Урок по внеклассному чтению по теме "Человек — добрый и мудрый хозяин природы в произведениях Пришвина"

Разделы: Литература


Цели:

  • приблизить Пришвина к детям;
  • вызвать у учащихся интерес к творчеству писателя;
  • создать эмоциональный настрой перед изучением сказки-были «Кладовая солнца».

Эпиграф: «Я ведь, друзья мои, пишу о  природе, сам же только о людях и думаю». (Пришвин)

Текстуальный анализ рассказов:  «Гаечки», «Осенние листики», «Полянка в лесу».

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

– Ребята! У каждого из нас есть в жизни что-то очень дорогое, единственное, неповторимое. Это Родина! Родина – это и мама, и твои школьные товарищи, и книги, и все, что тебя окружает в жизни. И, конечно, природа! Цель нашего урока сегодня – научиться понимать и любить природу, научиться понимать ее красоту. В этом нам поможет великий русский писатель Михаил Михайлович Пришвин. Не только мы и наши современники, но и будущие поколения людей будут с удовольствием читать книги Пришвина, потому что он учит понимать природу, любить ее, наслаждаться ее вечно неувядающей красотой. Паустовский метко сказал о значении М.М. Пришвина как писателя и гражданина: «Земля нам дана для жизни. Как же мы можем не быть благодарными тому человеку, который открыл нам до дна всю простую красоту этой земли».
Значителен подвиг Пушкина, как писателя. Вся его жизнь отдана служению людям. Он был неутомимым и страстным путешественником. Где только он не побывал! Был на Севере и Дальнем Востоке, В Центральной России и Казахстане, но больше всего его все-таки привлекала природа Севера и Дальнего Востока. Писатель находил новое во всем, что его окружало. Каждый куст, каждая елочка, каждый листок доверчиво рассказывали ему свои тайны. Вот эпизод из жизни М.М. Пришвина, рассказанный известной писательницей Верой Инбер. Послушайте внимательно, и вы поймете, как умел слушать и понимать природу этот удивительный человек! (Зачитать).
«В 1952 году один из зимних /вечеров/ месяцев я провела в нашем подмосковном доме творчества, где в то время находился и Пришвин. Я отправилась вместе с ним на прогулку. Пришвин шагал не слишком медленно, но и не быстро, в каком-то очень ровном, неутомительном темпе. В руке у него была палка, но не простая, а такая, которая по желанию раскладывалась в проходную скамеечку. Присаживаясь на нее, Михаил Михайлович вынимал тетрадку, и, не снимая теплых перчаток, что-то записывал. Я была свидетельницей того, как он записывал высказывание большой синицы, сидевшей на сосне. Синица коротко присвистывала какую-то фразу и стукнула клювом по стволу: поставила точку. Пришвин записал. Но пролетев на ель и смахнув с нее снежок, синица повторила сказанное, однако уже по-другому: длинным, разветвленным предложением. Пришвин, закинув голову в меховой шапке, блестя очками, прислушался, зачеркнул написанное и тоже записал по-другому, видимо, более подробно, после чего сложил скамеечку, и мы отправились дальше».
Волшебное слово Пришвина звучит на многих языках мира. Его произведения изданы на английском, немецком, французском, болгарском, чешском, испанском, словацком и других языках. За свой многолетний самоотверженный труд М.М. Пришвин удостоен высокой правительственной награды – ордена Трудового Красного Знамени. А в знак любви и уважения к писателю географы назвали именем Пришвина вулкан на Курильских островах и пик на Кавказе.

2. Беседа с классом

– Ребята, какие произведения Пришвина вы знаете?
– Что вы читали, что помните?
– Что в рассказах Пришвина вам понравилось?
– А когда вы впервые познакомились с творчеством Пришвина?

3. Чтение рассказа «Гаечки»

– А сейчас мы на конкретном рассказе постараемся убедиться, что писатель воспитывает в нас действительно вдумчивую любовь к природе.

