Зима в стихотворениях русских поэтов

Разделы: Литература


Способность мыслить нестандартно даётся не сразу и не каждому. Часто мы упускаем из поля зрения развитие интеллектуальных и духовных способностей учащихся. Уроки работы с лирическим текстом – одна из возможностей научить школьника самостоятельно мыслить, что подразумевает необходимость наблюдать, анализировать, обобщать – и чем доказательнее, глубже, оригинальнее они, тем самостоятельнее мышление. В лирическом произведении находит своё воплощение духовный мир автора. Осторожный и вдумчивый анализ стихотворного произведения рождает более глубокое его понимание. Особенно тонко надо подходить к изучению пейзажной лирики.

Всё, что создано человеком, – это капля в океане природы. Поэзия и показывает, как весь этот океан отражается в малой капле. Именно поэзия остаётся связующим звеном между природой и остальным миром. О чём бы ни хотел сказать поэт, ничто не заменит ему образов, взятых из природы: “вода” и “огонь”, “цветок” и “звезда”. Поэзия представляет мир, создаваемый человеком, в его гармонии с природой.

Все уроки, посвящённые пейзажной лирике, я разделила на несколько тем.

  1. Поэтические воззрения древних славян на природу.
  2. Природа как прообраз и идеал художественного творчества (на примере стихов поэтов-романтиков).
  3. Растительные и анималистические мотивы пейзажной лирики.
  4. Взаимоотношения человека и природы.
  5. Пейзажи: идеальный, бурный, унылый, национальный, экзотический.
  6. Времена года.
  7. Пейзажи воображения.
  8. Индивидуальные образы природы.

В старших классах ученики уже достаточно хорошо владеют навыками анализа, и я предлагаю им урок на тему “Зима в русской лирике”.

Начинаю урок с небольшого вступительного слова.

Зима – глубочайшее обнажение души русской природы, то её “посмертное” состояние, которое наиболее всесторонне и проникновенно запечатлелось в нашей поэзии. В любви к зиме проявляется особый склад национального характера: мечтательность, задумчивость, отрешённость, как бы пребывание за гранью становящейся природы, в её вечном, “потустороннем” покое. Ни в одной другой поэзии мира образ зимы не явлен так многогранно, воплощая художественные представления о самом небытии в его отношении к цветущему земному бытию.

Пусть нежный баловень полуденной природы,
Где тень душистее, красноречивей воды,
Улыбку первую приветствует весны!
Сын пасмурных небес полуночной страны,
Обыкший к свисту вьюг и рёву непогоды,
Приветствую душой и песнью первый снег.

Так начинает П.А.Вяземский свою знаменитую элегию “Первый снег”, на которую ссылается А.С.Пушкин в “Евгении Онегине”.

И действительно, снег 1817 года, описанный П.А.Вяземским, был первым снегом в русской поэзии. Вяземский сознательно выбирает зиму как явление “пасмурной”, “полуночной” природы Севера, противопоставляя ей “полуденный”, яркий мир Юга, где торжествует вечная весна. Но дальше он описывает зиму в таких ярких, сияющих, солнечных красках, что любая весна перед нею меркнет:

Лазурью светлою горят небес вершины;
Блестящей скатертью подёрнулись долины,
И ярким бисером усеяны поля.
На празднике зимы красуется земля…

Южным поэтам неведомо такое восприятие снега и льда. У Данте лёд – это вещество ада: в 9-м круге грешники вместе Люцифером наказываются вечным холодом, от которого тела покрываются ледяной коркой.

В русской поэзии зима – праздник света.

Лучше всех это выразил Ф.И.Тютчев.

(Читает ученик).

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

- На что похожа зима у Ф.И.Тютчева? (Сон – “вещая дремота” природы, состояние грёзы и чистоты)

- Где наиболее зримо совершается эта остановка жизни? Почему? (В лесу, где его застылость свидетельствует о силе зимних чар)

- Какие черты главенствуют в образе зимнего леса? (Покой и блеск)

- И дальше: “весь окутан, весь окован”, “в нём ничто не затрепещет”, но зато от солнечного луча “он весь вспыхнет и заблещет ослепительной красой”.

- В чём же суть зимних чар? (Движение прекращается, вся его сила и страсть в “ослепительной красоте”)

- Это как бы законченное произведение искусства, изъятое из потока быстротечной жизни. Вечные снега воплощают предельную ясность и чистоту космоса. Купаясь в солнечных лучах, снег не тает от их жара, но преломляет в себе его свет. В этом взаимопроникновении небесного огня и холода заключается для Ф.И.Тютчева некая главная идея о бессмертии, соединяющем начало жизни – огонь и начало смерти – холод.

Посмотрим у Н.А.Некрасова:

Нет глубже, нет слаще покоя,
Какой посылает нам лес,
Недвижно, бестрепетно стоя
Под холодом зимних небес.

- Здесь зима тоже сон. Какой? К чему он приближает? (К вечному успокоению и блаженству)

- Это Дарья, потерявшая мужа, в поэме “Мороз, Красный нос” уходит из горькой и трудной жизни в сладкую истому смерти. У Ф.И.Тютчева чистота и ясность снежного мира – бессмертие, у Н.А.Некрасова – смерть. У Н.А.Некрасова – это русская фольклорная традиция сказок о Морозке, у Ф.И.Тютчева – эллинское понимание космоса и стихий.

- А что в их понимании зимы сходного? (Царство “заколдованного сна”, где “стынет” всё живое)

- Какова же зима у А.С.Пушкина?

Читаем:

“Осень”

“Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…”

“Зимнее утро”

“Зима. Что делать нам в деревне?..”

“Бесы”

- В каких образах предстаёт здесь зима? (В движении)

- Похожа она на сон? (Нет)

- Всё изображение строится на контрасте: “скользить по зеркалу стоячих, ровных рек” – их неподвижностью мерить быстроту собственного движения. Это же относится к теплу человеческого тела – поцелуй “пылает” на морозе, жаром своим создавая контраст окружающему холоду:

Как жарко поцелуй пылает на морозе!
Как дева русская свежа в пыли снегов!

(“Зима. Что делать нам в деревне?”)

Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!

- Какое слово встречается в том и другом двустишии? (Свежа)

- Это главная особенность пушкинского восприятия не только зимы, но и мира вообще – контраст предмета и ощущения, неожиданность их встречи.

- Найдите в его стихах примеры активности лирического героя по отношению к миру.

- Зима в изображении поэта, остужая природу, согревает человека, мороз всегда даётся в облачке горячего пара, снег взрыт стремительными полозьями, лёд “трескается и звенит” под “блистающим копытом”.