Ход мероприятия
I. Домашнее задание
Ученики инсценируют один из рассказов писателя.
Задание: Назовите этот рассказ?
II. Мини-викторина
1. Назовите рассказы, в которых главным персонажем является кот Лукьян (Лукаша)? (“Ух, котище!”, “Сухопутный или морской?”, “О чём думал кот?”, “И кошки храпят”, “Наш кот-инопланетянин”)
2. В каком рассказе героям пришлось взвешивать головы и для чего это делалось? (“Сколько весит голова?” Все действия были направлены на то, чтобы измерить умственную силу семьи.)
3. Назовите рассказ, в котором звучит прощальная песня, посвящённая неживому предмету? (“Где ты, матрац?”)
4. Назовите рассказ, в котором была изобретена формула воздушного поцелуя? (“Как мы поздравляли маму?”)
5. Почему “надоело летать” героям одноимённого рассказа? (На земле можно многое не только увидеть, но и понять.)
6. Какой жизненный урок извлёк папа из общения с цыганами? (По рассказу “Папа и цыгане”) (Он выучил новую песню ЖИЗНИ.)
7. Какие художественные приёмы использует автор в своих рассказах? (Юмор, повторы, сравнение, гиперболу, игру со словами и смыслом и т.д.)
8. В рассказах писателя много звукоподражательных слов. Назовите по памяти некоторые из них. (Молния – ши-и-их… баба-а-ах!!! (по рассказу “Открытые двери”); ползать – хлоп! шур-шур-шур (по рассказу “Надоело летать”) и т.д.)
III. Задания по группам
1. “Угадай-ка!..”
Каждому классу даётся листок с названием рассказов. Необходимо “зашифровать” рассказ одним из двух способов. 1-й – нарисовать эпизод, по которому можно узнать, что это за рассказ. 2-й – придумать пантомиму, по которой другая команда узнает, о каком рассказе идёт речь.
Рассказы:
1. “Селёдка на свободе” 1. “Батарейные куры” 2. “Запасайтесь морковкой!” 2. “День рожденья вверх ногами” 3. “Душа нараспашку” 3. “Солнце на потолке”
2. “Кодекс мудрости”
Создайте свой кодекс мудрости жизни, используя советы, которые даёт автор в своих рассказах. (1. Любите животных, будьте в ответе за них. 2. Если тяжело, обращайтесь за помощью к взрослым (к родителям). 3. Берегите и поддерживайте друг друга. Доброты, нежности, участия никогда не бывает много. 4. Не бойтесь фантазировать, с фантазией жизнь становится интереснее. 5. Найдите способ преодолевать, “переживать” неприятности, даже посредством игры и т.д.
3. Создайте символ, отражающий суть творчества писателя. Объясните свой выбор. (Солнце – рассказы светлые, тёплые, как и душа автора ...)
4. За определённое время напишите как можно больше названий рассказов писателя или же соревнуйтесь “по цепочке”.
IV. Итоги
Пока подсчитывается количество баллов и определяются победители, можно показать на экране заранее подготовленные творческие работы старшеклассников на тему “Рассказы и сказки О.Ф.Кургузова” (презентации, флеш-анимацию и т.д.)
Награждаются победители. КВН хорошо закончить чаепитием с тортом.