4. Беседа по содержанию рассказа после чтения

– Чем интересно начало рассказа?
–  Что узнаем мы из начала рассказа об охотнике?
– Каким предстает перед нами этот человек?
– Как же проявилась его внимательность, наблюдательность?
– Как он поступил с птичками?
– Ребята, а были у вас похожие встречи в лесу? Видели ли вы гнездышко птиц?
– Видно ли из рассказа, с каким чувством отнесся Пришвин к гаечкам, какие слова помогают это понять?
– Как бы вы поступили в подобной ситуации?
– Может быть, вы видели тех, кто поступал по-другому?

Обобщение учителя: Да, мы видим Пришвина и ученого и человека необыкновенного, любознательного, горячо любящего природу. Он очень вдумчив, внимателен, наблюдателен и любознателен – именно этим нам интересен и дорог Пришвин. Те, кто не любит и не умеет читать внимательно, не читают произведения Пришвина, обедняет этим себя. А раз человек не заметил красоту описания пейзажа в книге, он не заметит ее и в жизни, и его душа не распахнется навстречу добру и красоте.
Всеми силами мы должны беречь и любить нашу родную природу. Ребята, но свои секреты рассказывали Пришвину не только синички и гаечки,  не только ежики, жаворонки, лисички, но и деревья – каждый кустик, каждая веточка, каждый листочек доверяли ему свои тайны. Вот маленький рассказ Пришвина, который называется «Осенние листики».

5. Работа по рассказу – чтение, показ иллюстрации, беседа с классом

– Ребята, какую картину можно представить, слушая этот рассказ?
– Что покоряет вас и восхищает в осеннем лесу?
– Почему кажется, что в лесу осенью действительно живут существа?
– Почему рассказ назван «Осенние листики»?
– Как проявляется в рассказе Пришвина его любовь к природе?
– Можно ли все это понять, прочитав бегло, не вдумываясь, не представляя себе той картины осеннего леса, которую описывает Пришвин?

6. Чтение рассказа «Полянка в лесу»

7. Вывод, обобщение по уроку

– Ребята, чем мы с вами можем быть хоть чуточку похожими на Пришвина? / отношение к роще, природе, не быть только потребителями/
Да, писатель Пришвин обладал удивительной способностью открывать в привычных вещах то, что многие не замечают, не видят.
Как же мы должны учиться читать произведения Пришвина? Об этом сказал Паустовский: «Его нужно выписывать для себя в заветные тетради, перечитывать время от времени, открывая все новые драгоценности в каждой строке его прозы-поэзии, уходя в его книги, как мы уходим по едва заметным тропинкам в дремучий лес с его разговором родников, трепетом листьев, благоуханием трав, – погружаясь в разнообразные мысли и состояния, свойственные этому чистому разумом и сердцем человеку».
А вот какие стихи о Пришвине написал моряк и поэт Дмитрий Тихонов, бороздивший моря и океаны далеко от родных мест:

Когда у полярного круга
Темно в снегопаде густом,
Беру я, как верного друга,
Волшебника Пришвина том.
И ветер, когда завывая,
Несет ледяную метель,
Над книгой о нем забывая,
Я слышу лесную капель…
Какое знакомое место:
В воде по колено кусты,
Роняют березки-невесты
На землю куски бересты.
Пускай озверело, колотит
В борта штормовая волна –
Я вижу на топком болоте
Ковер из кукушкина льна.
На дальний огонь деревушки
Иду, не спеша, через лес,
Где мачтовых сосен верхушки
Поднялись до самых небес…
Под сумрачным небом чужбины,
Пока мы не в нашем борту,
За силу великую эту,
Сокрытую в слове простом,
Вожу я по белому свету
Волшебника Пришвина том!

– В любви к природе Родины, в умении сказать о ней простыми и прекрасными словами – неувядающая сила Пришвина-писателя! Он учит нас понимать язык природы!