Значение гуманитарного профильного обучения в системе общего образования

Разделы: Русский язык, Литература


ПЛАН

  1. Профильное обучение - важный фактор экономического роста и обновления экономики.
  2. Задачи учителя, работающего в профильном классе.
  3. Основные задачи обучения русскому языку и литературе в профильном гуманитарном классе.
  4. Роль элективных курсов.
  5. Условия перехода к всеобщему профильному обучению.

Одним из основных условий достижения современного качества общего образования является введение профильного обучения в старших классах. Профильное образование - важный фактор экономического роста и обновления экономики, и поэтому должно быть ориентировано, прежде всего, на учащихся и рынок труда, а также должно быть эффективным и доступным.

Взаимосвязь общеобразовательных и профессиональных блоков создает условия для облегчения перехода молодежи из мира школы в мир труда.

Главной задачей учителя, работающего в профильном гуманитарном классе, является создание условий для подготовки высокообразованных, всесторонне развитых выпускников, ориентированных на продолжение образования по данному профилю, а также создания условий для осуществления профессиональных намерений наших выпускников.

Работа по профилизации должна начинаться еще в детском дошкольном учреждении, так как именно в раннем возрасте проявляются все способности ребенка, уделяется особое внимание интересам, склонностям детей. В начальной школе необходимо проводить уроки-экскурсии, уроки - погружения в профессию, наблюдать и сравнивать, делать выводы, рассуждать. Начиная с 5-го класса надо разделить детей на 2 потока обучения: профильные и общеобразовательные классы. Эта система обеспечивает гибкость разноуровневого обучения, которое позволяет учащимся при определенных условиях в течение всего времени обучения переходить с одного уровня на другой.

Особенностью учебного плана и учебных программ профильного гуманитарного класса является более глубокое изучение гуманитарных предметов по сравнению с общеобразовательными классами.

В профильных классах, каких бы новаций не требовало время, только на уроке, как сотни так и тысячи лет назад, встречаются участники общеобразовательного процесса: учитель и ученик. Урок интересен тогда, когда он современен - совершенно новый и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный.

Наверное, не каждый учитель знает, что этимология слова «урок» ведет свое начало от древнерусского «урекать» - испортить, навредить, изорудовать, навести сглаз. Сегодня это, к сожалению, так, потому что 80% детей уже «сломали» свои физиологические функции из-за бесконечных нагрузок и перегрузок. Впору над этим задуматься, потому что мы пытаемся учить всему. А надо ли учить всему?! Вот потому, видимо, профильное обучение является перспективным.

В настоящий момент существует еще много проблем в профильной подготовке - нет теории, предполагающей такие средства, методы, приемы, технологии, учебники, которые бы не противоречили поставленной цели образования. Но это, пожалуй, в перспективе доработается и разработается, а вот «сработает» ли профильная гуманитарная подготовка при поступлении в вузы, дает ли она гарантию поступления. Нет. Профиль будет актуален тогда, если школа будет заключать договоры с вузами. Но это невозможно даже теоретически: в стране нет такого количества институтов и университетов, которое приняло бы всех выпускников одного года. Да и готовить такое количество дипломированных специалистов, для которых фактически нет рабочих мест, ни одна цивилизованная страна позволить себе не может.

Сейчас «модные» профессии: экономисты, финансисты, новоявленные коммерческие специалисты, а как же быть филологам, историкам, журналистам, библиотекарям, переводчикам, психологам талантливым, начитанным, интеллигентным и всегда малооплачиваемым. Очень трудно убедить родителей, отстаивая гуманные мотивы, что быть гуманитарием престижно, потому что слышишь ответ: «Жизнь у нас такая, а не другая». Ведь цель профильного гуманитарного обучения - воспитать всесторонне развитую личность, порядочного человека, культурного, совестливого. Сила личности состоит в том, чтобы противостоять усредняющим влияниям среды и сохранить то личное, что не просто выделяет человека как индивидуальность, а возвышает над окружающими как личность, обладающую зарядом духовности. Гуманитарные предметы направлены на воспитание такой личности: литература дает практически ответы на все жизненные вопросы, история воспитывает патриота своей родины, что в наше время, к сожалению, редкость. Без иностранного языка сегодня не может развиваться не экономика, не культура.

Особое место в системе общего среднего образования занимает русский язык, что обусловлено его функциями. Русский язык является средством межнационального общения, средством приобщения учащихся к духовным богатствам русской литературы и культуры, он выступает в качестве посредника между родной и мировой культурой, служит опорой при обучении иностранным языкам.

Основные задачи обучения русскому языку в старших классах гуманитарного профиля следующие:

  • обеспечить владение русским языком как средством межнационального общения;
  • обеспечить уровень владения русским языком, необходимый и достаточный для получения гуманитарного образования на русском языке;
  • приобщить учащихся к русской культуре и литературе;
  • обеспечить речевую подготовку учащихся в том объеме, который необходим для будущей трудовой деятельности.

Задачи, стоящие перед курсом «Русский язык» в гуманитарных классах, могут быть успешно решены, если на занятиях и в самостоятельной работе использовать все виды языкового анализа. Фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа базируются на ранее полученных знаниях. Большое место должно быть отведено орфографическому и пунктуационному анализу, что обеспечивает прочные знания и повышает качество грамотного письма, культуру владения языком, совершенствует умения и навыки нормативного использования языковых средств. В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку необходимо анализировать тексты разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа.

Нынешние выпускники зачастую не умеют выражать свои мысли, грамотно говорить, поэтому для развития речи желательно использовать такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений и другие творческие задания. Эффективность работы обеспечивается сочетанием работы на занятиях и вне аудитории, а также правильно организованной самостоятельной работой. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно, являются более прочными, чем знания, полученные при пассивном восприятии.

Несомненным условием достижения современного качества образования является введение элективных курсов - курсов по выбору. Учащиеся должны самостоятельно выбирать курс, потому что, ясли им навязывать тот или иной курс, то никакого толка от его изучения не будет. Такой выбор должен быть не случайным, а обоснованным. Учащиеся должны иметь возможность заранее познакомиться с программой курса, но программы пишут для учителей, а для учащихся нет «ученического» варианта программы, написанного на языке, понятном для школьников.

Элективные курсы могут дать большое чувство удовлетворения, а сам опыт работы по преподаванию элективных курсов может стать важным фактором профессионального роста и иметь своим следствием новый взгляд на проблемы изучения нормативного курса.

Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы обязательны для старшеклассников.

Профильные курсы по русскому языку и литературе обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов. Одни из них могут являться как бы "надстройкой" профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. Примером таких элективных курсов могут служить курсы: "Основы журналистики", «Зарубежная литература», «Современный русский язык», «Практическая стилистика русского языка», «Культура речи».

Элективные курсы помогут школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне.

Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курс "Деловой русский язык".

Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д. Ведь давно известно, что школа - источник познания, но пользуется этим источником наши ученики только тогда, когда школьные предметы соответствуют их потребностям, интересам, запросам. Выигрыш элективных курсов здесь вне сомнения.

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, принятая Министерством образования РФ, вполне приемлемо для нынешней школы. Все определенные условия для перехода к профильному обучению у нас есть. Однако еще предстоит отработать программное обеспечение, укрепить производственную и техническую базу, теснее сотрудничать с вузами. За профильным обучением - будущее.