Литература
-
И.А. Крылов-баснописец. Басня "Ворона и лисица" 2011
Учащиеся знакомятся с творчеством И.А. Крылова, жанровыми особенностями басни и ролью морали в ней. У ребят совершенствуются навыки правильного, выразительного, осознанного чтения с элементами лингвистического анализа текста. Обогащается словарный запас. Развивается творчество и воображение.
-
И.А. Крылов, басня "Лебедь, щука и рак" 2012
Урок повторяет басни И.А. Крылова, знакомит с басней «Лебедь, Щука и Рак». Учит находить мораль в произведении, развивает творческое воображение, умение анализировать и делать выводы, отрабатывает выразительное чтение.
-
И.А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак". 2-й класс 2011
Урок чтения знакомит учащихся с басней И.А. Крылова, расширяет читательский кругозор детей. Через различные виды работы на уроке – выборочное чтение, выразительное чтение, словарную работу с использованием презентации к уроку – учащиеся легко учатся определять басню как жанр литературного произведения по характерным признакам.
-
И.А. Крылов. Басня "Ворона и Лисица". 4–5-й классы 2011
Рассмотрение и анализ басни Крылова. Знакомство с основными фактами из жизни баснописца.
-
И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве Крылова 2009
Урок является вступительным при изучении творчества И.А. Крылова. Учащиеся уже знакомы с его личностью и баснями в начальной школе, поэтому на уроке повторяются и углубляются сведения из его биографии, выявляются особенности его творчества.
-
И.А.Крылов "Ворона и Лисица". Эзоп "Ворон и Лисица". Сравнительный анализ басен. 5-й класс 2019
Цель урока: формировать навык распознавания басни как жанра литературы по характерным признакам. Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.
-
И.Бунин «Лапти». План урока по технологии «Шести шляп» 2017
Урок состоит из определенных стадий (шляп), активизирующих творческую деятельность учащихся. Первая шляпа – красная: эмоциональное восприятие текста. Ребята подбирают слова-ассоциации к слову «лапти». Вторая шляпа – зеленая: творческое восприятие. Учащиеся составляют рассказ-предположение. Третья шляпа – белая: факты. Чтение текста. Четвертая шляпа – зеленая: творчество. Ребята прогнозируют концовку рассказа. Пятая шляпа – синяя: обобщение. Заполнение трехчастного дневника. Задание на дом.
-
И.В. Гёте. Четыре урока с "Фаустом" 2010
В статье представлены четыре урока по произведению Гёте "Фауст". Уроки можно провести и в форме конференции или литературного монтажа. Они знакомят учеников с величайшим немецким поэтом, философом, натуралистом. Обратите внимание подростков на одно из лучших мировых произведений – "Фауст". "Деяние – начало бытия!" В этом главный урок Гёте – неутомимо, стремительно двигаться вперед, бороться.
-
И.Крылов – баснописец. Басня как литературный жанр. Музыка в баснях 2014
Урок литературы проходит в игровой форме. Благодаря эмоциональному воздействию снимается эмоциональное напряжение учеников, повышается интерес к предмету. Цель урока: повторение и расширение знаний учащихся о баснях Крылова; знакомство с понятиями «квартет», «бас», «альт», «прима», «втора»; взаимопроникновение музыки и литературы, взаимообогащение двух видов искусств.
-
И.С. Тургенев — певец русской природы 2009
Показано, как на уроках литературы в 6-м классе можно донести до учеников художественно-изобразительную силу творчества И.С. Тургенева.
-
И.С. Тургенев "Стихотворения в прозе" 2011
Урок в 10-м классе является заключительным в цикле уроков по творчеству И.С. Тургенева, призван выявить особенности тургеневского мировосприятия в последние годы жизни, помочь понять философский смысл стихотворений в прозе.
-
"И.С. Тургенев: человек, писатель, гражданин (изучение биографии писателя)". 10-й класс 2013
На уроке по изучению биографии писателя учащиеся расширяют знания о личной и творческой биографии писателя, вписанной в контекст русской и мировой литературы, что помогает понять Тургенева как человека и писателя, его отношение к действительности. На занятии у учащихся формируется самостоятельность, внимательность, ответственность, воспитывается интерес к творчеству писателя.
-
И.С. Тургенев. "Стихотворения в прозе". Модель изучения темы в 10-м классе 2005
Уроки по "Стихотворениям в прозе" И.С. Тургенева в десятом классе подводят итоги изучению творчества писателя. Одной из главных задач этих двух уроков была попытка проникновения в философские размышления писателя о жизни, а также опыт собственной творческой деятельности. На таком уроке-полилоге увлекательным становится сам процесс работы, который дает возможность каждому остаться наедине с текстом, сделать пусть маленькое, но СВОЁ открытие, удивиться самому и поделиться находкой с другими.
-
И.С. Тургенев. Жизнь и творчество писателя. 10-й класс 2011
Целью урока является знакомство с личностью писателя, его произведениями, созданными в Спасском-Лутовинове. Урок воспитывает чувства любви и уважения к родине, уважения к культурному и историческому наследию своей страны.
-
И.С. Тургенев. Рассказ "Бирюк". Мастерство в изображении жизни народа 2015
Цель: выявление в рассказе протеста против крепостного права, которое вело к подневольной жизни крестьян, способной порабощать подобных себе. При анализе текста использован прием «Чтение с остановками», привлекающий к осмыслению, анализу прочитанного, развивает умение выражать свои мысли. Предлагаются приемы «дерево предсказаний», «кластер», синквейн.
