Урок по литературе «Доброта и милосердие по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"

Разделы: Литература

Ключевые слова: А.И.Куприн «Чудесный доктор», А.И.Куприн


Урок-размышление.

Цель урока: Понять, почему рассказ называется "Чудесный доктор". В чём чудо?

Задачи урока:

  • Воспитывающая: создать условия для выражения эмоционально-личностных оценок поступков и судеб героев,вызвать стремление к доброте и состраданию;
  • Обучающая: исследовать психологическое мастерство писателя в изображении человеческих чувств, приблизить учащихся к самостоятельным выводам, умению определять тему, проблему, авторскую позицию.
  • Развивающая: развивать навыки исследовательской работы по тексту.

Предварительная работа:

  • Изучить биографию А.И.Куприна
  • Прочитать рассказ А.И. Куприна “Чудесный доктор”.
  • Выделить главные эпизоды и озаглавить их
  • Нарисовать иллюстрации к рассказу.(по желанию)
  • Подготовить презентацию "Особенности жанра святочного рассказа"(индивидуальное задание).
  • Подготовить сообщение о Николае Ивановиче Пирогове, используя различные источники информации (индивидуальное задание).

Ход учебного занятия

I. Мотивационно-установочный этап

1. Вступительное слово учителя.

Мы временем умеем дорожить,
Часы бывают лишними едва ли.
И всадник друга ждет на перевале
не потому, что некуда спешить.

И ношу со спины того, кто хил
берет на спину человек прохожий
не потому, что слишком много сил
и он растратить их никак не может.

В морских волнах, в пороховом дыму
безвестный мальчик за святое дело
жизнь отдает совсем не потому,
что жить ему на свете надоело.

Ни у кого нет жизни запасной,
Как век ни долог — не хватает века,
Но все же люди жертвуют собой,
оправдывая званье человека.

© Танзиля Зумакулова https://www.inpearls.ru/

Сегодня к нам со словами напутствия, благословения на деятельное добро обращается замечательный писатель начала ХХ века Александр Иванович Куприн. Рассказ "Чудесный доктор" А.И.Куприна основан на реальных событиях, даже когда он вышел в первый раз в газете, в скобках было написано "истинное происшествие". Это мы узнаем в самом начале и в конце произведения. Данный рассказ Куприн услышал непосредственно от самого героя рассказа Гриши Мерцалова. В произведении говорится об известном докторе, который еще и был очень хорошим человеком, это Николай Пирогов. История произошла в 1867 году в Киеве, а написана Куприным была через 30 лет, т.е. в 1897 году.

Автор написал о человеке, который не желал славы, он хотел только помогать людям, которым так нужна помощь.

II. Объявление темы урока. Доброта и милосердие в рассказе "Чудесный доктор"

Совместное целеполагание. Попробуйте сформулировать цели урока.

Понять, почему рассказ называется "Чудесный доктор". В чём чудо?

Урок путешествия во времени. Январь 1867 года. Класс разделен на 4 микрогруппы. За каждым столом - новогодняя елочка, свечи. Стены превращены в праздничные витрины магазинов. Кругом сверкающие гирлянды.

ОСТАНОВКИ

1. Биографическая; лента времени
2. Историческая (святочный рассказ)
3. Интеллектуальная. (блефтур)
4. Литературоведческая (анализ эпизодов)
5. Художественная (вернисаж)
6. Исследовательская (кластер)
7. Рефлексивная

III Организационно-деятельностный этап

1. Биографическая остановка

“Добрый талант...” Знакомство с писателем. А.И.Куприн жил в иное, чем мы, время, многое из которого безвозвратно ушло.Он открыто защищал слабых, воспевал святую любовь и бескорыстную дружбу, он учил быть лучше, красивее, благороднее даже в самых трудных житейских обстоятельствах. И не беда, что нет сегодня ни юнкеров, ни бродячих артистов, ни городовых, ни писцов в казённой палате. Ведь честность и ложь, отвага и трусость, благородство и низость по-прежнему ведут между собой непримиримую борьбу. И здесь добрым наставником и старшим другом нашим останется Александр Иванович Куприн.

Чтобы лучше понять рассказ, о котором мы будем говорить, вспомним четыре эпизода из его жизни по ЛЕНТЕ ЖИЗНИ

1877

1880

1894

1897

Сиротский пансион

Кадетский корпус

Ушёл в отставку

Напечатан рассказ

(рассказывают представители от каждой микрогруппы.)

2. Историческая остановка

Учитель. Рассказ «Чудесный доктор» относится к жанру «святочный рассказ».

В новогоднюю ночь и на Рождество мы зажигаем на елке. В момент Рождества Христова воссияла на небе Вифлеема звезда. И пришли на ее свет волхвы, и принесли подарки Младенцу. Потому исстари принято ходить на Рождество со звездой и дарить подарки. Самая тихая, самая светлая ночь в году – Рождественская.

По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.

(Презентация: Жанр святочного рассказа. Индивидуальное сообщение.)

3. Интеллектуальная остановка

Наш сегодняшний урок – размышление. А.С.Пушкин утверждал: “Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувствованное - совершенство”. Я приглашаю вас к размышлению над страницами прочитанного рассказа. Разбираясь в содержании, будьте внимательны к слову. Книгу часто сравнивают с дорогой. Итак, в добрый путь!

