Знакомьтесь, поэт! О жизни и творчестве Е.Е.Пиетиляйнен

Разделы: Литература, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа, Краеведение

Классы: 9, 10, 11

Ключевые слова: Е.Е.Пиетиляйнен


Цель: подготовка к творческой встрече с Е.Е.Пиетиляйнен, поэтом и прозаиком, редактором журнала «Север».

Задачи:

  • Образовательная - познакомиться с жизнью и творчеством поэта.
  • Воспитательная - развивать эстетическое сознание обучающихся через знакомство с творческой деятельностью писателя.
  • Развивающая - формировать стремление к самореализации, к творчеству.

Формируемые универсальные учебные действия

  • Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно-следственных связей, аргументирование.
  • Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.
  • Личностные УУД: содействие развитию у учащихся критического мышления, поиску и определению учащимися собственных личностных смыслов и ценностных отношений.
  • Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения.

I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы подготовимся к встрече с творческим и талантливым человеком.

II. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин.)

Просмотр видеофильма: «Пиетиляйнен наградили «За верность Слову и Отечеству»

Зачем мы посмотрели этот видеофильм? (Чтобы начать знакомство с жизнью и творчеством поэта)

III. Изучение нового материала (25 мин.)

Елена Ивановна МАРКОВА, доктор филологических наук.

Автор более 120 научных трудов, в том числе 6 книг. Член Союза писателей России, заслуженный деятель науки Республики Карелия, в своей статье «Лирический триптих Елены Пиетиляйнен» писала об авторе следующее: «Долгое время знала одна она, что «родилась с ощущением слова». «Девочка в ярком платьице, с одуванчиковым венком», сделавшая свой первый шаг в Подпорожье, где в 1961 году появилась на свет. В светлые кондопожские годы радовала одноклассников стихами и сказками. Из стенгазеты ее лирические откровения переправились в республиканскую молодежную газету.

Они-то были и жили, да поэтесса затаилась, подписываясь иным именем. Стеснялась, стыдилась своего главного «я».

По окончании Петрозаводского университета уехала в Чупу Лоухского района. Кто не помнит Лоухи - хозяйку страны Похьелы, что в переводе на русский язык означает: страну северную и суровую. Там, в пространстве Полярного круга, учительствовала Елена Евгеньевна Пиетиляйнен, жена и мать двоих детей и никому не ведомая поэтесса. Нет, она сочиняла, и много - для школьных праздников - смешно, забавно, остро. А написанное душой и сердцем узнали лишь тогда, когда состоялась публикация в Москве - по итогам Международного конкурса «Глагол», объявленного в 1991 году журналом «Юность». Узнали, да не признали. За одной победой пришла другая: победила на Всероссийском конкурсе «Учитель года-1996» в Москве. Переехав с семьей в Петрозаводск, казалось, окончательно утвердилась на педагогическом поприще: заслуженный учитель Республики Карелия, кандидат педагогических наук, руководитель Центра развития образования, и… новый поворот судьбы. В 2007 году писатели просят (что бывает так редко!) возглавить журнал «Север» и избирают ее председателем Карельского регионального объединения Союза писателей России.

Этот послужной список следует дополнить списком из четырех книг: 3 - поэтических и 1 - в прозе для самых маленьких. О лирике и поведем речь.

Не раз говорилось, что биография поэта в его стихах. Да, зачастую явно или косвенно реальная биография проступает сквозь плотную ткань стиха.

Берешь книги Пиетиляйнен … где здесь красивая успешная женщина? Где этот трудоголик? Где этот напор? борьба за результат? улыбка, наконец?

- Какие биографические факты перекликаются с той информацией, которую вы узнали из видеофильма? Что узнали нового?

1. Знакомимся с основными фактами из биографии поэта (презентация, распечатки)

Пиетиляйнен Елена Евгеньевна

Дата рождения: 10.10.1961

Место рождения: г. Подпорожье Ленинградской области

Общие сведения:

    Главный редактор журнала «Север», председатель Карельского регионального отделения Союза писателей России, секретарь Правления Союза писателей России.
  • Лауреат премии президента Российской Федерации в области образования и науки (1996).

