Цель: расширение и углубление знаний о праздновании Масленицы.
Задачи:
- Продолжить изучение истории культуры и фольклора русского народа.
- Развивать умение использовать народные обычаи в повседневной жизни.
- Воспитывать патриотизм через возрождение и сохранение народных традиций.
Оборудование: Солнце, плакаты (на тему Масленицы, нарисованы на листах ватмана), чучело Масленицы, рисунки учащихся, стол с атрибутами чаепития, расписные полотенца, музыкальное сопровождение.
Подготовительная работа: учащимся дается задание найти пословицы о блинах; найти материалы о том, как праздновалась Масленица, какие обряды совершались, и записать в тетрадь по фольклору; предварительно был разучен хоровод «Масленица», дети подготовили народные костюмы и нарисовали рисунки на тему «Масленица», учащиеся 7 класса приготовили медвежью потеху, по ходу занятия привлекаются родители, которые получили задание заранее.
Значком * отмечены вопросы, задаваемые учителем классу.
Ход занятия
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами станем участниками веселого задорного праздника. Я приглашаю вас и наших гостей на Масленицу. Мы поговорим и об истории праздника, и о том, как его праздновали, какие обряды совершали. Это веселый, разгульный праздник, самый любимый в народе. Что же это за праздник, каковы его истоки? Вы уже многое об этом знаете, давайте вспомним вместе.
*Что вы можете рассказать об истории этого праздника? Как же появилась Масленица?
Учащиеся: Когда зима начинает сдаваться, стоят оттепели, день все длиннее, русский народ справляет тризну по зиме – Моране и радуется весне. Ярко светит солнце – Ярило, - и просыпается светлое божество плодородия земли – веселая красавица Лада. Она идет по земле и ищет своего возлюбленного Леля. Народ радуется ее пробуждению, встречает ее разгульным весельем.
Шли за веками века, и мало-помалу красавица богиня, вестница весны и любви Лада, превратилась в Масленицу.
Учитель: Александр Николаевич Островский написал сказку «Снегурочка» о том, как наши предки встречали весну. А Николай Римский-Корсаков написал по этой сказке оперу. Из нее мы сейчас с вами послушаем песню Леля.
Звучит отрывок из песни Леля.
Учитель: Масленицу называли честной, широкой, величали боярыней, госпожой, ей оказывали почести. Встречали ее дети, которые в понедельник утром начинали строить снежные горки и кричали.
*А что же они кричали, как они зазывали Масленицу?
Учащиеся:
1. Дорогая гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна!
Дуня белая! Дуня румяная!
Коса длинная трехаршинная,
Лента алая атласная!
Платок беленький новомодненький.
Шубка синяя, латки красные,
Лапти частые, головастые!
Портянки белые, набеленные.
Приезжай, Масленица, в гости
На широкий двор.2. Душа ль ты моя Масленица!
Перепелиные косточки,
Бумажное твое тельце,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости
На широкий двор
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешиться!3. Приезжай честная Масленица,
Широкая боярыня,
На семидесяти санях,
На широкой лодочке
К нам пировать!
Учитель: «Приехала Масленица, приехала», - кричали ребята и разбегались по домам, ели вволю блины, а потом возили чучело из соломы – Масленицу – по деревне. Масленица в Сибири почему-то из красавицы богини превратилась в наряженного бабой мужика, увешанного березовыми вениками и с балалайкой в руке. Или чучело в мужичьем платье.
Составлялся целый поезд из наряженных лошадей, расписных саней, в них сидела веселая нарядная молодежь и кричала:
Едет Масленица дорогая
Наша гостьюшка годовая!
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных.
Масленицу праздновали неделю, с понедельника до воскресенья. Каждый день имел свое название, свои обряды.
*Назовите, пожалуйста, дни Масленицы.
Учащиеся: Понедельник – встреча.
Вторник – заигрыши (время игрищ и развлечений).
Среда – лакомка (едят сладости).
Четверг – разгул, широкий четверг (самый веселый день, катались с песнями на тройках).
Пятница – тещины вечера (зятья – папы - идут в гости на блины к тещам –маминым мамам).
Суббота – посиделки (родственники собираются на обед, ужин).
Воскресенье – проводы Масленицы, прощеное воскресенье (в этот день прощают обиды, мирятся).
*А сегодня у нас какой день?
Учитель: Масленичные гуляния продолжались неделю, поэтому приговаривали так:
Наша Масленица дорогая
Ненадолго к нам пришла:
Мы думали на семь недель,
А оказалось на семь дней.
Встречали Масленицу сытостью и довольством. Чем богаче Масленицу празднуют, тем богаче год будет. В этом году Масленица с 27 февраля по 5 марта.
*А вот с чего Масленица начинается, об этом нам расскажут ваши родители.
