Душой ли, славу полюбившей, Ничтожность
в мире полюбить?
Душой ли, к счастью не остывшей, Волненья мира не
испить?
Н.В.Гоголь
Своё самое главное произведение Н.В.Гоголь назвал «Мёртвые души» и выразил в этом названии великую тайну своего творчества.
Что может дать пользу душе, а что вред? Под таким углом зрения предлагаю ребятам начать осмысление поэмы «Мёртвые души» в контексте «Авторской исповеди», создавая нравственно-философскую и психологическую интерпретацию текста. Формулирую цель, используя высказывание Гоголя: «Вовсе не губерния, и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет "Мёртвых душ". Это пока ещё тайна, которая должна быть вдруг, к изумлению всех (ибо ни одна душа из читателей не догадалась), раскрыться в последующих томах». Именно своей таинственностью и неразгаданностью привлекает сегодняшних десятиклассников исследовательская работа над «Мёртвыми душами». Обращаюсь к ещё одному высказыванию Гоголя: «Я приглашаю рассмотреть ближе свой долг и обязанность земной своей должности, потому что это уже нам всем темно представляется...»
– Вы готовы совершить открытие? И так начинаем... Наш исследовательский маршрут:
- «Полюби нас чёрненькими, а беленькими нас всякий полюбит». Составление цветовой палитры эпизодов поэмы «Мёртвые души».
- Психологический портрет автора поэмы. Сопоставление образов помещиков с биографическими фактами Н.В.Гоголя («Четыре письма к разным лицам по поводу "Мёртвых душ"»).
- «История моей собственной души...»
Отправной точкой литературоведческого анализа является внимательное прочтение глав поэмы: выделяем вышедшие из употребления слова, подчёркиваем ключевые фразы о чертах характера и интересах героев поэмы и выражающие основные мысли автора; ставим вопросы к прочитанному.
При чтении первой главы поэмы обращаем внимание на цвета, которые использует автор, и записываем их: «...когда бричка подъехала к гостинице, встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах...», «...верхний фасад гостиницы был выкрашен вечною жёлтою краскою...», «...в окне, помещался сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом таким же красным, как самовар, так что издали можно было подумать, что на окне стояло два самовара, если б один самовар не был с чёрною, как смоль, бородою...», «...завёрнутая в синюю бумагу жареная курица...», «...городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зелёною масляною краскою...». Приходим к выводу, что Гоголь выделяет 6 цветов: жёлтый, зелёный, белый, красный, синий, чёрный. Так появляется цветовая палитра эпизодов поэмы «Мертвые души».
Далее предлагаю составить интерпретацию цвета, используя справочники по символике цвета, и записать по одному ключевому слову, раскрывающему смысл цвета. Учащиеся пытаются как можно точнее интерпретировать цвет в контексте произведения и приходят к следующему выводу: цвет несёт в поэме «Мёртвые души» чаще всего отрицательное значение. Так, белый цвет может означать чистоту, свет, и, в то же время, связан с представлениями о потустороннем мире – смерть.
Красный – цвет жизни, огня, здоровья, и вместе с тем он наиболее агрессивный цвет: символизирует кровь, гнев, страсть к соблазнам, огонь, чувства, раны, войну, кровопролитие, угрозу.
Наиболее конкретной и однозначной символикой обладает чёрный цвет, который ассоциируется с мраком, землёй, смертью.
Зелёный цвет соотносится с растительностью, изменчивостью, незрелостью, несёт разнообразное символическое значение. В то же время это цвет зависти и ревности.
Жёлтый цвет наделяется преимущественно негативной оценкой, часто осмысляется как символ смерти . Жёлтый цвет (наряду с красным) может выступать как заместитель золота, он связан с богатством и говорит о накопительстве.
Синий, как цвет ясного неба и моря, представляет высоту и глубину, постоянство, надёжность, преданность, правосудие, совершенство, размышление и мир. Синий цвет иногда символизирует сомнение и недоверчивость.
В ходе анализа цветовой символики ученики так интерпретируют цвета в контексте поэмы «Мёртвые души»: красный цвет –страсть к соблазнам, зелёный – наивность, жёлтый – болезнь, чёрный – несчастье, синий – постоянство, белый – старость.
