Урок по комедии А.Грибоедова "Горе от ума". Тема: "Кого любит Софья Павловна? 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Цель: выявить любовные отношения главных героев.

Подготовительный этап: выбирается творческая группа – актеры 4 человека.

ХОД УРОКА

1. Инсценированный отрывок

Действие 1, явление 5.

Лиза.

Твердила я: в любви не будет в этой прока.
Ни во веки веков.
Как все московские, ваш батюшка таков:
Желал бы зятя он с звездами да с чинами,
А при звездах не все богаты, между нами;
Вот, например, полковник Скалозуб:
И золотой мешок, метит в генералы.
София. Куда как мил! и весело мне страх
Выслушивать о фрунте и рядах;
Он слова умного не выговорит сроду, –
Мне все равно, что за него, что в воду.

Лиза.

…Но будь военный, будь он статский,
Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий!

Действие 1, явление 7.

Чацкий.

Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног.
Ну поцелуйте же! Не ждали? Говорите!
Что ж, рады? Нет? В лицо мне посмотрите,
Удивлены? И только? Вот прием!
… Ни на волос любви!

Софья.  Ах, Чацкий, я вам очень рада.

Чацкий.

В 17 лет вы расцвели прелестно,
Неподражаемо, и это вам известно…
Не влюблены ли вы? прошу мне дать ответ.

Софья.

Да хоть кого смутят
Вопросы быстрые и любопытный взгляд.

Чацкий.

Звонками только что гремя,
И день и ночь по снеговой пустыне
Спешу к вам, голову сломя,
И как вас нахожу? В каком-то строгом чине!
И все-таки я вас без памяти люблю.
Велите ж мне в огонь: пойду, как на обед.

Софья. Да, хорошо – сгорите, если ж нет?

(Уходит)

Чацкий. Как хороша!

Действие 2, явление 11.

Софья.

Молчалин! Как во мне рассудок цел остался!
Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!
Зачем же ей играть, и так неосторожно?

Молчалин.

Софья Павловна, вы слишком откровенны
Ах, злые языки страшнее пистолета.

(Уходит)

Софья. Зачем сюда бог Чацкого принес!

Действие 2, явление 12.

Молчалин. Веселое созданье ты! Живое!

Лиза. Прошу пустить.

Молчалин.

Какое личико твое!
Как я тебя люблю!

Лиза. А барышню?

Молчалин. Ее по должности, тебя…

Лиза.

…от скуки.
Прошу подальше руки!

(Молчалин уходит)

Она к нему, а он ко мне,
А я …как не полюбить буфетчика Петрушу!

Действие 3, явление 1.

Чацкий. Кого вы любите?

Софья.

Ах, боже мой! весь свет!
…Молчалин вам наскучил бы едва ли,
Когда б сошлись короче с ним.

Чацкий. Зачем же вы его так коротко узнали?

Софья.

Я не старалась: бог нас свел.
Он уступчив, скромен, тих,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, –
Вот я за что его люблю.

Чацкий.

Шалит, она его не любит…
Но Скалозуб? Вот загляденье;
… Лицом и голосом герой…

Софья. … не моего романа.

Действие 4, явление 11.

Молчалин.

Я в Софье Павловне не вижу ничего
Завидного. …Любила Чацкого когда-то,
Меня разлюбит, как его.
…желал бы вполовину
К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе;

Лиза. Прошу пустить!

Молчалин.

Пойдем любовь делить плачевной нашей крали,
Дай, обниму тебя от сердца полнота

(Лиза не дается)

Зачем она не ты!

Молчалин. Как! Софья Павловна…

Действие 4, явление 13.

Чацкий.

Вот наконец решение загадке!
Вот я пожертвован кому!
…Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил! …летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.
Пред кем я давиче так страстно и так низко
Был расточитель нежных слов!
А вы! о боже мой! кого себе избрали?
Когда подумаю, кого вы предпочли!
Зачем меня надеждой завлекли,
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?!

София. Не продолжайте, я виню себя кругом.

Ученики выходят на поклон, зрители выбирают лучшего артиста.

Вопросы к классу

1. С какой целью Софья рассказывает сон отцу?
2. Что привело Чацкого в первое же утро его приезда в Москву в дом Фамусова?
3. Что произошло в доме за время его отсутствия?
4. Чем вызывает Чацкий неприязнь Софьи?
5. Чем раздражен и встревожен Фамусов?
6. Каково окружение Софьи, как оно влияет на нее?
7. Чему учит Фамусов дочь?
8. Какое влияние оказывает Молчалин на Софью?
9. Как возникает сплетня о сумасшествии Чацкого, кто ее автор?
10. Почему Чацкий не верит в любовь Софьи к Молчалину?
11. Что раздражает Чацкого во время разговора с Молчалиным?
12. Почему так уверен в своей позиции Молчалин? Чем подкрепляется эта спокойная самоуверенность?
13. Каким сценическим приемом Грибоедов подчеркивает одиночество Чацкого?
14. Кого же любит Софья Павловна?
15. Чем объяснить, что Софья так долго не могла разглядеть истинное лицо Молчалина?
16. В чем винит себя Софья?
17. Почему этой репликой героини не заканчивается пьеса?

2. Ролевая игра

– Автора! Автора! Автора! Автора!

Вопросы к А.С. Грибоедову

1. Долгое время Чацкий воспринимался как революционер, монологи Чацкого переписывались и цитировались декабристами и их друзьями. А как вы относитесь к декабристскому восстанию?
2. Чацкий глуп в своем выборе Софьи. Он неудачник, т.к. не сделал карьеры, прервал связи с нужными людьми. Он всех разоблачает, поэтому одинок. Какую вы преследовали цель: возвеличить его или посмеяться над ним?
3. В чем основной конфликт пьесы?
4. О чем эта пьеса?
5. Почему вы поменяли название? В чем разница: «Горе уму»; «Горе от ума»? Кому горе? Чацкому? А разве он умен?
6. Чацкий высмеивает Молчалина. Но Молчали, благодаря заветам отца, которые он выполняет, не имеет врагов, а Чацкий их имеет в большом количестве?
7. Что общего между Чацким и Молчалиным?
8. Где союзники Чацкого в пьесе?
9. Почему у пьесы именно такой финал?
10. Вы не разделяли взгляды декабристов. В чем были ваши разногласия?
11. Вы женились по любви. Это вызов обществу?
12. Чацкий – это вы?
13. Оба Александры. Это совпадение?
14. Кто счастлив в вашей комедии?
15. Вы счастливый человек?
– К вам Александр Андреевич Чацкий!

Вопросы к А.А.Чацкому

1. Разговаривая с Фамусовым, вы разоблачали идеалы этого общества, рискуя разгневать его. И это было бы препятствием вашему сватовству. Не считаете ли вы, что это глупо?
2. Скажите, может быть Софья права, объявив вас сумасшедшим?
3. Какому делу вы себя посвятили?
4. Где же ваши единомышленники?
5. Что будет с вами после отъезда из дома Фамусовых?
6. Скажите, вы чувствуете себя победителем или побежденным?
7. Ум и счастье. Какая между ними связь?

3. Вывод по уроку

– Урок был очень ярким и интересным. Учащиеся задавали много вопросов. Эту творческую работу решили перенести на дом.

4. Домашнее задание: сочинение-письмо любому персонажу комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Приложение 1