Родители: На Масленицу пекли блины, такие же круглые и золотистые, как солнце. Начинали их печь с понедельника. Накануне вечером, когда появляются звезды, старшая в семье женщина выходила на реку, озеро или к колодцу и призывала месяц подуть на опару:
Месяц ты месяц,
Золотые твои рожки!
Выгляни в окошко,
Подуй на опару!
Блины пекли из гречневой, ячменной, ржаной, пшеничной муки. Со сливками, сыром, изюмом…
У каждой хозяйки был свой рецепт приготовления блинов, который она никому не раскрывала. Первый блин пекли за упокой. Его клали на слуховое окошко для душ умерших со словами: «Честные родители наши, вот для вашей душки блинок». Иногда отдавали нищим, чтобы они помянули усопших.
Учитель: О том, как встречали Масленицу, а было это, как мы помним, в понедельник, нам расскажут ребята, которых я просила найти такой материал.
Учащиеся: В этот день ходили ряженые по домам, поздравляли с наступлением Масленицы и выпрашивали блины:
- Тинка, Тинка,
Подай блинка,
Оладышка – прибавышка,
Масляной кусок.
- Ах ты, Домнушка,
Красно солнышко,
Вставай с печи!
Глянь в печи –
Не пора ли печь блины.
Если хозяйка жадничала, то ей кричали:
- Паршивые блины, по аршину длины.
Учитель: Во вторник строили снежные крепости, которые символизировали оплот зимы, катались с гор, играли в снежки, кричали:
Широкая Масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся!
Молодежь водила хороводы, играла.
*Давайте и мы с вами поиграем.
Игра: Исполняется как хоровод «А мы просо сеяли»
-А вы Масленицу встречали?
-Повстречали, душа, повстречали.
-На горушке побывали?
-Побывали, душа, побывали.
-Блином гору выстилали?
-Выстилали, душа, выстилали.
-Сыром гору набивали?
-Набивали, душа, набивали.
-Маслом гору поливали?
-Поливали, душа, поливали.
Учитель: Без блинов не Масленица. Ими объедались всю неделю. О блинах сложили много пословиц и поговорок. В 2006 году исполнилось 1000 лет с тех пор, как был выпечен первый блин.
*А знаете ли вы пословицы и поговорки о блинах?
Учащиеся:
-Блин добро не один.
-Блины брюха не портят.
-Блин не клин, брюха не расколет.
-Где блины, тут и мы.
-Масленица без блинов не бывает.
-Есть блин, так вместе съедим.
-Блинами подкрепись, а потом за работу берись.
-Первый блин – комом, второй - с маслом, а третий – с квасом.
Учитель: Во время гуляния повсюду слышались веселые дразнилки, не для обиды, а для веселья.
Например, такие:
Фекла, Фекла,
Блины пекла,
Сковородник уронила,
Себе голову пробила.
*А какие вы дразнилки знаете?
Учащиеся:
-Федя – медя съел медведя.
Упал в яму, крикнул маму.
И другие…
Учитель: О том, как праздновали среду, нам расскажут родители.
Родители: В среду хозяйка угощала семью блинами и другими вкусными кушаньями.
Пели веселые песни про блины:
- Мы блины давно не ели,
Мы блиночков захотели.
Припев: Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.
- Я хозяюшка – девица
Печь блины-то мастерица,
Напекла я вам поесть
Сотен пять, а может шесть.
Припев:
- Пришла маслена неделя,
Была у кума на блинах.
У кумы была сестрица,
Печь блины-то мастерица.
Напекла их кучек шесть,
Семерым их не поесть.
А сели четверо за стол,
Дали душеньке простор,
Друг на друга поглядели
И… блины-то все поели!
Отведайте наших блинов (угощают блинами).
Учитель: В четверг развлекались и стар, и млад. Устраивали кулачные бои без крови и синяков, катание на тройках, взятие снежной крепости.
- Масленица – пышка на улицу вышла
На гору кататься, с ребятами драться.
Ребята – дураки, нажимали кулаки,
Нажимали кулаки все на Масленицы на боки.
В четверг устраивали ярмарку, катались на каруселях. Ярмарка не обходилась без вожака с медведем. В Сибири Масленица считалась временем пробуждения медведей.
*Я попрошу моих помощников показать медвежью потеху.
Потеха: (выходит вожатый с медведем)
Мишенька Иваныч,
Родом боярич,
Ходи, ну, похаживай,
Говори, поговаривай.
Да не гнись дугой,
Словно мешок тугой.
Да ну поворотись,
Развернись,
Добрым людям поклонись.
Представь, как теща
Про зятя блины пекла,
Да угорела,
Головушка заболела.
Ну-ка, Миша, попляши,
У тя ножки хороши (пляшет под музыку).
