Здоровьесберегающий аспект в преподавании литературы: урок литературы и ОБЖ в 6-м классе "Конфликт "открывателей" и "осваивателей" в сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца"

Разделы: Литература


Цели:

образовательные -

  • раскрыть смысл конфликта, возникшего между детьми;
  • разъяснить мысли писателя о главном законе жизни людей, о путях "осваивателей" и "открывателей", о связи человека и природы, о великой миссии человека и его ответственности за свою жизнь и за жизнь природы;

развивающие -

  • развивать умение мотивировать свои мысли в контексте дискуссии "Кто прав - Настя или Митраша? На чьей стороне автор?"; "Почему дети оказались в беде и что помогло им выжить, сохранить себя?" Обучение полемическому высказыванию.
  • обучение аналитической работе с художественным текстом, анализу эпизода.

воспитательные (здоровьесберегающие аспекты)-

  • воспитание разумного, доброго, внимательного отношения к природе,
  • толерантности, уважению к человеку, заботе о близких, ответственности за них;
  • умение безопасно ввести себя, находясь в лесу и на болоте как здоровьесберегающий аспект урока;
  • понимание великой и благородной миссии Человека на Земле как нравственно-философская идея урока.

Оборудование:

  • портрет писателя
  • словарь и эпиграф урока
  • вопросы для работы групп
  • таблица наблюдений
  • мультимедийные презентации
  • раздаточные материалы для самостоятельной работы тест

Методы: репродуктивный, проблемный, частичного поиска

Принципы: доступности, анализа и синтеза, прочности, наглядности

Доминирующая форма урока: аналитическая беседа

Тип урока: интегрированный (литература + ОБЖ)

Внутрипредметные связи: фольклор (русская народная сказка "Царевна-лягушка")

Эпиграф урока:

Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь - весь-то человек, большой, прекрасный: из-за твоей спины наклонился и тоже смотрится в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там со всею природой:
М.М. Пришвин

Словарь урока:

  1. Пути освоения природы;
  2. Великая миссия и ответственность человека за судьбу природы;
  3. Нравственное совершенство, духовная красота человека;
  4. Поэтические картины природы;
  5. Мудрость и доброта рассказчика;
Теория литературы Читательские высказывания
Пейзаж

Эпитеты

Метафоры

Сравнения

Олицетворения

Оценочная лексика

Я понимаю Митрашу, который мечтал о:

Я думаю, что автор на стороне:

Я считаю, что ответственность лежит на:

Я осуждаю Настю за:

Я согласен с: и считаю, что:

Трудно определить, на чьей стороне автор, но:

В этой ссоре виноват(а):

Ход и содержание урока

Орг. момент. Знакомство с темой. Чтение эпиграфов

Вступительное слово учителей о задачах урока

Первая учебная ситуация. Подготовка к восприятию проблемы урока.

Работа с текстом. Аналитическая беседа по вопросам домашнего задания:

Как начинается глава, в которой рассказывается о приходе брата и сестры в лес? Прочитайте выразительно этот отрывок.

Прочитайте другие отрывки, изображающие жизнь природы в сказке Пришвина. Какое впечатление производят эти картины природы?

Как писатель характеризует борьбу ели и сосны за жизнь?

В произведении играют существенную роль олицетворения. С их помощью писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их действующими лицами, персонажами сказки, которые принимают активное участие в жизни героев - Насти и Митраши. Так показана неразрывная, глубокая связь природы и человека.

Так, злые силы мешают им, стараются запугать, заставить уйти из леса: "Деревья зарычали, завыли, застонали".

Добрая природа успокаивает детей, помогает им: ":трава белоус показывала направление обхода елани".

Каково художественное значение отрывка "Тетерев - косач"?

Автор показывает красоту природы, её совершенство (см. текст).

Как ведут себя дети в лесу?

Могучая природа очаровала, околдовала детей. Они словно превратились в деревья и камни.

Писатель говорит: "Затаив дыхание, видели дети на холодном камне:"; "Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой".

Вторая учебная ситуация. Подготовка к восприятию проблемы урока

Мини-дискуссия: "Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?"

(РР обмен мнениями с опорой на читательский словарь урока)

Спор героев. Обучение анализу эпизода.

Чтение эпизода в лицах (возм. инсценирование)

Какие вопросы вы предлагаете обсудить, анализируя этот эпизод?

Как ведёт себя каждый из них в момент ссоры?

Насте было обидно подчиниться младшему Митраше.

Митраша считал себя умным, смелым и независимым и хотел быть похожим на отца, главным в отношениях с сестрой.

Наблюдение в работе с текстом. Как природа помогает понять настроение спорящих?

Внезапно изменившаяся картина прекрасной природы заставляет нас насторожиться, подготавливает к предстоящим проблемам во взаимоотношениях героев. Этим он выражает мысль, что человек очень близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями. Стоит человеку хотя бы на миг забыть о своём высоком человеческом назначении, о том, что он должен быть Человеком с большой буквы, как он уподобляется стихийным силам природы, где зло рождает ещё большее зло. Как ошпаренный, метнулся косач. Закричала ворона. Серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце. Природа чувствует разногласие, и злые силы торжествуют.

Какова роль этой сцены в сказке?

В этом эпизоде открывается главный конфликт произведения: борьба добра и зла, разумного и стихийного начал в человеке и природе.

Третья учебная ситуация

Работа в поисковых группах. Как ведут себя Настя и Митраша, оставшись наедине с природой?

Проследим путь Митраши (первая группа - мальчики)

Учитель ОБЖ:

Как чувствует себя Митраша, оставив Настю?

