Урок по внеклассному чтению в 4-м классе "Сказки — что мы о них знаем"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цель :

  • определить основное назначение сказки;
  • выделить основные отличия авторских сказок от народных;
  • раскрыть красоту и величие русского языка.

Задачи:

  • выделить сходство и отличие авторских и народных сказок;
  • учится определять в сказках главную мысль и поучительный урок;
  • развивать устную речь детей, умение передавать содержание сказки через эмоции;
  • заинтересовать детей в чтении худ. литературы;
  • мотивировать учащихся к работе на компьютере с образовательной целью.

I. Орг. момент

Включена музыка на 15 сек.

- Ребята, какое настроение на вас навеяло эта музыка?

- Какое домашнее задание было у вас на сегодгяш6ий урок?

( Дети по предложению учителя приготовили инсценирование сказок в группах. “ Сказка о глупом мышонке” Маршак С.Я., “ Сказка о золотой рыбке” Пушкин А.С., “ Морозко” рус.народная )

II. Тема урока.

-Чем будем заниматься на уроке?

- Наш урок посвящен сказкам , поговорим какие бывают сказки, что мы о них знаем.

- Почему вы готовили сказки только русских авторов или народные?

- 2007 году у нас прошел как “Год Русского языка”. Нашему языку посвящено очень много крылатых выражений, пословиц, стихов известных философов, писателей и многих других людей.

“ Нам дан во владения самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык” Паустовский К.Г.

“ Русский язык в умелых руках и в опытных устах- красив, певуч. Выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен” Куприн А.И.

III. Проверка дом. задания

- Вот настал момент когда вы можете показать свое великолепное умение владеть русским языком.

- Зрители будут оценивать и давать анализ игре всех членов выступающей группы.

Критерии мы с вами уже обсуждали когда получали дом.задание.

( Лист оценивания: )

ФИО Знание текста Четкость речи артистичность эмоциональность костюмы средний балл

( средний балл- каждый пункт оценивается от 1 до 5 , затем все они складываются и делятся на 5)

( Дети показывают инсценировки заранее приготовленные. После всех выступлений дается оценка игре)

IV. Работа по теме урока

- Какие сказки вы смотрели?

- Похожи ли сказки авторские и народные? Чем?

  1. Есть элементы сказочного построения ( троекратные повторы, начало, концовки)
  2. Волшебство и вымысел входят в основу сюжетов сказок.
  3. Каждая сказка заканчивается победой добра над злом.
  4. Можно поделить на жанры все сказки: бытовые, о животных, волшебные, богатырские и филосовские.)

- А в чем отличие авторских сказок от народных ?

  1. Мир добр и зла не так резко разграничен . Часто добрые герои прощают зло отрицательным героям или зло само сея наказывает.
  2. Герои сказок выступают одновременно на просто добрые и злые , а разные.
  3. В таких сказках чувствуется отношение самого автора к главным героям: любовь, сострадание, ненависть, осуждение и т.д.
  4. Язык в авторских сказках поэтичнее, образнее, много авторских эпитетов, олицетворений, крылатых выражений, которые надолго запоминаются читателями и цитируются.

- Какие из прочитанных дома сказок вам особенно запомнились? Чем?

V. Работа с компютером.

“ Дидактическая игра по сказкам” (Приложение1.)

( Дети по парам садятся за компьютеры, и каждая группа играет в своем режиме.)

VI. Итог.

( Перед каждым ребенком лежит лист с пословицами

Пословицы:

Сделай добро, добро к тебе и вернется.

От добра добра не ищут.

Жадность до добра не доведет.

Счастье без ума – дырявая сума.

Знаючи недруга, не зови на пир.

Друга ищи, а найдешь – береги!)

- Каким произведениям был посвящен наш урок?

- Что несет в себе каждая сказка ? Какое крылатое выражение есть подтверждающее поучительный смысл каждой сказки?

- Посмотрите на пословицы, которые лежат перед вами. Давайте вспомним наш театр в начале урока, дидактическую игру и подберем подходящие пословицы к увиденным и услышанным сказкам.

( Дети называют сказку , подбирают к ней пословицу и объясняют почему)

VII. Домашнее задание.

( Для того чтобы детей заинтересовать в дальнейшем вдумчивом чтении сказок и дать дом. задание, детям задаются вопросы в виде викторины и в конце дается задание)

Викторина :

  1. На каком по счету балу золушка потеряла туфельку?
  2. В какой сказке,и какой герой нашел свое счастье благодаря скромному цветку?
  3. Из какой сказки Пушкина эти слова:

“Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу”

  1. В какой сказке лягушка научилась летать?

Прочитать к следующему вн.чтению литературные сказки по выбору:

  1. В.Ф. Одоевский “ Городок в табакерке”
  2. С.Т.Аксаков “Аленький цветочек”
  3. В.М. Гаршин “ Лягушка- путешественница”, “ Сказка о жабе и розе”
  4. А.С.Пушкин “ Сказка о золотом петушке”