После этого ребята знакомятся с иллюстрациями, выполненными известным художником Петром Боклевским, и соотносят каждого помещика с определённым цветом: красный – Ноздрёв, жёлтый – Коробочка, зелёный – Манилов, синий – Собакевич, чёрный – Чичиков, белый – Плюшкин. Выбор связан с авторской характеристикой, проявленной в тексте. Например, Гоголь, описывая внешность Манилова, использует зелёный цвет: «Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зелёном шалоновом сюртуке...»; описывая внешность Ноздрёва – красный: «Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его». При определении цвета, связанного с образом Собакевича, ученики сталкиваются с противоречиями и пытаются разгадать авторский замысел. Так, Собакевича автор сравнивает с медведем: «Когда Чичиков взглянул искоса на Собакевича, он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя». Следовательно, цвет – коричневый, но ребята находят в тексте ещё один сравнительный образ: «...у самого окна, висела клетка, из которой глядел дрозд тёмного цвета, очень похожий на Собакевича». Возникают вопросы: какого цвета дрозд и кто всё-таки Собакевич: медведь или дрозд? Ученики приводят массу доказательств, что внешность у Собакевича медвежья, и выводят следующий тезис: «Птица дрозд – характер и образ жизни Собакевича». И приводят доказательство, используя авторский текст: «Деревня показалась ему довольно велика; два леса, берёзовый и сосновый, как два крыла, одно темнее, другое светлее, были у ней справа и слева...» По этому описанию ребята определяют разновидность и цвет дрозда – синий дрозд. В энциклопедии находят описание: «Если известную классификацию характеров людей применить к дроздам, то синий дрозд всегда задумчив, медлителен и печален. Синие дрозды никогда не собираются в стаи, не терпят соседей на расстоянии менее ста метров, никогда не появляются на открытых местах, а для гнездования выбирают, как правило, самые глухие участки леса. Синий дрозд более требователен по части мест обитания. Излюбленные места гнездования – высокоствольные сосновые и лиственничные леса с дубом и берёзой во втором ярусе и густым подлеском». Ученики приходят к выводу, что Собакевич ассоциируется с синим цветом, который символизирует постоянство, основательность, преданность в семейной жизни, сомнение в правосудии и недоверчивость. Его «тонкая» (в значении «малая толщиною», «весьма мелкая» – Словарь Даля) душа скрывалась за грубой медвежьей внешностью. «Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного кощея...»
Так рождается цветовая палитра помещиков.
Далее учащиеся находят глаголы в главах, посвященных помещикам:
Ноздрёв: «Кутил», «играл», «пил»,
«убухал».
Манилов: «Раздвигалась (улыбка)», «делались
(глаза)».
Коробочка: «Болит поясница и нога», «ломит
косточки», «смазывала свиным салом», «смачивала
скипидаром».
Собакевич: «Хранили молчание», «раздавался стук,
производимый носом дрозда».
Плюшкин: «Пробормотал», «отобедал», «выморила»,
«прошла».
Чичиков: «Слепил», «продал», «смекнул»,
«припрятал».
Цветовая палитра глаголов движения помогает выделить доминирующие личностные свойства помещиков и главного героя поэмы Чичикова.
Цветовая палитра глаголов движения
Теперь учащиеся выписывают устаревшие
слова и объясняют значения вышедших из
употребления слов, которые встретились в главах,
посвященных помещикам.
Пестрядь – грубая бумажная ткань из
разноцветных ниток
Пестрядевые мешочки – мешочки из этой ткани
Целковик – один рубль
Полтинник – серебряная монета достоинством в
50 коп
Раскрывая семантику устаревших слов, обращаемся к слову «душа». Анализируем следующие высказывания из поэмы «Мёртвые души» и размышляем о том, сколько значений имеет слово «душа»: «..нет, я разумею души, которые умерли»; «Сердечное влечение, магнетизм души»; «...редкие свойства души его...»; «У кого двадцать душ, у кого тридцать...»; «Умница, душенька! – сказал на это Чичиков»; «Душенька, Павел Иванович!».
В совместной деятельности приходим к выводу, что Гоголь использовал все значения слова душа.
1. Нематериальная – по идеалистическим
представлениям – субстанция,
противопоставляемая телу. // Бессмертное – по
религиозным представлениям – начало в человеке,
составляющее сущность его жизни и связывающее
его с Богом, «...нет, я разумею души, которые
умерли».
2. Внутренний мир человека. // Психические
переживания как основа его жизни. «Сердечное
влечение, магнетизм души».
3. Совокупность склонностей и черт, присущих
определённому лицу. // Человек как носитель
каких-л. склонностей и черт, «...редкие свойства
души его...»
4. Разг. Человек единица счёта. «У кого двадцать
душ, у кого тридцать...»
5. «Умница, душенька! – сказал на это Чичиков»;
«Душенька, Павел Иванович!» Употр. как
ласково-фамильярное обращение к кому-л,
– Какое же из пяти значений легло в
основу заглавия поэмы «Мёртвые души»?
