Цели:
образовательные -
- раскрыть смысл конфликта, возникшего между детьми;
- разъяснить мысли писателя о главном законе жизни людей, о путях "осваивателей" и "открывателей", о связи человека и природы, о великой миссии человека и его ответственности за свою жизнь и за жизнь природы;
развивающие -
- развивать умение мотивировать свои мысли в контексте дискуссии "Кто прав - Настя или Митраша? На чьей стороне автор?"; "Почему дети оказались в беде и что помогло им выжить, сохранить себя?" Обучение полемическому высказыванию.
- обучение аналитической работе с художественным текстом, анализу эпизода.
воспитательные (здоровьесберегающие аспекты)-
- воспитание разумного, доброго, внимательного отношения к природе,
- толерантности, уважению к человеку, заботе о близких, ответственности за них;
- умение безопасно ввести себя, находясь в лесу и на болоте как здоровьесберегающий аспект урока;
- понимание великой и благородной миссии Человека на Земле как нравственно-философская идея урока.
Оборудование:
- портрет писателя
- словарь и эпиграф урока
- вопросы для работы групп
- таблица наблюдений
- мультимедийные презентации
- раздаточные материалы для самостоятельной работы тест
Методы: репродуктивный, проблемный, частичного поиска
Принципы: доступности, анализа и синтеза, прочности, наглядности
Доминирующая форма урока: аналитическая беседа
Тип урока: интегрированный (литература + ОБЖ)
Внутрипредметные связи: фольклор (русская народная сказка "Царевна-лягушка")
Эпиграф урока:
Бывает, наклонишься в лесу к тихой
заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь -
весь-то человек, большой, прекрасный: из-за твоей
спины наклонился и тоже смотрится в заводь, как в
зеркало. И так он прекрасен там со всею природой:
М.М. Пришвин
Словарь урока:
- Пути освоения природы;
- Великая миссия и ответственность человека за судьбу природы;
- Нравственное совершенство, духовная красота человека;
- Поэтические картины природы;
- Мудрость и доброта рассказчика;
Теория литературы | Читательские высказывания |
Пейзаж Эпитеты Метафоры Сравнения Олицетворения Оценочная лексика |
Я понимаю Митрашу, который мечтал о: Я думаю, что автор на стороне: Я считаю, что ответственность лежит на: Я осуждаю Настю за: Я согласен с: и считаю, что: Трудно определить, на чьей стороне автор, но: В этой ссоре виноват(а): |
Ход и содержание урока
Орг. момент. Знакомство с темой. Чтение эпиграфов
Вступительное слово учителей о задачах урока
Первая учебная ситуация. Подготовка к восприятию проблемы урока.
Работа с текстом. Аналитическая беседа по вопросам домашнего задания:
Как начинается глава, в которой рассказывается о приходе брата и сестры в лес? Прочитайте выразительно этот отрывок.
Прочитайте другие отрывки, изображающие жизнь природы в сказке Пришвина. Какое впечатление производят эти картины природы?
Как писатель характеризует борьбу ели и сосны за жизнь?
В произведении играют существенную роль олицетворения. С их помощью писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их действующими лицами, персонажами сказки, которые принимают активное участие в жизни героев - Насти и Митраши. Так показана неразрывная, глубокая связь природы и человека.
Так, злые силы мешают им, стараются запугать, заставить уйти из леса: "Деревья зарычали, завыли, застонали".
Добрая природа успокаивает детей, помогает им: ":трава белоус показывала направление обхода елани".
Каково художественное значение отрывка "Тетерев - косач"?
Автор показывает красоту природы, её совершенство (см. текст).
Как ведут себя дети в лесу?
Могучая природа очаровала, околдовала детей. Они словно превратились в деревья и камни.
Писатель говорит: "Затаив дыхание, видели дети на холодном камне:"; "Неподвижные, как изваяния, сидели на камне охотники за сладкой клюквой".
Вторая учебная ситуация. Подготовка к восприятию проблемы урока
Мини-дискуссия: "Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?"
(РР обмен мнениями с опорой на читательский словарь урока)
Спор героев. Обучение анализу эпизода.
Чтение эпизода в лицах (возм. инсценирование)
Какие вопросы вы предлагаете обсудить, анализируя этот эпизод?
Как ведёт себя каждый из них в момент ссоры?
Насте было обидно подчиниться младшему Митраше.
Митраша считал себя умным, смелым и независимым и хотел быть похожим на отца, главным в отношениях с сестрой.
Наблюдение в работе с текстом. Как природа помогает понять настроение спорящих?
Внезапно изменившаяся картина прекрасной природы заставляет нас насторожиться, подготавливает к предстоящим проблемам во взаимоотношениях героев. Этим он выражает мысль, что человек очень близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями. Стоит человеку хотя бы на миг забыть о своём высоком человеческом назначении, о том, что он должен быть Человеком с большой буквы, как он уподобляется стихийным силам природы, где зло рождает ещё большее зло. Как ошпаренный, метнулся косач. Закричала ворона. Серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце. Природа чувствует разногласие, и злые силы торжествуют.
Какова роль этой сцены в сказке?
В этом эпизоде открывается главный конфликт произведения: борьба добра и зла, разумного и стихийного начал в человеке и природе.
Третья учебная ситуация
Работа в поисковых группах. Как ведут себя Настя и Митраша, оставшись наедине с природой?
Проследим путь Митраши (первая группа - мальчики)
Учитель ОБЖ:
Как чувствует себя Митраша, оставив Настю?
Что происходит с природой?
Что нужно знать, чтобы не погибнуть в болоте?
