Урок по литературе "Серебряный век русской поэзии. Творчество З.Гиппиус в констексте литературного движения эпохи"

Разделы: Литература


Цель урока:

  • познакомить с творчеством поэта-символиста З.Гиппиус,
  • дать представление о философской основе творчества, излюбленных художественных приемах;
  • продемонстрировать отличия стихотворений З.Гиппиус от стихотворений представителей других модернистских течений.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Методические приемы: сообщение ученика в форме презентации, аналитическая беседа.

План урока.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Сообщение ученика в форме презентации.
  3. Чтение и анализ стихотворения З.Гиппиус “Перебои”.
  4. Работа с текстами стихотворений З.Гиппиус “Песня”, А.Ахматовой “Песенка”, В.Хлебникова “Там, где жили свиристели...”.
  5. Вывод по уроку. Место, занимаемое З.Гиппиус в поэзии начала ХХ века, особенности ее поэзии.
  6. Домашнее задание. Сделать письменный анализ стихотворения З.Гиппиус “Песня”.

Ход урока

Вступительное слово учителя. Серебряный век отмечен целыми созвездьями феноменальных поэтических дарований, и Зинаида Николаевна Гиппиус – один из наиболее интересных и сравнительно мало изученных поэтов. В отличие от творчества Д.С.Мережковского, Ф.Сологуба, В.Брюсова, А.Белого, А.Блока и других представителей русского символизма, творчество З.Н.Гиппиус практически не известно широкому кругу читателей, что связано, с одной стороны, с особенностями ее мировоззрения, ее политическими взглядами, а с другой – с тем, что за свою долгую жизнь она написала не так много стихотворений, поскольку считала более важной для себя общественную деятельность. С творчеством этой несомненно талантливой женщины нас сейчас познакомит Н.Бобкова.

Сообщение ученика в форме презентации.

  1. Биография З.Н.Гиппиус.
  2. Философская основа творчества.
  3. Особенности лирики.
  4. Чтение наизусть стихотворения З.Н.Гиппиус.

Аналитическая беседа по стихотворению З.Гиппиус “Перебои”.

Каковы тема и идея стихотворения? (Тема красоты и притягательности смерти, дающей покой и радость, идея заключается в том, что по сравнению с суетой и монотонностью жизни смерть, дающая покой и блаженство, воспринимается как благо).

Какова композиция данного стихотворения? Как движется мысль автора в произведении? Какие этапы проходит? (Стихотворение построено на антитезе, 2 противопоставленные части с разной рифмовкой: 1,3 строфы – перекрестная, 2 – парная, на последней строке – 1 слово, что подчеркивает его значимость. Авторская мысль проходит несколько этапов в постижении сущности мира: 1 строфа – момент остановки сердца, предчувствие смерти, прикосновение к сокровенным тайнам бытия. 2 строфа – возврат к жизни и иное видение ее по сравнению со счастливым ожиданием и предчувствием смерти: на первый план выходит восприятие жизни как движения по кругу, несвобода, необходимость подчиняться законам бытия, суета, дисгармония. 3 строфа – новое столкновение со смертью, но после постижения сущности жизни лирический герой уже не хочет возврата к суете и бессмысленности, и с благодарностью принимает смерть, растворяется в ней, о чем свидетельствует последняя строка стихотворения).

Каков лирический герой стихотворения? (Человек, соприкоснувшийся с иным миром и не желающий суеты и беспокойства жизни. Он способен ощутить прелесть инобытия, постичь высшую правду и отказаться от обыденного мира).

Каков психологический смысл названия стихотворения? (“Перебои” - символ, указывающий на то, что только во время прекращения биения сердца и остановки жизни человек в состоянии прикоснуться к инобытию. Перебои – путь познания. Когда жизнь мчится по кругу, у человека нет времени, чтобы остановиться и задуматься. Надо прервать это движение, остановиться, чтобы в этот краткий момент истины прикоснуться к тому непознаваемому и притягательному, что заключается в прекращении бессмысленного движения и смерти).

Как название связано с построением стихотворения? (Стихотворение построено по принципу антитезы; осознание лирическим героем истины происходит в три этапа: прикосновение к инобытию, возврат к жизни, снова инобытие, но к этому моменту герой понимает, к чему ему удалось приблизиться и уже не хочет возвращаться в реальный мир. Это происходит скачкообразно (“вдруг”), поэтому стихотворение и называется перебои).

Как меняется настроение в процессе развития мысли поэта? (1 строфа – мечтательность, веселье, беспокойство, но не тревога, а скорее радостное предчувствие. 2 строфа – дисгармония, беспокойство, боль, тревога, ощущение замкнутого круга, вырваться из которого невозможно, чувство изначальной предопределенности всего происходящего. 3 строфа – блаженство, предчувствие освобождения, умиротворение).

Какие художественные средства поэт использует для донесения до читателя собственных мыслей и чувств? (1, 3 и 2 строфы имеют разный стихотворный размер (трехстопный дольник – четырехстопный хорей); во 2 строфе – анафора, повторы, синтаксический параллелизм; лексика 1.3 строфы – весело, радости, слова, написанные в середине строки с большой буквы – Ты, Единая, Верная (эвфеминистические обозначения смерти). В 1 строфе смерть не названа, герой еще не знает, к чему он прикоснулся – “кто-то” с маленькой буквы. В 1 и 3 строфах – ассонансы, во 2 – аллитерация).

Какую роль в тексте играют многоточия? (Намек на нечто высшее, недоступное пониманию и восприятию. Присутствуют в 1 строфе и в 3 – до момента полного проникновения в суть вещей, принятия под взором смерти окончательного решения соединиться с ней. После этого не остается неясностей и недомолвок – многоточия пропадают. Во 2 строфе нет многоточий, поскольку жизнь понятна и безынтересна).

Каково ваше впечатление от стихотворения? Близка ли тема? Не возникает ли ощущения, что автор прав?

Работа с текстами стихотворений З.Гиппиус “Песня”, А.Ахматовой “Песенка”, В.Хлебникова “Там, где жили свиристели...”. Учащимся предлагаются тексты трех стихотворений без указания автора; они должны найти среди них стихотворение З.Гиппиус и доказать, что именно она является автором, используя сведения, полученные из презентации. Другие два стихотворения учащиеся должны отнести к соответствующим направлениям (акмеизм и футуризм), используя информацию, полученную на предыдущих уроках. По возможности указать автора.

Вывод по уроку. Серебряный век русской поэзии обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали слову невиданную ранее многозначность, открыли в нем множество дополнительных оттенков и смыслов. Но главное – символизм пытался создать новую философию культуры, выработать новое мировоззрение. И в становлении и оформлении данного метода нельзя преуменьшить роль З.Гиппиус, стоявшей у его истоков вместе с Д.С.Мережковским.

Домашнее задание. Письменно сделать анализ стихотворения З.Гиппиус “Песня”.