня “Зимний вечер”. Послушайте, как она звучит.
(Учитель поет песню.)
У: Как прозвучала песня?
Д: Плавно, напевно, мелодия взлетает вверх словно ветер.
У: Какой ритм изображает метель?
Д: Чередование четверти и восьмой.
У: Благодаря этому создается ощущение танца. Какого?
Д: Вальса.
(Разучивание по нотной записи.)
Слайд 14.
У: Это стихотворение оказалось таким музыкальным, что на него было написано несколько романсов. И один из них – другом Пушкина Михаилом Яковлевым, с которым он учился в лицее. Послушайте его.
(Звучит романс “Зимний вечер” М.Яковлева в исполнении И.Козловского.)
У: Сравните романс с русской народной песней.
Д: В романсе мелодия более монотонная, нет больших скачков, ритм более ровный.
У: Кто исполнил романс?
Д: Певец-солист и фортепиано.
У: Чем жанр романса отличается от песни?
Д: Ярче раскрыты чувства. Каждая строчка романса была спета по-разному.
У: Вы правы, в романсе происходит более тесная связь между литературным текстом и мелодией. Мелодия романса с одной стороны передает монотонность завывающей вьюги, а с другой – ласковую нежность поэта к своей няне. Музыка стиха и поэтичность музыки… Можно ли разделить эти понятия?
Д: нет
У: Для А.С.Пушкина они не разделимы. Он не учился специально музыке, но слушая ее, он ее слышал.
Не только композиторы и поэты в своих произведениях восхищались красотой зимнего вечера. Вглядитесь в эти художественные работы. Что их роднит?
Слайд 15.
Д: Зимний пейзаж.
У: Какая из представленных картин, рисунков созвучна музыке, звучащей на уроке?
(Дети показывают картины и обосновывают свои ответы.)
У: Какая общая тема объединила музыку, поэзию, живопись сегодняшнего урока?
Д: Зимний вечер.
У: Чьи стихи звучали на уроке? Какие музыкальные произведения появились благодаря поэзии А.С.Пушкина?
Д: (Ответы детей.)
У: Почти ко всем известным произведениям А.С.Пушкина – поэмам, сказкам, романам, стихам обращались композиторы. Только романсов было создано около 200. По произведениям А.С.Пушкина были созданы оперы, балеты, оратории. Ребята, когда вы будите читать книги А.Пушкина вспомните, что у многих его произведений есть еще и вторая жизнь – в музыке.
“К чему поэту пьедестал?
Не вечен камень пьедестала.
Суть в том, кем для России стал
Кудрявый правнук Ганибала.
Лишь он мог так шутить хитро,
Влюбляться озорно и нежно,
Так лишь его могло перо
Грустить светло и безнадежно.
И на вопрос: “Кто ваш поэт? –
В строенье ль каменном, в избушке
Один у русского ответ, –
Он, улыбнувшись, скажет: “Пушкин”
(Т.Кузовлева)