Почему, несмотря на уверенность, Митраша всё же становится пленником болота? Какие ошибки он допустил?
Как ведёт себя герой в опасной ситуации? За что можно похвалить мальчика? Докажите текстом.
Не повторяет прежней ошибки, а действует осторожно, обдуманно:
":маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения:".
Что помогает ему выжить? Какие качества героя восхищают нас
Как ведёт себя Митраша сразу после спасения?
Благодаря проявленной воле и находчивости, человек становится сильнее, и эта сила проявляется прежде всего в заботе о тех, кто нуждается в "человеческой руке". Он, "как настоящий большой человек, властно приказал: " Иди же теперь ко мне, моя Затравка!" Травка поняла, что перед нею стоял "прежний прекрасный Антипыч".
Какой подвиг совершает Митраша?
Герои-первооткрыватели (на краеведческом материале "Покорение Таймыра").
Мультимедийная презентация, подготовленная учеником на основе опережающего индивидуального дом. задания, защищается как мини-проект, раскрывающий, какими качествами должен обладать настоящий первооткрыватель или исследователь, какие опасности ему грозят и как от них предостеречься.
Проследим путь Насти (вторая группа - девочки)
Учитель литературы:
С какими трудностями сталкивается девочка? Почему?
Как ведёт себя Настя среди такого богатства? Удивлены? Что случилось с милой, доброй девочкой?
Благоразумие Насти вроде бы вызывает одобрение автора и как бы вознаграждается клюквенной палестинкой. Зачем же писатель ставит свою героиню в такое невыгодное положение, рисуя её жалкой и ничтожной, не имеющей ничего общего с прежней золотой курочкой?
Какая природа окружает Настю? Как описывает её Пришвин?
В чём проявляется мастерство писателя?
Это добрая природа. Писатель подбирает ласковые эпитеты, сравнения, неожиданные метафоры, чтобы передать своё сокровенное отношение к природе: тоненький стебелёчек; зелёные маленькие листочки, как крылышки; чёрные ягоды с синим пушком; красно-рубиновая ягода кисточкой; и каждый рубинчик в зелёной оправе.
Как ведут себя растения и звери? (Анализ эпизода "Встреча с лосем")
Такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника, а Настя, забыв о брате, ползает по земле, как животное, и меньше всего в этот момент в ней можно узнать совершенство природы - мудрого и разумного человека. Не случайно лось сначала не узнал в ней человека, не испугался её.
Какое художественное средство помогает писателю подчеркнуть приниженность Насти, её жалкое положение?
Сравнение со змеёй. Вспомнив о Митраше, она словно сбросила змеиную шкуру.
Над чем заставляет нас задуматься автор, изображая путь Насти?
Какой вопрос и с каким чувством он задаёт себе и читателю?
С болью автор спрашивает: "Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?"
Прочитайте описание чёрного пня. Какова его роль?
Автор упрекает Настю, оставившую брата в беде. В отличие от Насти, чёрный пень собирает и обогревает всё живое.
Почему появление Травки имело решающее значение для Насти?
Что помогло Насте осознать свой поступок и задуматься над тем, какие вокруг опасности и как, должно быть, трудно Митраше?
Анализ эпизода "Встреча со змеёй".
Докажите, что Настя глубоко переживает случившееся и свой проступок.
Она мучалась. Так и пишет Пришвин. Девочка отдала всю собранную клюкву детям, эвакуированным из блокадного Ленинграда.
Четвёртая учебная ситуация.
Обратная связь. Заполнить таблицу. Можно работать с интерактивной доской.
Герои и их поведение в лесу. | Правильные поступки и хорошие качества. | Неверные поступки и плохие качества. |
Настя | Благоразумие (взяла в дорогу еду). Опыт собирательницы клюквы (запас еды). Любовь к брату (заботливая, ответственная). Доброта (отдала собранную клюкву осиротевшим ребятишкам). |
Эгоизм (забыла о брате, когда собирала
клюкву). Нетерпимость, вспыльчивость (ссора с братом). Азарт, жадность (сошла с набитой тропы). |
Митраша | Знание народных примет. Взял снаряжение: компас, ружьё, топор (опыт отца). Правильно оделся. Любовь к природе, понимание её (мудрость Антипыча). Положил плашмя ружьё, чтобы не утонуть. Смог оценить обстановку и мудро повёл себя с Травкой. Смелость, находчивость, вера в собственные силы. |
Эгоизм, упрямство, вспыльчивость. Легкомыслие (не подумал ни о корзине для клюквы, ни о пище.). Отсутствие опыта открывателя. Самонадеянность (пренебрёг "подсказкой" травы белоус). |
ВЫВОД:
запись в тетради:
И пути "открывателей", и пути "осваивателей" полезны людям, но мудрость и красота человека проявляются не в бездумном риске, не в эгоистическом стремлении обогатиться, а только тогда, когда на выбранном пути он следует высшему долгу - сохранить себя, свою жизнь и человека в себе, быть полезным другим. Отступление от этого делают человека несчастным, а его жизнь бессмысленной.
Автор сказки выражает мечту о нравственном совершенстве человека, о его й красоте, мудрости и ответственности. Пришвин славит человека с добрым сердцем, заботливого хозяина природы.
(Возвращаемся к эпиграфу урока!)
Оценка деятельности класса. Высказывания детей об уроке.
Домашнее задание:
Письменный ответ на вопрос:
"Чему меня научили испытания Митраши и Насти?"
Вариант: мультимедийная презентация "Испытания героев Пришвина в сказке-были "Кладовая солнца".