Цели: познакомить учеников с биографией поэта, показать своеобразие творчества, развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.
Методические приемы: сообщение учащихся, рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, колонки.
Предварительно класс делится на три группы: биографы, литературоведы и искусствоведы – и дается задание подобрать материал по теме урока.
Я не сам ли выбрал час рожденья,
Год и царство, область и народ,
Чтоб пройти сквозь муки и крещенье
Совести, огня и вод.
М.Волошин «Готовность»
ХОД УРОКА
Слово учителя. Известный поэт С.
Наровчатов писал: « Без поэзии Максимилиана
Волошина будет неполным представление о русской
поэзии ХХ века.» Примем его слова как совет
познакомиться с творчеством Волошина.
Волошин – личность яркая, незаурядная.
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами.
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить.
На вопрос о том, кто он – поэт или художник, Волошин отвечал: «Конечно – Поэт». И добавлял при этом: «И художник» Как произошло, что в одном Человеке не только соседствовали, но и взаимно дополняли, питали друг друга эти два дара? Это и предстоит нам сегодня выяснить.
Слово биографам. Родился М.Волошин в
Киеве. Рано лишился отца. По окончании гимназии
он поступает на юридический факультет в
Московский университет, но в 1900 году за участие в
студенческих волнениях исключается.
Весной 1901 года в мастерской художницы
Е.С.Кругликовой в Париже появляется молодой
человек с «львиной шевелюрой, в пенсне на широкой
ленте»
Это был Максимилиан Волошин. Его серьезно
интересует искусствоведение. В Париже Волошин
записывается в Луврскую школу музееведения.
Однако лекции его не устраивали, так как он
интересовался современными течениями в
живописи. Поэтому у него был один выход: чтобы
подготовить себя к поприщу художественного
критика, надо самому стать художником. И Волошин
стал им.
Слово искусствоведам. Какие новые
течения интересовали Волошина? Вот что он сам
писал об этом: «Еще в 90-е годы во Франции… нашлись
люди, которые утверждали, что деревья следует
писать не коричневой, а зеленой краской, что
нужно писать предмет не в искусственном
освещении темной мастерской, а на вольном
воздухе, что воздух – это та прозрачная среда,
которая дает предметам их окраску, что следует
писать предметы не такими, какими они есть, но
такими, какими они представляются
(импрессионизм)». (М.Волошин «Листки из записной
книжки») А позднее в «Ликах творчества»
появляются такие строки: «Я изображаю не явления
мира, а свое впечатление, получаемое от них».
Итак, Волошин «открывает» в Париже
импрессионизм. Он весь во власти полотен Клода
Моне и стихов Поля Верлена (первого
импрессиониста в поэзии.) Естественно, что
Максимилиан Волошин обращается к импрессионизму
и в своих стихах.
Слово литературоведам. (Им было дано
задание проанализировать цикл М. Волошина и
выяснить роль цветового эпитета; найти детали,
дающие световую характеристику предмета).
Исследуя стихотворения, мы выяснили, что взгляд
поэта-художника остро воспринимает контуры
предмета, освещенность. Об этом говорят многие
строки цикла «Париж». Вот например:
Осень, осень… весь Париж,
Очертанья сизых крыш
Скрылись в дымчатой дали…Парижа я люблю осенний строгий плен,
И пятна ржавые сбежавшей позолоты,
И небо серое, и веток переплеты –
Чернильно-синие, как нити темных вен.
Поражает обилие цветовых эпитетов. Важную роль в цикле играют детали, передающие запахи окружающего мира: «пахнет мокрыми листьями», «запах жареных каштанов». Эта способность выразить в слове свое впечатление и делает Волошина импрессионистом в поэзии, «говорящим глазом», как называл его Вячеслав Иванов.
Классу предлагается сравнить изображение Парижа в цикле М.Волошина и на репродукции картины художника – импрессиониста Альбера Марке «Площадь Святой Троицы в Париже».
Звучит стихотворение «Осень…осень… Весь Париж», «Дождь».
Делается вывод, что в выборе палитры Волошин
идет как бы вслед за художником, стараясь уловить
в слове самые тонкие оттенки серого цвета:
серо-сиреневый, стальные отливы, сизый, дымчатый,
жемчужный, перламутровый, красный в сером,
дымный.
Но в то же время импрессионизм для Волошина – это
всего лишь форма, в которую он облекает свое
понимание мира. Центром всякого стихотворения
оказывается человек, его душа, торжествующая или
скорбящая.
А образ города своеобразно соединяет человека со
вселенной
Несколькими годами позже Волошин закончит еще
один цикл, где признается в любви совсем другой
земле – Киммерии.
Слово литературоведам. «Киммерийские сумерки написаны в редких античных размерах». Весь цикл, кроме первых трех стихотворений, представляет собой сонеты, одну из самых сложных поэтических форм, требующих к тому же и особого содержания. Постигая пейзаж, Волошин воссоздает в стихотворениях не внешние его черты, а ищет корни каждого увиденного образа, его скрытый смысл. Поэтому он чаще всего выбирает те моменты, когда окружающее преображается, изменяет свои формы и открывает свою сокровенную сущность. Сумерки – излюбленное поэтом время суток. Именно в вечернем свете открывается то, что не видно днем – истинный смысл. Через него поэт заглядывает в свою душу:
А груды валунов и глыбы голых скал
В размытых впадинах загадочны и хмуры
В крылатых сумерках – намеки и фигуры…
Вот лапа тяжкая, вот челюсти оскал,
Вот холм сомнительный, подобный вздутым ребрам,
Чей согнутый хребет порос, как шерстью, чобром.