Что происходит с природой?

Что нужно знать, чтобы не погибнуть в болоте?

Почему, несмотря на уверенность, Митраша всё же становится пленником болота? Какие ошибки он допустил?

Как ведёт себя герой в опасной ситуации? За что можно похвалить мальчика? Докажите текстом.

Не повторяет прежней ошибки, а действует осторожно, обдуманно:

":маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения:".

Что помогает ему выжить? Какие качества героя восхищают нас

Как ведёт себя Митраша сразу после спасения?

Благодаря проявленной воле и находчивости, человек становится сильнее, и эта сила проявляется прежде всего в заботе о тех, кто нуждается в "человеческой руке". Он, "как настоящий большой человек, властно приказал: " Иди же теперь ко мне, моя Затравка!" Травка поняла, что перед нею стоял "прежний прекрасный Антипыч".

Какой подвиг совершает Митраша?

Герои-первооткрыватели (на краеведческом материале "Покорение Таймыра").

Мультимедийная презентация, подготовленная учеником на основе опережающего индивидуального дом. задания, защищается как мини-проект, раскрывающий, какими качествами должен обладать настоящий первооткрыватель или исследователь, какие опасности ему грозят и как от них предостеречься.

Проследим путь Насти (вторая группа - девочки)

Учитель литературы:

С какими трудностями сталкивается девочка? Почему?

Как ведёт себя Настя среди такого богатства? Удивлены? Что случилось с милой, доброй девочкой?

Благоразумие Насти вроде бы вызывает одобрение автора и как бы вознаграждается клюквенной палестинкой. Зачем же писатель ставит свою героиню в такое невыгодное положение, рисуя её жалкой и ничтожной, не имеющей ничего общего с прежней золотой курочкой?

Какая природа окружает Настю? Как описывает её Пришвин?

В чём проявляется мастерство писателя?

Это добрая природа. Писатель подбирает ласковые эпитеты, сравнения, неожиданные метафоры, чтобы передать своё сокровенное отношение к природе: тоненький стебелёчек; зелёные маленькие листочки, как крылышки; чёрные ягоды с синим пушком; красно-рубиновая ягода кисточкой; и каждый рубинчик в зелёной оправе.

Как ведут себя растения и звери? (Анализ эпизода "Встреча с лосем")

Такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника, а Настя, забыв о брате, ползает по земле, как животное, и меньше всего в этот момент в ней можно узнать совершенство природы - мудрого и разумного человека. Не случайно лось сначала не узнал в ней человека, не испугался её.

Какое художественное средство помогает писателю подчеркнуть приниженность Насти, её жалкое положение?

Сравнение со змеёй. Вспомнив о Митраше, она словно сбросила змеиную шкуру.

Над чем заставляет нас задуматься автор, изображая путь Насти?

Какой вопрос и с каким чувством он задаёт себе и читателю?

С болью автор спрашивает: "Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?"

Прочитайте описание чёрного пня. Какова его роль?

Автор упрекает Настю, оставившую брата в беде. В отличие от Насти, чёрный пень собирает и обогревает всё живое.

Почему появление Травки имело решающее значение для Насти?

Что помогло Насте осознать свой поступок и задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше?

Анализ эпизода "Встреча со змеёй".

Докажите, что Настя глубоко переживает случившееся и свой проступок.

Она мучалась. Так и пишет Пришвин. Девочка отдала всю собранную клюкву детям, эвакуированным из блокадного Ленинграда.

Четвёртая учебная ситуация.

Обратная связь. Заполнить таблицу. Можно работать с интерактивной доской.

Герои и их поведение в лесу. Правильные поступки и хорошие качества. Неверные поступки и плохие качества.
Настя Благоразумие (взяла в дорогу еду).

Опыт собирательницы клюквы (запас еды).

Любовь к брату (заботливая, ответственная).

Доброта (отдала собранную клюкву осиротевшим ребятишкам).

Эгоизм (забыла о брате, когда собирала клюкву).

Нетерпимость, вспыльчивость (ссора с братом).

Азарт, жадность (сошла с набитой тропы).

Митраша Знание народных примет.

Взял снаряжение: компас, ружьё, топор (опыт отца).

Правильно оделся.

Любовь к природе, понимание её (мудрость Антипыча).

Положил плашмя ружьё, чтобы не утонуть.

Смог оценить обстановку и мудро повёл себя с Травкой.

Смелость, находчивость, вера в собственные силы.

Эгоизм, упрямство, вспыльчивость.

Легкомыслие (не подумал ни о корзине для клюквы, ни о пище.).

Отсутствие опыта открывателя.

Самонадеянность (пренебрёг "подсказкой" травы белоус).

ВЫВОД:

запись в тетради:

И пути "открывателей", и пути "осваивателей" полезны людям, но мудрость и красота человека проявляются не в бездумном риске, не в эгоистическом стремлении обогатиться, а только тогда, когда на выбранном пути он следует высшему долгу - сохранить себя, свою жизнь и человека в себе, быть полезным другим. Отступление от этого делают человека несчастным, а его жизнь бессмысленной.

Автор сказки выражает мечту о нравственном совершенстве человека, о его й красоте, мудрости и ответственности. Пришвин славит человека с добрым сердцем, заботливого хозяина природы.

(Возвращаемся к эпиграфу урока!)

Оценка деятельности класса. Высказывания детей об уроке.

Домашнее задание:

Письменный ответ на вопрос:

"Чему меня научили испытания Митраши и Насти?"

Вариант: мультимедийная презентация "Испытания героев Пришвина в сказке-были "Кладовая солнца".