Первый урок по теме.
Цель урока – познакомить учащихся с авторским замыслом, анализ 1-2 явления 1 действия комедии, работа над выразительным чтением учащихся.
Ход урока
1. Я пригласила вас, господа, с тем, чтобы сообщить преприятное известие: мы начинаем разговор о Ревизоре.
2. Если бы вы были режиссерами, отважились ли в наше время поставить в своем театре, известном, популярном, пьесу Н.В. Гоголя?
– Да, пьеса современна (взятки, боязнь проверки, недобросовестное исполнение служебных обязанностей).
3. Для того чтобы ответить на данный вопрос аргументировано, необходимо «проникнуть» в художественную ткань произведения, что и является основной задачей наших встреч.
4. Интересно понять цели и задачи автора.
Учась в лицее, Гоголь мечтает о создании собственного школьного театра, играет в спектакле «Недоросль». Пройдут годы, и Гоголь станет автором сборников. Вспомните их название?
Наступит миг, когда писатель захочет создать драматическое произведение. Какие виды драматических произведений вы знаете?
– Учащиеся дают определения драмы, трагедии, комедии, водевиля, называя основные особенности данных жанров.
Гоголь захочет создать обязательно комедию. Как вы думаете почему?
– Учащиеся, опираясь на текст, предложенный в хрестоматии, указывают на особенности дарования Н.В. Гоголя.
5. У Н.В. Гоголя не было подходящего сюжета, помогла встреча с А.С. Пушкиным, подарившем писателю сюжет. Чтение отрывка из хрестоматии.
Так родилась комедия «Ревизор»
6. С чего начинается произведение?
– Эпиграф.
Предлагаем учащимся подумать над ролью эпиграфа в пьесе.
– Драматург подчеркивает объективность в описании событий и действующих лиц.
За эпиграфом следует описание действующих лиц. Нужна ли эта страница?
Чем объяснить присутствие в пьесе именно этих чинов?
– В ходе беседы выясняем, что город N-государство в миниатюре
Государство |
Город |
Сам автор так определял свой замысел: « В «Ревизоре» я решил собрать в одну кучу все дурное в России…»
7. Но в театре мы пьесу не читаем, а смотрим. Что же замещает страницу с описанием действующих лиц?
– Программа.
В Программе указаны не только действующие лица, но и актеры. Выберем режиссера, который «соберет» актерский состав.
8. Чтение по ролям 1 действие, явление 1, 2. Рецензия на чтение.
9. Беседа по прочитанному.
– Как вам было в доме городничего?
– Почему так витиевата первая фраза? (Для создания интриги)
– Что движет сюжет?
Страх.
Ситуация ревизора.
Ревизор |
Ревизуемые |
|
|
В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» море страха.
10. Н.В. Гоголь мечтал о единении людей. Видим ли мы такое единение в доме городничего?
– Да, но единение на основе страха, «уродливое».
Домашнее задание: Ответить письменно на вопрос «Как рождается смех в комедии?»