Цели:
- Расширить знания школьников о войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье.
- Донести до учащихся мысль о несовместимости понятий «детство» и «война».
- Обучать выразительному чтению.
- Способствовать воспитанию в духе добра и милосердия, сострадания и уважения к человеческой личности.
В блокадных днях
Мы так и не узнали,
Меж юностью и детством
Где черта…
Ю. Воронов
Звуки пения лесных птиц.
Инсценировка стихотворения Р. Рождественского «Подслушанный разговор».
– Снова дрались во дворе?..
– Ага!
Мама,
Но я не плакала!..
Вырасту –
Выучусь на моряка.
Я уже в ванне
Плавала!..
– Боже,
Не девочка, а – беда!
Сил моих больше нету…
– Мама,
А вырасту я когда?..
– Вырастешь!
– Ешь котлету…
– Мама,
Купим живого коня?..
– Коня?!
Да что ж это делается!..
– Мама,
А в летчики примут меня?..
– Примут.
Куда они денутся?!
Ты же из каждого, сатана,
Душу
Сумеешь вытрясти!..
– Мама,
А правда, что будет война
И я не успею вырасти?
Учитель. 22 июня 1941 года. Воскресенье. Тёплое солнечное утро. И настроение у людей такое же радостное и солнечное.
Фрагмент художественного фильма «Летят журавли» (начало).
Люди идут гулять по городу, в парки, собираются на танцы, в кино. В кинотеатрах идут фильмы «Весёлые ребята», «А если завтра война»… А война была не завтра, война была сегодня…
Гул самолётов и грохот бомбёжки.
Ю.Левитан. «Из сообщения о вероломном нападении Германии на СССР».
Голос диктора Левитана, доносившийся из чёрных рупоров, возвестил на всю страну страшные слова, которые взорвали всё, что называлось мирным и безоблачным…
Песня «Священная война».
Фрагмент художественного фильма «Летят журавли» (уход на фронт).
Страшное слово ВОЙНА: оно разрушает и убивает то, что называется жизнью, миром, детством…Сколько детских жизней она унесла в первый, второй и все последующие страшные дни этой поистине ужасной катастрофы… Многие из этих детей были ещё в маленькой колыбельке, другие на руках у матерей, третьи сидели за школьными партами. Никто не знал, сколько она будет продолжаться, сколько унесёт с собой жизней людей и когда закончатся эти дни и годы, которые им предстояло пережить…
Чтец 1: Елена Тащева «На Минском шоссе»
Чтец 2: Александр Кочегаров «Военное детство»
Чтец 3: Алексей Брагин «Отца забрали на войну…»
Чтец 4: Виктор Яганов «Дети войны»
Учитель. Ребёнок, прошедший через ужас войны, ребёнок ли? Кто возвратит ему детство? Что он помнит? Что может рассказать? Многое…
Чтец 5: Виктор Пахомов «У нас у всех с войною счёты…»
Чтец 6: Игорь Ерёмин «Махорка»
Чтец 7: Сергей Михалков «Десятилетний человек»
Чтец 8: Иван Полтавцев «Почтальон»
Учитель. Дети войны… Они рано и быстро взрослели… Они учились читать по сводкам Совинформбюро и серым листам похоронок. Всё рядом: взрыв, школа, похоронка. Школьная жизнь, регулярная, занудная, по расписанию, оказывается такой необходимой. Воистину, нужно что-то потерять, чтобы как следует оценить.
Чтец 9: Владимир Портнов «Баллада о тетради»
Учитель. Во время войны остро ощущалась нехватка рабочих рук. Ведь те, кто раньше стоял за станком, сеял и убирал хлеб, водил поезда и машины, теперь защищали Родину. И дети солдат понимали это и вставали на рабочие места своих отцов. Они наравне со взрослыми выстаивали по 12-14 часов, поддерживая свои силы скудным пайком…
Чтец 10: Виктор Радкевич «Баллада о банке варенья»
Учитель. Дети шили бойцам на фронт кисеты, вязали варежки, писали письма под диктовку раненых солдат, выступали в госпиталях с концертами…
Чтец 11: Роберт Рождественский «Концерт»
Учитель. Дети гибли в оккупированных фашистами городах. Легенды ходят о мужественных защитниках Ленинграда. Находясь в блокадном кольце, в голоде и холоде, жители умирали, но не сдавались. О страшной трагедии тех дней рассказывают странички из дневника 11-летней Тани Савичевой. В нём всего девять страниц. На шести из них – даты. За каждой датой – смерть. Шесть страниц – шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи: “28 декабря 1941 года. Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942-го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая – дядя Леша. Мама – 15 мая”. А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня ”.