В сумерках особенно остро чувствуется древность земли:
То парус в темноте, скользя по бездорожью,
Трепещет древнею, таинственною дрожью
Ветров тоскующих и дышащих зыбей.
Слово искусствоведам. Вернувшись в
Коктебель, Волошин начинает писать свои
акварели. В акварели его привлекает возможность
достичь многообразия цветовых оттенков.
Ежедневно он совершал прогулки по побережью,
отправлялся в порт, а потом возвращался к
мольберту.
Пейзажи, написанные по памяти, представляют
собой «музыкально-красочную композицию на тему
киммерийского пейзажа», а также
художественный дневник Волошина.
В акварелях Волошина восхищает богатство цвета.
Поражает простота, четкая композиция каждого
пейзажа. Построению картины Волошин учился у
японских художников. «Японец чертит линию ствола
перпендикулярно к линии горизонта, а вокруг него
концентрические спирали веток, в свою очередь
окруженных листьями, связанными с ними под
известным углом…» Таким образом, живопись
Максимилиана Волошина соединяет самые разные
художественные методы самых разных эпох и
народов, что делает ее явлением уникальным.
Учитель. А теперь вам предстоит
выяснить, как соотносятся стихи Волошина о
Киммерии с акварелями – и что особенно важно –
как изменилась творческая манера поэта.
– Скажите, можно ли считать акварели Волошина
иллюстрациями к стихам?
– Какую роль в изображении Киммерии играет цвет?
– Почему цветочных эпитетов в цикле меньше, чем в
«Париже»?
– Найдите олицетворения. Как они помогают понять
философский «нерв» циклов?
– Укажите «временные» и «пространственные»
детали в киммерийском пейзаже?
– Докажите, что стихи о Киммерии – это тоже
«музыкально-красочная композиция» («музыка»
стиха и звуковая характеристика пейзажа).
Учитель. Большую часть поэтического
творчества Максимилиана Волошина составляет
пейзажная и любовная лирика. За такое не
наказывают и ее не запрещают, Волошина же
вычеркнули из русской литературы более чем на 30
лет. За что, как вы думаете? Верно, за стихи о
Родине и революции.
В Крыму то красные, то белые, и каждая власть
очень жестока.
Ученик читает стихотворение «Террор» (из цикла «Усобица»)
Учитель. О ком это – о красных, о белых? По времени написания – о красных. Страшные чеканные строки. Свободный стих. Да рифма здесь и не нужна – ведь это не лирика – эпос. Существуют разные заговоры, молитвы: от смерти, от воды, от огня, от пули, от болезни. Волошин создает свою – «Заклинание (от усобиц)».
Ученик читает стихотворение.
Учитель. В статье «Россия распятая»
Волошин писал: «Я не могу желать своему народу
только пути правильного и прямого и заранее знаю,
что этот путь – страдания и мученичества. Что мне
до того, будет ли он вести через монархию,
социалистический рай или через капитализм – все
это только различные виды пламени, проходя
которые перегорает и очищается человеческий
дух».
Заканчивая урок, давайте обобщим все то, что вы
узнали о Максимилиане Волошине.
– Каким вы представляете Волошина по его
стихам, картинам, лекциям? (Общительный,
обаятельный, образованный, большой души человек,
глубокий поэт, гуманист, мыслитель, Патриот
России, Крыма).
– Каковы основные темы его лирики? (Природа
Киммерии, любовь, русская усобица времен
революции и гражданской войны).
– Каковы взгляды Волошина, его позиция в годы
революции и гражданской войны? (События 1917 года
– испытание для России, посланное свыше, она
пройдет этот путь страдания и мученичества, и
очистится душа народа).
Максимилиан Волошин. Это именно о нем М. Цветаева написала: «Он поэт – настоящий поэт и человек – настоящий человек. Только настоящий человек, настоящий сын праматери-природы, воспетой и очеловеченной им мог так ее чувствовать, понимать, любить».
И ты, и я – мы все имели честь
«Мир посетить в минуты роковые»
И стать грустней и зорче, чем мы есть.
Я – не изгой, а пасынок России
И в эти дни немой ее укор.
Я сам избрал пустынный сей затвор
Землею добровольного изгнанья,
Чтоб в годы лжи, падений и разрух
В уединенье выплавить свой дух
И выстрадать великое познанье.«Дом поэта»
Домашнее задание: выучить понравившееся стихотворение М. Волошина.
Литература.
- Волошин М. Из воспоминаний. Записи 1932 года. – «Уроки литературы». Приложение к журналу «ЛВШ», № 9, 2002.
- Донская Д.А. «Максу я обязана… доверием к людям». – «Уроки литературы». Приложение к журналу «ЛВШ», № 9, 2002.
- Киселева А.М. «Мне надо быть со всеми, кто окликнет меня». – «Уроки литературы». Приложение к журналу «ЛВШ», № 9, 2002.
- Соплова Т. Живопись и поэзия Максимилиана Волошина. – ЛВШ, № 4, 1996.
- Черкашины М. и В. «Дверь отперта. Переступи порог…». – «Уроки литературы». Приложение к журналу «ЛВШ», № 9, 2002.
- http://school-collection.edu.ru/
- http://fcior.edu.ru/