Цель :
- определить основное назначение сказки;
- выделить основные отличия авторских сказок от народных;
- раскрыть красоту и величие русского языка.
Задачи:
- выделить сходство и отличие авторских и народных сказок;
- учится определять в сказках главную мысль и поучительный урок;
- развивать устную речь детей, умение передавать содержание сказки через эмоции;
- заинтересовать детей в чтении худ. литературы;
- мотивировать учащихся к работе на компьютере с образовательной целью.
I. Орг. момент
Включена музыка на 15 сек.
- Ребята, какое настроение на вас навеяло эта музыка?
- Какое домашнее задание было у вас на сегодгяш6ий урок?
( Дети по предложению учителя приготовили инсценирование сказок в группах. “ Сказка о глупом мышонке” Маршак С.Я., “ Сказка о золотой рыбке” Пушкин А.С., “ Морозко” рус.народная )
II. Тема урока.
-Чем будем заниматься на уроке?
- Наш урок посвящен сказкам , поговорим какие бывают сказки, что мы о них знаем.
- Почему вы готовили сказки только русских авторов или народные?
- 2007 году у нас прошел как “Год Русского языка”. Нашему языку посвящено очень много крылатых выражений, пословиц, стихов известных философов, писателей и многих других людей.
“ Нам дан во владения самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык” Паустовский К.Г.
“ Русский язык в умелых руках и в опытных устах- красив, певуч. Выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен” Куприн А.И.
III. Проверка дом. задания
- Вот настал момент когда вы можете показать свое великолепное умение владеть русским языком.
- Зрители будут оценивать и давать анализ игре всех членов выступающей группы.
Критерии мы с вами уже обсуждали когда получали дом.задание.
( Лист оценивания: )
ФИО | Знание текста | Четкость речи | артистичность | эмоциональность | костюмы | средний балл |
( средний балл- каждый пункт оценивается от 1 до 5 , затем все они складываются и делятся на 5)
( Дети показывают инсценировки заранее приготовленные. После всех выступлений дается оценка игре)
IV. Работа по теме урока
- Какие сказки вы смотрели?
- Похожи ли сказки авторские и народные? Чем?
- Есть элементы сказочного построения ( троекратные повторы, начало, концовки)
- Волшебство и вымысел входят в основу сюжетов сказок.
- Каждая сказка заканчивается победой добра над злом.
- Можно поделить на жанры все сказки: бытовые, о животных, волшебные, богатырские и филосовские.)
- А в чем отличие авторских сказок от народных ?
- Мир добр и зла не так резко разграничен . Часто добрые герои прощают зло отрицательным героям или зло само сея наказывает.
- Герои сказок выступают одновременно на просто добрые и злые , а разные.
- В таких сказках чувствуется отношение самого автора к главным героям: любовь, сострадание, ненависть, осуждение и т.д.
- Язык в авторских сказках поэтичнее, образнее, много авторских эпитетов, олицетворений, крылатых выражений, которые надолго запоминаются читателями и цитируются.
- Какие из прочитанных дома сказок вам особенно запомнились? Чем?
V. Работа с компютером.
“ Дидактическая игра по сказкам” (Приложение1.)
( Дети по парам садятся за компьютеры, и каждая группа играет в своем режиме.)
VI. Итог.
( Перед каждым ребенком лежит лист с пословицами
Пословицы:
Сделай добро, добро к тебе и вернется.
От добра добра не ищут.
Жадность до добра не доведет.
Счастье без ума – дырявая сума.
Знаючи недруга, не зови на пир.
Друга ищи, а найдешь – береги!)
- Каким произведениям был посвящен наш урок?
- Что несет в себе каждая сказка ? Какое крылатое выражение есть подтверждающее поучительный смысл каждой сказки?
- Посмотрите на пословицы, которые лежат перед вами. Давайте вспомним наш театр в начале урока, дидактическую игру и подберем подходящие пословицы к увиденным и услышанным сказкам.
( Дети называют сказку , подбирают к ней пословицу и объясняют почему)
VII. Домашнее задание.
( Для того чтобы детей заинтересовать в дальнейшем вдумчивом чтении сказок и дать дом. задание, детям задаются вопросы в виде викторины и в конце дается задание)
Викторина :
- На каком по счету балу золушка потеряла туфельку?
- В какой сказке,и какой герой нашел свое счастье благодаря скромному цветку?
- Из какой сказки Пушкина эти слова:
“Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу”
- В какой сказке лягушка научилась летать?
Прочитать к следующему вн.чтению литературные сказки по выбору:
- В.Ф. Одоевский “ Городок в табакерке”
- С.Т.Аксаков “Аленький цветочек”
- В.М. Гаршин “ Лягушка- путешественница”, “ Сказка о жабе и розе”
- А.С.Пушкин “ Сказка о золотом петушке”