А теперь поклонись
Да комплементов дождись.
Учитель: В пятницу молодежь всю ночь веселилась, пела и плясала. Пели озорные частушки про Масленицу.
Например, такие:
Я на Масленицу съела
Там блинок да тут блинок
На свое крылечко села –
Проломила семь досок.
*Давайте послушаем масленичные частушки.
Частушки (запись):
- Как на Масленой неделе из трубы блины летели.
Ой, блиночки мои, подрумяненные.-Девки, Масленка идет. Кто нас покатает?
У Алешки за двором Сивка пропадает.- Я на Маслену катался, трое санок изломал,
Ворона коня измучил, но девчонок покатал.- Шила платье из капусты, огурцом отделала.
Рассердилась – платье съела. Что же я наделала?- Купи, тятя, мне коня – вороные ножки.
Буду девочек катать по большой дорожке.
-Запрягу я вороного в расписные сани,
Кому хочется плясать, выходите сами.- У меня четыре шали, пятая – пуховая,
Не одна я боевая, все мы здесь бедовые.
Учитель: Воскресенье – прощальный день. Самый последний и самый важный день Масленицы. Все, особенно родные, просят друг у друга прощения за большие и малые обиды. В этот день прощались с Масленицей, сжигали чучело.
*А какие слова приговаривали во время обряда?
Учащиеся:
-Масленица, Масленица,
До чего ты довела,
До великого поста,
Нет хлеба ни куска.
- Ты несла блинов чугуны,
Надорвала животы.
Сто блинов напекла,
Сама все пожрала,
А нам редьки хвост
Подала на пост.
- Весело гуляла, песни играла,
Плясала жарко,
Теперь гори ярко!
- Масленица загорела, всему миру надоела,
Дотянула до поста,
Гори, сатана!
Учитель: *Когда чучело догорало, что обязательно нужно было сделать?
Учащиеся: Потом костер забрасывали снегом и просили:
Масленица, воротись,
В новый год покажись.
Масленица, прощай,
На тот год опять приезжай!
Учитель: *Сейчас мы с вами послушаем хор «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка».
Звучит хор.
Учитель: Обряд сожжения чучела был очень важен. По мысли людей, в соломе таилась буйная сила растительности, которую люди желали передать полям. Растительная сила – зола – должна была обнаружить себя летом в злаках.
Масляная (или сырная, мясопустная) неделя заканчивалась, начинался великий пост, который длился семь недель, до Пасхи.
Провожая Масленицу, люди закликали весну, они верили в силу слова, в силу обряда. По их мнению, то, что представляли, обыгрывали в обрядах, должно было сбыться. Поэтому Масленицу встречали и провожали широко, разгульно. В народе говорили:
-Масленица - деньгам приберуха.
-Хоть с себя что заложить, да Маслену проводить.
- Боится Маслена горькой редьки да пареной репки.
-Не житье, а Масленица.
В первый день поста доедают блины, правда, уже с подсолнечным маслом. Это называлось: справлять «тужилку по честной госпоже Масленице».
Да приговаривают:
- Не все коту Масленица, будет и великий пост.
Но и в праздник народ русский не забывал примет, связанных с Масляной неделей.
*Какие из таких примет вы можете назвать?
Учащиеся:
- Какой день Масленицы красный – в такой сей по весне пшеницу.
- Оттепель с заморозками на Прощеный день – к урожаю грибов.
- Если на Масленицу идет снег, будет урожай гречихи.
Учитель: Масленой зиму замыкают, весну отмыкают, красно летечко встречают.
В Томской губернии, куда относилась и территория нынешней Кемеровской области, так замыкали весну:
Приди к нам, весна, со радостью!
Со великою к нам со милостью,
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
С овсом кучерявым,
С ячменем усатым,
Со просом, со гречею,
С калиной-малиною,
С черной смородиною,
С грушами, со яблочками,
Со всякою садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!
А сейчас мы попросим нашу гостью, бабушку вашей одноклассницы, рассказать о том, как праздновали Масленицу в их деревне.
Учитель: Сегодня вы пополнили свои знания о праздновании Масленицы. А теперь посмотрим на наше красивое чучело Масленицы – мужика с березовым веником.
*Что мы сделаем с ним в воскресенье?
Учащиеся: - Сожжем.
Учитель: А сейчас д/з: напишите небольшое сочинение на тему «Мой любимый день Масленицы».
Список литературы:
- Киреевский И.Р. Мифы древних славян. Харьков 2006
- Пономарев В.Д. Введение в игровую технологию учебно-воспитательной деятельности современной школы. Кемерово 1997
- Журналы «Здоровье», «Крестьянка»
- Сборники сценариев ЦБС Яшкинского района.