Цели:
- Продолжить знакомство с обрядовой поэзией;
- Сделать наблюдения над художественными особенностями песен;
- Развивать память, мышление, речь учащихся; самостоятельность, интерес к старинной обрядовой поэзии;
- Воспитывать любовь и уважение друг другу; доброе отношение к людям, к русскому народу, их традициям.
Оборудование:
- энциклопедия "Литература XIX века",
- книга "Русские праздники",
- игра "Литературное лото",
- кроссворд.
Тип урока: урок обобщение
Ход урока
1. Вводное слово учителя
- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с обрядовой поэзией.
Календарно-обрядовое песни - древнейший вид народного творчества, связанный с сельскохозяйственным календарём - распорядком работ по временам года.
2. Актуализация знаний.
Выступление учащихся с рефератами на темы:
"Святки", "Масленица", "Весенние заклички", "Пасха", "Троица", "Ивана Купалы".
(Анализ учителя по выступлениям.)
Вопросы учащимся:
- Что главное в песнях (колядках)?
(Пожелание богатства и добра)
- Как награждали участников за исполнение обряда?
- В какое время и когда проводили масленицу?
(На последней неделе перед Великим постом, когда чувствуется приближение весны)
- К кому обращались с закличкой?
- Что давали на Пасху за исполнение песен?
(В первую очередь крашеные яйца)
- Как встречают Троицу в нашей деревне?
- Что происходит в день Ивана Купала?
- Когда совершали обряды осенью?
(Когда заканчивали уборку хлеба).
3. Физкультминутка.
4. Инсценирование учащимися 5 класса. В класс входят заранее подготовленные учащиеся с пением песенок - колядок.
Ведущий:
Приходила коляда накануне Рождества.
Кто даст пирога, тому полон хлев скота,
Овин с овсом, жеребца с хвостом!
Тому куричья нога.
Коляда - моляда прикатила молода!
Мы нашли коляду во Мироновом двору.
Эй дядька Мирон, выноси добро во двор…
Как на улице Мороз подмораживает нос,
Не велит долго стоять, велит скоро подавать
Или тепленький пирог, или маслица, творог.
Или денежку копьем, или рубль серебром.
Хозяин: Пожалуйте, гости, я вас дожидался, дом мой просторный, щи мои жирны!
(Хозяин и хозяйка угощают гостей)
1 ученик: Дай Бог тому, кто в этом дому!
2 ученик: Вот и каша густа, вам мед на уста.
3 ученик: Вам и плюшек с творогом,
И детишек полный дом!
Ведущий: Пойдем колядовать к дяде Николаю.
1 ученик:
Овсень, овсень,
Ты гулял по всем
По заулочкам, по проулочкам,
Кому песни поем, тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется,
Выходи, хозяин, выходи, боярин,
Принимай гостей со всех волостей!
Ведущий: Может крепко спит дядя Николай? Давайте ещё ему споем.
Николай: Кто тут орет, спать не дает?
Все: Это мы - колядовщики!
Николай: И охота вам в этакий мороз с теплой печке вставать, петь да плясать?
Девочки:
Уж ты, Коля-Николай,
Сиди дома, не гуляй,
В тёпленьком местечке,
С бабушкой на печке.
1 ученик:
У скупого мужика
Родись рожь хороша,
Колоском пуста,
Соломкой густа.
2 ученик:
А у доброго мужика
Родись рожь хороша
Колоском густа
Соломкой пуста.
Все:
Всем людям добрым желаем добра,
Золота и серебра!
Пышных пирогов, мягоньких блинов!
Доброго здоровья! Маслица коровья!
Кому песни поем, тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется!
(Анализ учителя сценки.)
- Какой праздник инсценировали учащиеся 5 класса?
- С какими пожеланиями приходили в дома колядовщики?
- Чем награждали хозяева колядовщиков.
5. Игра "Литературное лото"
1) Раздадим учащимся заранее подготовленное игровое поле и карточки с текстами.
2) Попросим прокомментировать слова, напечатанные на игровом поле, используя материал учебника.
3) Попросим разложить карточки с текстами на игровом поле.
4) Проверим по последовательности номеров текстов - карточек, правильно ли выполнено задание.
Игровое поле
Святки | Масленица | Пасха |
Троица | Ивана Купалы | Праздник урожая |
Карточки с текстами.
1. Как у этого вьюнца
Был построен теремок
Он не низок, не высок. (Пасха)7. Открывайте сундучок
Доставайте пятачок. (Святки)8. По месяцу жали
Серны поломали. (Праздник урожая)2. Авдотьюшка Изотьевна!
Коса длинная приаршинная! (Масленица)9. Во поле береза стояла
Во поле кудрявая стояла. (Троица)3. Не дашь пирога -
Мы корову за рога.
Не дашь блинка -
Мы хозяина в пинка. (Святки)10. Не хочу я, аржаное жито.
Во пучок завязаться. (Праздник урожая)4. На святого Ивана
Девки елки собирали (Иван Купалы)11. Новый год пришел
Старый угнал. (Масленица)5. Сыром гору набивали
Маслом гору поливали. (Масленица)12. Коляда, коляда
Подавай пирога. (Святки)6. Александровска береза, береза
Посреди Кремля стояла, стояла. (Троица)
6. Словарная работа.
Проясним непонятные слова. Что такое жито, серп, жать, сноп? Воспользуемся словарем В.И. Даля, найдем значения слов.
7. Закрепление изученного.
Разгадывание кроссворда.
1. Что пели под окнами ряженые? (Колядки)
2. Как называются песни, в которых воспевались достоинства хозяина дома? (Величания)
3. Особым образом высказанная просьба? (Обряд)
4. Песни, обращенные к птицам? (Заклички)
5. Песни, которые пели на Пасху молодым? (Вьюнишные)
Итог урока.
Домашнее задание. Написать сочинение на тему "Праздники моего народа".