Найдите в главах, посвященных помещикам, «типы
людей», которые «выводит» Н.В.Гоголь.
Учащиеся находят шесть «типов людей»:
1. «Исторический человек».
2. Маниловщина – мечтательное и бездеятельное
отношение к окружающему, беспочвенное
благодушие (характеристика: фальшивый,
лицемерный, хитрый, церемонный).
3. Скопидом (бережливый до скупости).
4. «Жидомор», «кощей бессмертный», «кулак»
(ненасытный, алчный, страстно желающий
чего-нибудь).
5. Паук (скупой, жадный).
6. Подлец (беспринципный человек, занимающийся
авантюрами).
От анализа цветовой палитры произведения мы переходим к анализу психологического портрета автора поэмы.
Гоголь считал свой труд над «Мёртвыми душами» неразрывным с внутренней работой над собой, о чём писал в письмах друзьям. В письме Плетнёву в октябре 1843 года есть такие слова: «Сочинения мои так связаны тесно с духовным образованием меня самого, и такое мне нужно до того времени вынести внутреннее сильное воспитание душевное, глубокое воспитание, что нельзя и надеяться на скорое появление моих новых сочинений». А в июле 1844 года он писал Языкову: «Ты спрашиваешь, пишутся ли "Мёртвые души"? И пишутся и не пишутся <...> Я иду вперёд – идёт и сочинение, я остановился – нейдёт и сочинение». Эта работа была необходима Гоголю, так как он понимал огромную ответственность писателя за своё слово и то влияние, которое оно окажет на других. Так возникает следующее направление исследовательского анализа «Личные источники» поэмы. Обращаемся к ранним письмам автора и сопоставляем образы помещиков с фактами биографии Гоголя. В «Четырёх письмах по поводу "Мёртвых душ"» находим, что писал Гоголь об этом произведении: «<...> герои мои потому близки душе, что они из души; все мои последние сочинения – история моей собственной души» (8, с. 77). Отмечаем, что замысел «Мёртвых душ» тоже связан с биографией писателя. История с покупкой мёртвых душ, описанная в поэме, произошла на родине Гоголя. Дальний его родственник Пивинский устроил такую аферу. Гоголь писал в «Авторской исповеди», что сюжет «Мёртвых душ» дал ему А.С.Пушкин, но случай с Пивинским был ему также, наверное, известен. Далее обращаю внимание учащихся на четыре вида «Личных источников»: собственно автобиографическое, наблюдения над характерами близких и знакомых (в третьем письме по поводу «Мёртвых душ» Гоголь писал: «Тут, кроме моих собственных, есть даже черты многих моих приятелей, есть и твои» (6, с. 79).
Третий источник – это черты быта, подмеченные автором, и четвёртый – материал, сообщённый другими. Об автобиографичности своих героев автор писал в «Четырёх письмах по поводу "Мертвых душ"»: «С этих пор я стал наделять своих героев сверх их собственных гадостей моей собственной дрянью. Вот как это делалось: взявши дурное свойство моё, я преследовал его в другом званье и на другом поприще, старался себе изобразить его в виде смертельного врага» (6, с. 78).
В письме А.О.Россет от 15 апреля 1847 года Гоголь писал о том, что если у него не найдётся достаточно материала, то в «Мёртвых душах» на место людей и высунется его «собственный нос». На основании признаний автора находим в героях «Мёртвых душ» не одну лишь «дрянь» и «гадость» автора, а вообще – все его черты, какие только возможно установить. Было в характере Гоголя что-то и маниловское, и чичиковское, и даже ноздрёвское. Ребятам предлагаю найти это сходство, сопоставляя поэму «Мёртвые души» с ранними письмами Гоголя. Образцом маниловщины, «именинами сердца» десятиклассники считают ранние письма Гоголя, особенно письмо от 1 октября 1824 года, где он поздравляет мать с днём ангела: «Позвольте, дражайшая ма-минька! Позвольте поздравить вас с днём Ангела вашего, с сим блаженнейшим днём для каждого нежного и благодарного сына. Ваша родительская любовь и нежность, ваши благодеяния, ваши о мне попечения, – всё сильнее побуждают меня приняться за перо, чтоб изъявить вам свою благодарность» (9, с. 9).
