Цель: показать, что главным противником Базарова была сама жизнь, что именно она будет испытывать силу убеждений Базарова: любовью, дружбой, одиночеством.
Эпиграф:
“Я попытался в нем представить трагическое лицо”.
И.С. Тургенев
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение темы предыдущего урока.
- Учащиеся представляют компьютерную презентацию по теме “Словарь языка и стиля речи Базарова”.
- Беседа по вопросам. Анализ главы 10.
- По каким вопросам расходились Базаров и Павел Петрович?
- В чем суть их разногласий?
- Что вы не приемлете во взглядах Базарова?
Вывод (делают учащиеся): углубляется социальный конфликт:
- увеличивается число лиц, с которыми Базаров вступает в споры;
- увеличивается число вопросов, по которым мнение Базарова и других не совпадают:
А) столкновение с Павлом Петровичем;
Б) с Кукшиной и Ситниковым, примазавшимся к демократическому движению.
Учитель: Значит конфликт все-таки социальный?
Ученик: Да.
Учитель: А какую роль автор отводит таким персонажам, как Кукшина и Ситников?
Каково отношение Базарова к этим “нигилистам”?
Какие еще испытания готовит ему жизнь?
III. Мотивация учебно-познавательной деятельности, сообщение темы, цели урока.
IV. Работа над темой урока. Анализ главы 14-19.
1. Словарная работа.
Эмансипация (лат. Emancipatio) – освобождение от зависимости, угнетения, от предрассудков, отмена ограничений, уравнивание в правах (например, эмансипация женщин).
2. Сообщение учащихся о Кукшиной и Ситникове (с использованием текста романа).
(Учащиеся отмечают, что читательское отношение формирует употребление автором вульгарной лексики: Кукшина “якшается” со студентами; Ситников “толчется в Петербурге”.
Делают следующий вывод: Тургенев в сатирической манере рисует Ситникова и Кукшину, считает их никчемными людьми, временными попутчиками Базарова и “накипью нигилизма”).
Учитель: К числу противоречивых черт личности Базарова относят обычно противоречие между его высказываниями о любви и вспыхнувшем в нем большом чувстве и одиночеством. Давайте посмотрим, так ли это?
3. “Испытание любовью”.
Беседа по вопросам с использованием текста романа.
- Кто такая Одинцова? История её жизни?
- Какие отношения сложились у Базарова с Одинцовой? Первые впечатления.
- Что привлекло Одинцову в Базарове?
(Любопытство: узнать поближе этот новый для нее тип молодого человека, который привлек её своей незаурядностью. В основе её отношения – интерес к чему-то новому, в её чувствах и боязнь этого нового. Но она скоро поняла, что он герой не её романа, потому что основа её жизни – спокойствие. А с ним??! Буря и натиск.
Есть характерная деталь (слово) для определения её (Одинцовой) сути: ИЛИ! (Рискнуть, в омут любви с головой! Но, нет, спокойствие важнее всего). - Как выдерживал Базаров “испытание любовью”?
(Базаров столкнулся с силой, которая посерьёзнее всех претензий Павла Петровича. И эта сила – любовь. Трагедия Базарова не только в том, что любовь осталась безответной, и в том, что стала серьезным ударом по его убеждениям. Если раньше он мог вступить в спор с Павлом Петровичем, то здесь бороться не с кем – только лишь с самим собой. Ведь он считал, что любовь можно победить волевым усилием. Но жизнь оказалась сильнее его теоретических воззрений и убеждений и разбивает их напрочь).
Учитель: И все-таки глубина и сила чувства Базарова вызывает уважение.
Он превосходит Одинцову, и в этом смысле одерживает победу, хотя она имеет видимость поражения.
V. Базаров, к барьеру!
Представьте, что Базаров вошел к вам в класс.
Какие вопросы вы бы ему задали? (опираясь на текст).
(Один ученик выступает в роли Базарова и отвечает на вопросы).
Учащиеся:
- Кто вы есть, господин Базаров?
- Ваше жизненное кредо?
- Что лучше: построить дом на крепком фундаменте или все разрушить и заново копать котлован?
- Почему же тогда вы предлагаете “место расчистить, а строить потом”?
- Считаете ли вы себя действительно нигилистом или это только форма?
- Есть ли у вас программа действий? Как вы собираетесь обустроить Россию?
- Меня шокировало ваше отношение к женщине. Неужели вас ничего не привлекало, кроме физиологии?
- Интересно. А если бы Одинцова не была барыней, влюбились бы вы в неё?
- У нас с вами разные эстетические ценности, но я тоже не понимаю Рафаэля, классическую музыку. А вот роль литературы, на мой взгляд, бесспорна. Опровергните меня!
- Мне нравятся ваши слова, что “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”, а вот нужно ли работника учить и контролировать, чтобы он “дров не наломал”? Или еще какие-то рычаги должны быть?
- Ваши слова: “Измените общество…” А кто должен менять? Кто-то прилетит с другой планеты? Наведет у нас порядок?
- Бесспорно, вы сильный человек, со стержнем. Кого из нас вы взяли бы в ученики и последователи?
Домашнее задание.
Главы 20-21. Родители Базарова.
Индивидуальное задание.
Анализ главы 24 “Дуэль”.