Интеллектуальная разминка. Блеф тур

  • Действие рассказа начинается с описания семьи Мерцаловых. 0
  • Старшего из мальчиков зовут Гриша. 1
  • Семья Мерцаловых живёт в подземелье. 1
  • Отец мальчиков был грубым человеком, который постоянно ругал своих детей. 0
  • Тяжело заболела мать мальчиков. 0
  • Мерцалов, из-за несчастий, которые сыпались на его семью, решился расстаться с жизнью. 1
  • В парке Мерцалов случайно встречает доктора. 1
  • Доктор, поздоровавшись, назвал свою фамилию. 0
  • Гриша Мерцалов, когда вырос, стал врачом. 0
  • После встречи с доктором Пироговым жизнь в семье Мерцаловых изменилась к лучшему. 1

(Ключи: 0110011001)

4. Литературоведческая остановка

Рассказ «Чудесный доктор» — это одно из самых замечательных и трогательных произведений, который заставляет по-новому посмотреть на окружающий тебя мир и задуматься. Вот и сегодня мы перенесемся в 1867 год. (тысяча восемьсот шестьдесят седьмой) год по григорианскому календарю — не високосный год, начинающийся во вторник и посмотрим, какое чудо произошло тогда в заснеженном Киеве.

Выделение главных эпизодов рассказа (презентация работы группы):

  • Перед окном гастрономического магазина
  • В подземелье у Мерцаловых
  • Встреча в саду
  • Доктор принес в дом свет и надежду
  • Перемены в жизни семьи Мерцаловых

Анализ эпизода «Мальчики у витрины магазина»

1. Как передана автором атмосфера праздничного вечера? Найдите в тексте описание улиц, витрин магазинов.

2 .Передайте ощущения детей от увиденного «сквозь запотевшие окна витрины»

3. Какой мир они открыли для себя?.

4. Куда поспешили мальчики?

5. Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили?

Совместный вывод. Куприн показал читателю, как жесток мир. Беззащитность детей и бездушие города. Сытость богатых и голод бедных. Рождественские елки горят не для двух мальчуганов, застывших у витрины гастрономического магазина. Гриша и Володя бросают на нее “влюбленно-жадный взгляд”, но надеяться на подарки мальчики не могут.

Инсценирование отрывка «Безысходность» со слов «Мальчики молчали…» до слов «…разогреть-то нечем…» и обсуждение.

1. Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?

2. Мог ли швейцар передать письмо по назначению? Почему он, по вашему мнению, этого не сделал?

3. Как случилось, что семья попала в беду?

4.. Как вы понимаете, что обозначает слово «милосердие»? Подберите к нему синонимы. (Милосердие — готовность помочь кому-нибудь).

Синонимы: милосердие, сострадание, человеколюбие, доброта.

Обсуждение эпизода встречи Мерцалова и пожилого незнакомца в парке.

1. Найдите описание заснеженного сада, объятого вечерним покоем. Какие художественные средства передают ожидание чего-то особенного?

2. Найдите портрет незнакомца

3. Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора?

4. Что же произошло в парке?

Совместный вывод. На сказочном фоне очаровательной, торжественной, величественной природы чувствуется сильнее, что переживает человек. Тишину и спокойствие природы Куприн противопоставляет истерзанной душе Мерцалова. И у него возникают мысли о самоубийстве. Никто до этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и поучали, а проходящий мимо незнакомец остановился, присел рядом и внимательно выслушал отчаявшегося человека. И помог ему.

Обсуждение эпизода: Доктор принес в дом свет и надежду

Выразительное чтение отрывка учителем до слов: “Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное – не падайте никогда духом”.

1. Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?

2. Как вы думаете, почему “чудесный доктор” отказался назвать свое имя?

3. Как дальше изменяется жизнь Мерцаловых?

Совместный вывод. Вот оно, настоящее чудо, чудо случайной встречи! Рукотворное чудо, имя которому – деятельное сострадание и участие. “Обыкновенное” чудо, естественное для каждого совестливого человека.

Фамилия “чудесного доктора” - Пирогов. Николай Иванович Пирогов – знаменитый врач-хирург, профессор медицины (1810–1881 гг.).

Это самоотверженный, бескорыстный человек, посвятивший всю свою жизнь спасению людей.

Сообщение о Пирогове (индивидуальное задание).

5. Художественная остановка (вернисаж)

Перед вами иллюстрации к рассказу художника Натальи Салиенко. Кого вы здесь узнаете? Какие краски использовал художник? Почему? Совпадают ли иллюстрации с вашими собственными представлениями?

6. Исследовательская остановка

Учитель. Как вы думаете, почему рассказ получил название “Чудесный доктор”? В чём чудо? - Подберите синонимы к слову “чудесный”.

(Прекрасный, необыкновенный, замечательный, удивительный, великолепный).

- Задумайтесь, почему из богатого синонимического ряда автор выбрал именно слово “чудесный”? Какую смысловую нагрузку несет это слово?

- Какова, на ваш взгляд, главная мысль рассказа? К чему он призывает нас?

Вывод. Итак, чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать “обыкновенным чудом”, естественным для каждого человека. Такие люди, как доктор Пирогов все же есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих. А главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся

Составляем КЛАСТЕР

IV. Рефлексивно-оценочный этап

  • Реализован ли план урока?
  • Оцените свою деятельность (заполнение листов самооценки).

Домашнее задание (на выбор)

  • Написать сочинение-рассуждение на тему «Как я понимаю доброту?» (Используя для доказательства примеры из художественной литературы и жизни).
  • Написать письмо профессору Пирогову.
  • Приложение