Далее учащиеся отмечают, что Чичиков, как и Гоголь, имел страсть к приобретению разных вещиц. Эту черту отмечал в своих воспоминаниях о писателе Л.Арнольди: «Гоголь очень любил и ценил хорошие вещи и в молодости, как сам он мне говорил, имел страстишку к приобретению разных ненужных вещиц: чернильниц, вазочек, пресс-папье и проч.». В «Мёртвых душах» отразилась также привычка Гоголя, переданная героям многих его произведений, узнавать многое через слуг. Л.Арнольди вспоминал об этом: «Покуда мы обедали, он всё разговаривал с половым, расспрашивал его, откуда он, сколько получает жалованья, где его родители, кто чаще других заходит к ним в трактир, какое кушанье больше любят чиновники в Малоярославце и какую водку употребляют, хорош ли у них городничий и тому подобное. Расспросил о всех живущих в городе и близ города...» Чиновники города NN узнавали о Чичикове «посредством лакейских знакомств».
По воспоминаниям П.А.Анненкова, Гоголь страдал бессонницей, приступами слабости и никогда не отличался особенным здоровьем.Это состояние автора ребята соотнесли с образом Коробочки. Н.В. Гоголь в письме А.С.Данилевскому от 5 февраля 1839 года: «Мы приближаемся с тобою к тем летам, когда уходят на дно глубже наши живые впечатления и когда наши ослабевающие силы, увы, часто не в силах вызвать их наружу...» (9, с. 122-123).
При описании дома Собакевича Гоголь изображал то, что было близко и ему самому: «Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин – удобства...» (5, с. 88). В 1830 году Гоголь был вовлечён в хлопоты о доме в Васильевке, он заботился о том, чтобы было соблюдено как можно больше экономии, и вместе с тем, чтобы дать постройке лучший вид.
В конце шестой главы Чичиков, возвращаясь от Плюшкина в гостиницу, слышит «те слова, которые вдруг обдадут, как варом, какого-нибудь замечтавшегося двадцатилетнего юношу» (5, с. 122). В образе «замечтавшегося двадцатилетнего юноши», который «в небесах и к Шиллеру заехал в гости» (5, с. 122), автор изобразил своего нежинского приятеля Н.В.Кукольника. Кукольник увлекался тогда шиллеровскими драмами, и Гоголь прозвал его «возвышенным». В то время увлекался Шиллером и Гоголь. В апреле 1827 года он писал матери из Нежина, что за «Шиллера» заплатил немалые по тем временам деньги – сорок рублей. В начале седьмой главы поэмы он рассуждает о двух типах писателей. В первом, который «из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры <...> и, не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от неё и возвеличенные образы» (5, с. 123), угадывается Шиллер. Однако в поэме звучит и критическое к нему отношение: «Он окурил упоительным куревом людские очи; он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека» (5, с. 123). Ему противопоставляется «судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, – всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных повседневных характеров, которыми кишит наша земля, подчас горькая и скучная дорога...» (5, с. 123).
Так учащиеся соотносят каждое письмо с образом помещика и выясняют, от какой «гадости» освобождается автор, и в таблице записывают основные черты психологического портрета Н.В.Гоголя. К концу урока у нас появляется таблица по поэме «Мёртвые души»:
Цвет. Красный.
Интерпретация. Страсть.
Помещик. Ноздрёв: «кровь с молоком», «во всей форме кутила», «охотник погулять».
Глаголы движения. Кутил, играл, пил, продулся, убухал.
Устаревшие слова. Гальбик – карточная игра. Фортунка – игра с помощью вертящегося кружка.
Психологический портрет Гоголя. Страсть к приобретениям ненужных вещиц. И т.д.
Так анализ цветовой палитры эпизодов поэмы «Мёртвые души» открыл нам психологический портрет автора. Возвращаю ребят к вопросу: «Так какое же из пяти значений слова "душа" легло в основу заглавия поэмы?» Короткая пауза, а потом слышу: «Внутренний мир человека, его обнищание и исчезновение, отсутствие отзывчивости». Произношу фразу Гоголя: «И хоть бы одна душа заговорила во всеуслышанье! Точно как бы вымерло всё, как бы в самом деле обитают в России неживые, а какие-то мёртвые души. И меня же упрекают в плохом знанье России!»
Поэма «Мёртвые души» – это книга совести. Для нас очень важно это открытие, потому что это начало нашего нового диалога с Н.В.Гоголем... Вопросы, вопросы... Ребята вступают в полилог с самими собой, разгадав авторскую загадку, многие из них задумались и о своём собственном очищении от юношеских пороков, начинают писать теперь уже другую историю – историю своей собственной души. Так родилось третье направление исследовательской работы «История моей собственной души...». Тайн и загадок в поэме осталось ещё очень много, откройте первую страницу первой главы первого тома и прочитайте первое предложение... Это ваше следующее открытие. Дерзайте, читайте, мыслите, будьте живыми душами...