Лауреат поэтических конкурсов:

  • «Золотое перо России»,
  • «Душа и слово»,
  • «Звезда полей» (им. Н.Рубцова),
  • лауреат Всероссийской премии в области литературы и искусства имени Алексея Фатьянова,
  • обладатель всероссийской литературной премии «На встречу дня!» имени Бориса Корнилова (2019).

Автор 12 книг стихов и прозы

  • «Оттаявший свет» (Петрозаводск, 1998),
  • «Время дождей» (Москва, 2003),
  • «Предощущение» (Петрозаводск, 2010),
  • «Ниточка вечности» (Санкт-Петербург, 2012),
  • «От земли - и до рая...» (Петрозаводск, 2015),
  • «Между Ладогой и Онего» (Петрозаводск, 2016)
  • «Заповедник любви» (Петрозаводск, 2019).

Книги для детей:

  • «Большими шагами» (Петрозаводск, 2011),
  • «Кто живет в лесу и в доме?» (Петрозаводск, 2011),
  • «Счастливый случай» (Петрозаводск, 2014),
  • «Как добраться до Антарктиды?» (Петрозаводск, 2017),
  • «Тому везёт, кто сам везёт» (Петрозаводск, 2019).
  • Награждена медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени за заслуги в развитии средств массовой информации и многолетнюю плодотворную работу (Указ Президента Российской Федерации № 1476 от 8 ноября 2011 г.).

2. Просмотр видеоролика «Е.Пиетиляйнен День поэзии 2020»

Прослушивание стихотворений в исполнении автора и обсуждение.

Заповедник любви

Там чужие не ходят - там только свои.
Там едят с наших рук прирученные звери,
В заповедных лесах пахнет теплым доверием,
Ждут к себе
заповедники
нашей любви.
Позови за собою - туда позови,
Где в сосновых стволах - отраженное озеро,
Даже если разлукой
уже подморозило
Родники в заповедниках нашей любви.
Мой заветный родник
черноглазой смородиной,
Как руками возлюбленной, нежно обвит.
Пусть нас встретит опять хлебосольная родина
В золотых заповедниках
нашей любви...

- Как вы понимаете выражение «заповедник любви»? (Душа, куда пускают только любимых, «туристам» вход запрещен).

- Символом чего является родник? (Символом любви).

- Какая атмосфера в «заповеднике любви» («пахнет теплым доверием»)

* * *

Пусть нас никогда не покинет любовь,
Даже в минуты ожесточенья.
Пусть будет сердце приютом прощенья
В непредсказуемости любой.

Пусть нас никогда не покинет любовь,
Даже в минуты глухого бессилья.
Утешь меня словом, родная Россия,
И Чашу священную мне приготовь.

Пусть нас никогда не покинет любовь,
Даже в минуты отчаянной скорби.
Мой век, поседевший печалями сгорблен.
Но всходит звезда Вифлеемская вновь…

- Приютом чего является сердце? («приютом прощенья»)

- Что может спасти человека в «минуты глухого бессилья»? (Любовь)

- Самая главная строка в стихотворении, которая является рефреном? («Пусть нас никогда не покинет любовь».)

Русь

Утром сонные осины
моют ветви в облаках.
В детстве Русь меня носила
на березовых руках.
Убаюкивала ветром,
песней самою простой.
Обливала лунным светом,
как колодезной водой.
И, орган грозы настроив,
тишину - покой поправ,
укрепляла дух настоем
из огня и росных трав.
А когда душа приникла
в тихой горечи к полям,
угощала земляникой
солнечных своих полян.
И утраивались силы,
восставал бунтарский нрав!
Но лицом в подол России
из душистых, теплых трав
я в отчаянье безмерном
упаду еще не раз,
сохранив святую веру
в Бога. В Родину. И в нас.

