Цели урока:
- Познакомить уч-ся с личностью и творчеством А. Вознесенского.
- Учить анализу поэтического текста.
- Развивать навыки работы со стихотворениями.
- Воспитывать уважение к русской истории и культуре.
Оборудование:
- Портрет А. Вознесенского.
- Графические работы поэта.
- Видеозапись из рок- оперы « Юнона и Авось».
Ход урока
Эпиграф урока: « Все прогрессы реакционны, если рушится человек». (А. Вознесенский)
1. Слово учителя. 12 малоизвестных фактов из жизни А. Вознесенского.
1) А. Вознесенский - чемпион публичных чтений, он собирал тысячные аудитории в Лужниках. В личном же общении сдержан, никогда не произносит громких слов.
2) Также как И. Архипова и А. Макаревич, Вознесенский закончил архитектурный институт.
3) Любимым состоянием природы для Вознесенского, возможно, является оттепель, так как именно «хрущевская оттепель» породила Вознесенского- поэта.
4) Хрущёв публично кричал на Вознесенского на весь Кремль (1963г.), Брежнев в Кремле подписал указ о присуждении поэту Госпремии (1978г.)
5) А.Вознесенский находит удовольствие в обществе просвещенных собеседников, таких как Б. Пастернак и Р. Рейган; и прекрасных дам, таких как Майя Плисецкая и Жаклин Кеннади - Онассис.
6) А. Вознесенский – автор поэмы с самым коротким названием «О».
7) Вознесенский не одевается ни у Зайцева, ни у Юдашкина. Но его безошибочно можно узнать по клетчатому пиджаку и пестрому шейному платку вместо галстука.
8) В 1963 г. Вознесенский скрывался на чужих дачах, боясь, что его вышлют из страны, после его выступления в Кремле на встрече писателей с Хрущёвым, где поэт начал своё выступление словами: «Я не коммунист…», чем вызвал поток ругани со стороны Хрущёва.
9) Вознесенский создал новый вид искусства – видиомы, объясняя это тем, что «…в России визуальная культура никогда не соперничала с культурой слова. Но христианство утверждает себя именно через зрительное. Глаз – это парусник духа».
10) Шумный успех и существование на публике сопутствуют ему всю жизнь.
11) В «Большой Советской энциклопедии» о нем сказано, что его стихи остросовременны, отличаются усложненной образной и ритмической структурой.»
12) Как-то Вознесенский сказал: « Я и во сне не могу помыслить о том, чтобы навсегда уехать из России. Россия - единственная страна , для которой поэзия - основа основ. Ты не можешь покинуть её.»
2. Учитель. Сегодня мы попробуем с вами проникнуть в творческую мастерскую поэта, рассмотрев только одно его произведение. Это одно из самых известных стихотворений А. Вознесенского.
(Чтение стихотворения «Сага» учителем, не называя его.)
3. Работа со стихотворением.
1) Как бы вы озаглавили это стихотворение?
2) Давайте попробуем подобрать название из классики (названия стихотворений А. Пушкина) и из названий стихов самого Вознесенского.
Учащиеся получают справочную таблицу:
Пушкин |
|
|
Вознесенский |
«Элегия» |
|
«Для всех - вне звёзд» |
3) Найдите в стихотворении, на ваш взгляд, строку, характерную для 19 века, для 21 века, строку, которая показалась вам необычной, строки, характерные, на ваш взгляд, именно Вознесенскому.
4) Как вы думаете, к каким художественным произведениям это стихотворение может служить эпиграфом?
(« Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мастер и Маргарита» и др.)
5) Вспомните стихотворения русских поэтов, где мы слышим мотивы, созвучные мотивам стихотворения Вознесенского?
(Чтение уч-ся заранее подготовленных отрывков из стихотворений: Пушкин «Я помню чудное мгновенье», Тютчев «Я встретил Вас», Симонов «Жди меня», Шекспир «Сонет 90», А. Кочетков «С любимыми не расставайтесь», М. Цветаева « Мне нравится»)
6) У автора это стихотворение называется « Сага» (сага- повествование). В самом названии есть какая-то недосказанность. Какая сага? Сага о чём? Или о ком? Вспомните произведения, где в названии встречается это слово?
(«Сага о Форсайтах» Голсуорси, «Московская сага» В. Аксёнова.)
7) Продолжите «сагу» Вознесенского…. «Сага о…»
(Например, «Печальная сага о влюблённых».)
4) Учитель. Это стихотворение было написано в 1977г., позже поэт включил его в либретто оперы по своей поэме «Авось». Так появился знаменитый спектакль театра « Ленком» «Юнона» и « Авось», который рассказывает о жизни и любви Николая.
Рязанова. Действительный камергер, посол японский, создатель японского словаря, мечтательный коллега и знакомец Державина и Дмитриева, одержимый бешеной идеей, измученный бурями, добрался он до Калифорнии. Был апрель. В Сан-Франциско, надев парадный мундир, Рязанов пленяет Кончу Аргуэльо, прелестную дочь коменданта города. Они обручились. Внезапная гибель Рязанова помешала свадьбе. Конча постриглась в монахини. Так появилась первая монахиня в Калифорнии.
5) Чтение заранее подготовленными уч-ся отрывков из поэмы:
- Молитва Кончи Аргуэльо - Богоматери.
- Молитва Резанова - Богоматери
6) Просмотр отрывка из видеофильма «Юнона» и «Авось». (Исполнение романса на текст стихотворения «Сага»).
7) Подведение итогов урока.
Задание на дом:
- Выучить стихотворение наизусть.
- Какие художественные средства помогают автору показать драматизм чувств лирического героя?