Слайд с фото дневника Тани Савичевой
Сжатые, лаконичные записи: “28 декабря 1941 года Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942 го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая – дядя Леша. Мама – 15 мая”. А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня ”. Потерявшую сознание от голода Таню обнаружили санитары, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года она умерла.
Чтец 12: Стихотворение о Тане
9 страничек. Страшные строчки.
Нет запятых, только чёрные точки.
Пусто и тихо в промёрзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
« Маму и бабушку голод унёс.
Нет больше сил и нет больше слёз.
Умерли дядя, сестрёнка и брат
Смертью голодной…» Пустел Ленинград.
Умерли все. Что поделать. Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда.
Тихо в квартире. В живых только Таня.
В маленьком сердце столько страданья!
Умерли все! Никого больше нет.
Девочке Тане 11 лет.
Я расскажу вам, что было потом:
Эвакуация, хлеб и детдом
Где после голода, всех испытаний
Выжили все, умерла только Таня.
Девочки нет, но остался дневник –
Детского сердца слёзы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба…
Дети боялись военного неба.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским.
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это всё повториться!..»
Звучит «Адажио» Альбиони.
Учитель. Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей. У них отнимали дом, материнскую ласку, у них отнимали Родину, свободу, жизнь… САЛАСПИЛС, БУХЕНВАЛЬД, ОСВЕНЦИМ… – это названия тех лагерей смерти, где человеческая, а тем более детская жизнь не значила ничего, была разменной монетой. Из воспоминаний: «Меня 12-летнюю отправили в лагерь « Балтийский». Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я совсем обессилела, меня заразили туберкулёзом и отправили на уничтожение в другой лагерь. Выжила чудом…» Этих детей уже почти никто не помнит. В концлагерных музеях от них остались груды отобранных кукол да ботиночки и туфельки невеликих размеров…
Чтец 13: Олег Маслов «В Освенциме»
Чтец 14: Сергей Михалков «Детский ботинок»
Учитель.
Неугасима память поколений
И память тех, кого мы свято чтим.
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим…
Минута молчания. Метроном.
Слайд о погибших во время войны детях.
Да, много горя принесли война русскому народу.
Наверное, не было в стране такой семьи, которой бы
не коснулась война. Мой дед тоже погиб на войне.
Всё, что осталось мне в воспоминание о нем, –
пожелтевшая от времени похоронка, написанная на
листе, вырванном из амбарной книги, и короткая
запись в Книге памяти о том, что Полтавцев
Михаил Павлович погиб 7 августа 1943г.,
похоронен в д. Булатово Орловской области…
Многие не вернулись с войны…Они погибли, но
своей смертью проложили путь к Победе.
9 Мая 1945 года впервые праздновался День Победы.
Песня «День Победы» (1 куплет)
Документальная хроника «Встреча победителей»
Чтец 15: Игорь Еремин «Возвращение с войны»
Чтец 16: Виктор Яганов «Подарок»
Песня «День Победы» (2 куплет)
Чтец 17: Юрий Кузнецов «Возвращение »
Песня «День Победы» (окончание)
Учитель.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям,
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
А. Твардовский
Приложение 1 (Стихотворения для чтецов)
Приложение 2 (Презентация «Мы родом не из детства – из войны…»)
Информационные ресурсы:
1. Годы грозовые: Стихи к 60-летию Победы. –
Благовещенск. – 2005.
2. Кочегаров А.. Военное детство//газета
«Благовещенск» – 2000. – №17
3. Лицом к Победе: Сборник стихотворений.– М.– 1985.
4. Полтавцев И. Слово наше – серебро: Стихи. –
Благовещенск. – 2005.
5. Интернет-журнал Solist. Стихи о войне
6. http:blokada900.narod.ru
7. http://www.world-war.ru
8. https://urok.1sept.ru