- Какой литературный прием используется: «сонные осины моют ветви в облаках», «Русь меня носила на березовых руках». (Олицетворения)

- Какая вера может спасти человека «в отчаянье безмерном»? («вера в Бога. В Родину. И в нас»)

- Литературный стиль какого поэта напоминает это поэтическое произведение? (С.Есенина)

3. Чтение и анализ стихотворений (по распечаткам)

* * *

Как долго я вынашиваю слово,
Как медленно рождаются стихи.
Поэзия - неповторима. Словно
Волшебный облик четырех стихий:
Огонь - то кровь неистовствует в венах
И сердце жжет внезапною искрой.
Вода выносит кружевную пену,
Уж насладившись штормовой игрой.
Проветривает будни свежий воздух,
Космическою тайною маня.
Царапают небрежно небо звезды
И задевают, падая, меня.
Но сколько б я у неба ни просила,
О вдохновенье творческом моля,
И мудрый смысл, и жизненную
силу
Дает словам греховная
земля.

- О чем стихотворение? О каком сложном процессе? (о процессе творчества)

- Легко ли «рождаются стихи»? (Нет, «как долго я вынашиваю слово»)

- Что является источником творчества? («греховная земля», то есть жизнь)

МАМЕ

Позвоню -только ты не ответишь.
А приеду - не выйдешь встречать...
В твои окна стучится ветер
И скребутся дожди по ночам.

Мама, мама, и что мне делать?
Нелегко без тебя дышать.
Растворилось в планете тело,
Над планетой парит душа.

Мама, мама, созрели вишни -
Сладко кровоточат в горсти.
Пусть тебя бережёт Всевышний.
Ты меня береги. Прости...

- Каким чувством пронизано стихотворение? (чувством потери, растерянности: «Мама, мама! Ну что мне делать?»)

- Какой образ передает силу душевной боли лирической героини? («Вишни… кровоточат в горсти»)

* * *

Будьте около, будьте рядом,
Будьте подле меня и возле.
Будьте голосом, мыслью, взглядом,
Будьте «до» со мной, будьте «после».
Будьте тоже там, где мне надо быть.
Хоть и нет ничего бесполезней.
Будьте искрою, будьте снадобьем
Для меня от моих болезней.
От тревожности и отчаянья,
От беспомощного надрыва.
Будьте нежным моим молчанием,
Будьте паузой над обрывом.
Будьте,
Будьте со мною,
Будьте…
Голос мой - дуновение ветра.
Я - у камня на перепутье.
А до Вас - ведь всего полметра…

- В стихотворении часто повторяется глагол «будьте» в начале строк, как называется этот прием? (анафора)

- Как этот прием позволяет понять, что является самым важным в жизни для любящего человека? (Чтобы он был рядом)

* * *

Я уже не откликнусь - зови, не зови.
Окна липким дождем
вновь заклеила осень.
Я уже ничего не скажу о любви -
Безответную боль
дальше память относит.
Разучусь вспоминать
и не стану звонить.
Ждать случайных звонков
я давно перестала.
Выпускаю из рук золотистую нить -
Ту, что прежде тебя,
как молитва, спасала.
Я уже не откликнусь -
зови, не зови.
Вновь бинтует зима
город лентою белой.
Мое сердце оглохло. Душа онемела.
Я уже ничего не скажу о любви…

- О какой любви речь в стихотворении? (о безответной - «безответная боль»)

- Найдите строку, в которой говорится о том, что внутренняя связь с любимым человеком рвется. («Выпускаю из рук золотистую нить»).