-
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе: особенности жанра. Авторские критерии нравственности в произведении "Довольный человек" 2009
Цели урока: повторить знания учащихся об особенностях художественной литературы как искусства слова; продолжить знакомство с творчеством И.С. Тургенева - мыслителя, художника; дать представление о мировоззрении, гражданской позиции, взглядах писателя; раскрыть особенности жанра "стихотворение в прозе", авторские критерии нравственности стихотворений в прозе; развивать умение анализировать текст.
-
"И.С. Тургенев."Муму". Образ Герасима (Герасим и барыня. Герасим и Татьяна)". 5-й класс 2013
Урок открытия новых знаний по теме "И.С. Тургенев. "Муму". Образ Герасима". В течение урока учащиеся 5-го класса анализируют первую часть рассказа; развивают умение выражать свои мысли, оценивают поступки героев, делают выводы; формируют представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащают словарный запас.
-
И.С. Шмелев «Мартовская капель» 2010
Тема детства – одна из важнейших в русской литературе. Этот урок посвящен тому, как эта тема раскрывается в рассказе И.С. Шмелева "Мартовская капель". Автор формирует у обучающихся представление о детстве как лучшей поре в жизни человека. Урок поможет обогатить духовный мир детей.
-
И.С.Тургенев «Муму». Герасим и Муму. Нравственное преображение Герасима. 5-й класс 2017
Представленная методическая разработка помогает обучающимся проследить и осмыслить изменения, произошедшие в душе главного героя рассказа - Герасима, раскрыть трагизм судьбы крепостного. В ходе урока ребята сопоставляют текстовую информацию и художественный образ, оценивают поступки героя через эмоциональное восприятие, совершенствуют навыки анализа произведения.
-
И.С.Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму» 2022
Цели урока: познакомить с детством и началом литературного пути Тургенева, погрузиться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель; развить интерес к личности писателя и его творчеству; познакомить с историей создания рассказа «Муму».
-
И.Я. Яковлев ‒ просветитель чувашского народа 2013
Статья посвящается 165-летию со дня рождения И.Я. Яковлева, выдающегося деятеля культуры и просвещения нерусских народов Востока России, среди которых он трудился более полувека, продолжая замечательные традиции русского просветительства, начатые в далеком прошлом передовой интеллигенцией нашего многонационального Отечества.
-
Иван Алексеевич Бунин. "Святогор и Илья". Мы о творении – творение нам 2011
Предлагаемый урок является частью ряда уроков по обучению анализу стихотворного текста. Урок содержит в себе несколько аспектов: раскрывает мастерство поэта; обучает анализу текста с точки зрения фонетики, лексики, морфологии; помогает привить нравственные идеалы (чувство патриотизма и осознание того, что человек должен являться личностью ответственной).
-
Иван Гоголев-Кындыл Уйбаан. "Хара кыталык" 2010
Статья посвящена якутскому поэту и драматургу Ивану Михайловичу Гоголеву. И в частности его известному прозаическому роману-трилогии "Черный стерх" ("Хара кыталык"). Урок проводится на якутском языке.
-
Иван Сергеевич Тургенев «Муму». Обобщающий урок по рассказу 2021
Цель урока: все ученики смогут анализировать систему образов в произведении, структуру, оформить свое представление с помощью стратегий «Рафт», «Фишбоун», вспомнят содержание повести. Большинство – смогут анализировать систему образов, поймут структуру, раскроют стратегии «Рафт», «Фишбоун», «Паспорт героя» некоторые учащиеся смогут анализировать систему образов, усвоить углубленный сюжет повести, подобрать аргументы, примеры для доказательства тезисов, сделать выводы.
-
Иван Сергеевич Тургенев. Жизненная и творческая судьба 2009
В 10-м классе учащиеся не в первый раз слышат имя Ивана Сергеевича Тургенева, но теперь они уже готовы к качественно новому восприятию его творчества: они способны оценить произведения писателя в тесной взаимосвязи с особенностями жизненного и литературного процесса XIX века, а также спроецировать ситуации его романов на день сегодняшний.
-
Игра "Большие интеллектуальные гонки" 2010
Игра явилась итоговым мероприятием в рамках проведения Дней гуманитарных наук. Участниками были разновозрастные команды 8–11-х классов. Данное мероприятие направлено на повышение учебной мотивации школьников, развитие познавательного интереса и помогло реализовать интеллектуальный потенциал учащихся.
-
Игра "В гостях у писателя", посвященная творчеству Д.Дефо 2021
Представлена презентация к игре "В гостях у писателя", посвященная творчеству Д.Дефо.
-
Игра "Заглянем в прошлое" 2007
Игра для 5-7-х классов закрепляюет знания полученные на уроках истории, литературы знания об укладе жизни русского населения России XVII-XIX веков, об архаичных словах и понятиях, о смысле пословиц и поговорок, принципы составления загадок.
-
Игра "Как стать миллионером?" (Внеклассное мероприятие в рамках декады словесности) 2011
Внеклассное мероприятие может быть проведено в рамках декады словесности и рассчитано на пятиклассников, у которых вызывает неизменный интерес. Правила и ход заимствованы из телевизионной версии. Вопросы касаются не только преподавания русского языка и литературы (источники - "Русский медвежонок" прошлых лет, игра "О, счастливчик!"). Основа – презентация, поэтому обязательным условием является наличие мультимедийного проектора или интерактивной доски, чтобы заинтересовать и "зрителей".
-
Игра "Кто хочет стать миллионером?" 2014
Урок служит расширению кругозора учащихся и популяризации знаний в рамках общеобразовательных дисциплин, формированию умения использовать полученные знания в игровой ситуации, воспитанию активной жизненной позиции и уверенности в своих знаниях. Представлен один тур игры из разработанных семи.