- Какие олицетворения указывают на то, что любовь ушла? («Мое сердце оглохло. Душа онемела»)

* * *

Никто никому не нужен…
Лишь остывающий ужин
Не тронут. Один на столе.
И вечер длиною в сто лет
В оконном проеме сужен.
Никто никому не нужен.
Лишь капля долбит тишину,
И брызги летят в вышину -
Клочья растерзанной лужи.
Никто никому не нужен…
Лишь под железною кровлей
Пустующий дом обескровлен
Бездомной воинственной стужей.
Лишь вечер бинтует туже
Остывшие за день глаза.
И громко смеяться нельзя -
Сентябрь безнадежно простужен.
Никто никому не нужен…

- Какая строка передает чувство безысходности? («Никто никому не нужен…»)

- Найдите образы, которые передают чувство одиночества («Капля долбит тишину», «пустующий дом обескровлен», «сентябрь безнадежно простужен»)

Известнейший специалист по деревянной архитектуре Русского Севера, один из последних интеллигентов прошлого века доктор наук, профессор Орфинский сказал, что настоящее произведение высокого искусства в любой из сфер может состояться только тогда, когда в нём ощущается "аромат места".

Современный карельский писатель К.Гнетнев отметил, что «в поэзии Елены Пиетиляйнен этот аромат почувствуешь сразу - в мелодике, в словаре, в выборе темы. Север, Русский Север, его Душа и высокое очищающее влияние на сознание, на настроение, на все чувства. И ещё - смиряющее перед Богом ощущение бытия».

Прочитайте стихотворение и ответьте на вопрос:

- Какие образы в стихотворении передают «аромат» Карелии? («пахучий мох», «вены рек», «у елей растет борода», «деревянные…города»)

Между Ладогой и Онего,
Где горячий пахучий мох,
В колеснице июль проехал,
Август лето закрыл на замок.

Между Ладогой и Онего -
Жилы счастья и вены рек.
Путешествует на телеге
Странный искренний человек.

Между Ладогой и Онего,
Где у елей растет борода,
В предвкушении первого снега
Деревянные спят города…

СЕВЕРНОЕ ЛЕТО

Вдохновенно творит, как художник, природа,
Выбирая в палитре вдумчиво цвет.
И в прозрачных ночах на холсте небосвода
Золотою каймой проступает рассвет.
О, прозрачная ночь! Это - севера лето!
Не созрели еще и соцветия звезд.
Только ломтик луны рыхловатой и бледной
Осыпается вниз - в шелестящий овес.
Крошки птицы клюют, как молочные зерна.
Оттого до утра их слышны голоса.
И туманами томно исходят озера.
И росой, как слезой, истекают леса.
А в прозрачных лесах, как в прозрачных озерах
Все бесхитростно ясно, но тайной влечет.
И цветастую шаль - паутинку с узором
Мне накинуло лето легко на плечо...

- Найдите в стихотворении приметы северного лета. («Прозрачная ночь», «ломтик луны рыхловатой», «туманами томно исходят озера»)

***

Вновь с разбега- в янтарную Ладогу!
Словно конь молодой, ретивый,
запряженный в хрустальную радугу,
машет август сосновой гривой.

Увези меня в грезы летние,
увези же в воспоминания...
Бубенцами звенят последние
и надежды, и ожидания.

Вечной молодости напиться бы
из кипящей прибоем Ладоги!
Торопливо стучит копытцами-
летним ливнем- мой конь под радугой.

Так вези же, вези, вези меня!
Ухвачусь за ветра, свистящие!
Конь уперся в песок резиновый-
в золотое дно - в настоящее...

- С кем сравнивается август? (конь молодой, ретивый)

- Какие сказочные мотивы присутствуют в стихотворении? («Вечной молодости напиться бы из кипящей прибоем Ладоги!»: Ладога как источник вечной молодости)

4. Слушаем песню «Судьба моя - Карелия»

Стихи Елены Пиетиляйнен, музыка Сергея Суэтова, исполняет Кристина Семенова.

Судьба моя - Карелия (песня)

Карелия - гостеприимный край.
Распахнуты объятья старых елей.
Чаруют душу кантеле игра
И белых танец северных метелей.

Карелия - купель семи ветров,
Играющих волнами в Белом море,
Хозяйка кораблей и катеров,
Подруга в задушевном разговоре.

Глядят в Онего Кижей купола,
Над Ладогой плывет звон Валаама.
С Карелией делю я пополам
Печаль и радость, как их делят с мамой.

Карелия - любовь моих очей,
Ты, как невеста, празднично прекрасна.
Фата - из белых кружевных ночей,
И в косах - ленты рек твоих атласных.

А городов зовущие огни
Нарядны, как алмазы в ожерелье.
Карелия - души моей родник,
Ты жизнь моя, судьба моя - Карелия.

- Найдите в песне слова- символы Карелии («старые ели», «кантеле игра», «северные метели», «купель семи ветров», «Кижей купола», «звон Валаама»)

- В образе кого предстает Карелия? (невесты)

- Какая строка передает любовь к Карелии? («Ты жизнь моя, судьба моя - Карелия»).

IV. Составление вопросов по биографии и творчеству поэта (7 мин)

Вы познакомились с биографией поэта и некоторыми его поэтическими произведениями. Составьте вопросы к предстоящей встрече, но прежде познакомьтесь с памяткой, чтобы избежать «штампов» в своей речи.

Источник: Журналистика и медиаграмотность. Курс знакомит слушателей с базовыми принципами и технологиями работы журналистов и редакций СМИ. - URL: https://stepik.org/course/81/promo (дата обращения 10.10.2021). - Текст: электронный.

Избегаем штампов (смотрите памятку в презентации).

V. Рефлексия (2 мин)

Вы прикоснулись к поэтическому миру Е.Е.Пиетиляйнен. Закройте глаза, вспомните строки из стихотворений, которые сегодня прочитали, и запишите свои ассоциации к словосочетанию «поэзия Е.Е.Пиетиляйнен». (Любовь, Север, Русь, Карелия, творчество….)

Выберите стихотворение, которое готовы проиллюстрировать.

Список литературы

  1. Дерево песен: антология поэзии Карелии / Александр Валентик. - Петрозаводск: Острова, 2009. - С. 200-205. Имеется электронная копия
  2. Пиетиляйнен, Е.Е. Оттаявший свет: Стихи / Ред., авт. вступ. ст. Мишин А.И. - Петрозаводск: Файн Лайн, 1998. - 60с.
  3. Пиетиляйнен, Е.Е. Время дождей: [Сб. стихов] / Елена Пиетиляйнен. - Москва: Барс, 2002. - 151 с.
  4. Пиетиляйнен, Е.Е. Предощущение: [сборник стихов] / Елена Пиетиляйнен; [худож. Н. Трухин]. - Петрозаводск: [б. и.], 2010. Тип. им. П.Ф.Анохина. - 199 с.
  5. Пиетиляйнен Е. Между Ладогой и Онего: стихи / Елена Пиетиляйнен. - Петрозаводск: Острова, 2016. - 160 с.

Интернет-ресурсы

  1. Главный редактор. Пиетиляйнен Елена Евгеньевна. - URL:
    http://www.sever-journal.ru/glavnyj-redaktor/ (дата обращения 11.10.2021). - Текст: электронный.
  2. Е. Пиетиляйнен День поэзии 2020 - Изображение (движущееся; двухмерное): видео - 11 апр. 2020 г.// YouTube.com. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=E6fIz81b_ic - Режим доступа: свободный.
  3. Журналистика и медиаграмотность. Курс знакомит слушателей с базовыми принципами и технологиями работы журналистов и редакций СМИ. - URL: https://stepik.org/course/81/promo (дата обращения 11.10.2021). - Текст: электронный.
  4. Пиетиляйнен Елена Евгеньевна // Электронная библиотека авторов Карелии. - URL: http://avtor.karelia.ru/about/pietilyainen_elena.html?ord=207&ukazatel=1
  5. Пиетиляйнен наградили «За верность Слову и Отечеству» - Изображение (движущееся; двухмерное): видео - 30 март. 2016 г.// YouTube.com. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=3eCkEUvRWbk - Режим доступа: свободный.
  6. Судьба моя - Карелия - Изображение (движущееся; двухмерное): видео - 21 дек. 2019 г.// YouTube.com. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=_YPgzTtig2M - Режим доступа: свободный.