Цели урока:
- учить вчитываться в художественный текст и открыто высказывать мысли, возникающие в ходе чтения; (акцентное вычитывание)
- актуализировать знания и умения, связанные с характеристикой литературного героя;
- показать значение родительского воспитания в становлении духовных качеств человека
Задачи урока:
Развивающие:
- Формирование исследовательских навыков;
- Развитие связной речи учащихся: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему;
- Развитие навыков акцентного вычитывания
Воспитательные:
- Воспитывать у учащихся нравственные качества, а именно: порядочность, честность, верность долгу и человеку; воспитание чувства ответственности за воспитание будущих детей; воспитание чувства уважения к своим родителям.
Здоровьесберегающие:
- Избегать переутомления учащихся путем смены деятельности.
Оборудование:
- мультимедийное сопровождение
- видеозапись с фрагментами фильма "Русский бунт"
Ход урока
Уважаемые коллеги! Мы с учениками 8 класса Шелеховской средней школы рады приветствовать вас на нашем уроке. Ребята, проверьте, пожалуйста, как вы готовы к уроку: тетради, учебники, ручки и :хорошее настроение!
Я думаю, что тема сегодняшнего нашего разговора будет для вас интересна. Говорить мы будем о героях произведения А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Мы попытаемся понять, чему учит нас Пушкин, что может дать нам, современным людям, писатель, живший в 19 веке. Быть может, мысли и доводы, к которым он приходит, совсем неактуальны сегодня или наоборот.
Сегодня у нас урок открытых мыслей.
- Как вы думаете, что это значит? [Слайд 1(портрет Пушкина, тема урока и тип урока)] (Каждый волен высказывать свою точку зрения)
Слайд 2 Эпиграфом взяты слова святителя Иоанна Златоуста "Если бы отцы воспитывали своих детей, то не нужно было бы судилищ"
- Как вы думаете, о чем пойдет разговор на уроке?
(о значении отеческого воспитания для формирования характера человека)
Игра в ассоциации: я предлагаю вам игру со словом. Запишите слова дом, семья, мама, отец
- Какие ассоциации возникают у вас, глядя на эти слова?
(надежность, воспитание, уроки добра, наказание, страх, крепость, семья, тепло, уютно или наоборот) Покажите соседу по парте. А теперь прочитайте вслух.
А вот такие ассоциации возникли у меня. Слайд 3
В любом случае мы видим, что среди нас не нашлось ни одного человека, который бы отрицал связь с родительским домом, несмотря на возраст, место жительства, положение, профессию.
А еще уже в УНТ мы встречаем огромное количество пословиц, которые можно объединить темой "Дети и родители".
Проверка домашнего задания: работа над пословицами.
Вы получили домашнее задание найти и проанализировать пословицы по данной теме. Давайте их послушаем. Попробуйте исследовать данный материал с точки зрения тематики. Слайд 4
1. Огромное значение родительского воспитания для формирования личности человека
2. Значение детей для родителей;
3. Редко! Без должного родительского воспитания вырастает хороший ребенок, но и в этом случае: на ошибках учимся
4. Дети должны почитать своих родителей, не забывать их.)
Бесспорно одно: дети и родители неразрывно связаны.
В "Капитанской дочке" А.С.Пушкин противопоставил благородство и бесчестие, качества, которые, несомненно, формируются с детства.
- О каких семьях рассказывает нам А.С.Пушкин? (Гриневы и Мироновы)
В центре нашего внимания Петр Гринев и Маша Миронова.
Блиц-опрос. "Анкета героев"
Подумайте и составьте вопросы по данной теме. Задайте вопросы одноклассникам. Слайд 5
Сначала задаем вопросы, касающиеся семьи Гриневых.
ФИО Петр Андреевич Гринев
ФИО отца Андрей Петрович Гринев
ФИО матери Авдотья Васильевна Гринева
Количество детей в семье. Девять, но все умерли в младенчестве
Возраст героя, когда он выучился "русской грамоте" (на двенадцатом году)
Предмет, бережно хранимый матерью героя с момента крещения сына (сорочка)
Учебное пособие, из которого Гринев сделал бумажного змея во время урока географии (географическая карта)
Название полка, куда герой был зачислен до рождения (Семеновский полк)
Теперь о семье. Мироновых.
ФИО Маша. Миронова.
ФИО отца. Иван Кузьмич Миронов
ФИО матери. Василиса Егоровна
Цвет волос героини. Светло-русый
Приданое "Частый гребень да веник, да алтын денег"
Фамилия офицера, сватавшегося за Машу до Гринева (Швабрин)
Кавалер, посвятивший Маше стихи (Гринев)
Подарок, с помощью которого, по мнению Швабрина, можно с легкостью добиться расположения героини (пара серег)
Вот мы и познакомились с нашими героями. Слайд 6
Расскажите о жизни П.Гринева в родительском доме. В каких условиях воспитывался Петруша. Кто кроме отца и матери сыграл немалую роль в воспитании героя? Не забывайте, что вы должны выказать свое отношение на те или иные моменты.
Ответы учащихся.
Мать мягкая, но безвольная. Заботится только о том, чтобы Петруша был накормлен, чтобы ему было хорошо. Но это только на первый взгляд. Влияние матери скажется потом, когда станет раскрываться характер Петруши. Уроки добра не прошли даром: Помните, как по-доброму он относится ко всем, кто его окружает. Приведите примеры таких поступков. (Пожаловал шубу бродяге с одной стороны в знак благодарности, с другой - потому что он тоже человек, ему холодно.)
Кто прав: Савельич или Петруша? Ваши мысли по этому поводу.
Желание прийти на помощь из чувства милосердия, уважения к человеку.
А сегодня есть такое понятие милосердие?
(Отец Гринева, Андрей Петрович Гринев, был настоящим боевым офицером, мужественным и храбрым. Это человек строгий. В его понимании родительская любовь- это долг, обязанность воспитывать ребенка добрым словом, добрым примером.)
Можно ли согласиться с отцом Гринева, что ребенка нужно воспитывать в строгости? Может он просто не любит своего сына?
Каждый родитель желает для своего ребенка самого лучшего. Андрей Петрович Гринев вместо того, чтобы отправить Петрушу в Петербург, решает: "Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат:"
Прав ли отец Гринева, что сознательно отправляет сына туда, где сложнее?
(праздность и пустые развлечения погубят Петрушу, его характер еще не сформировался, закалится в трудностях)
Какое напутствие произносит Андрей Петрович Гринев, благословляя сына на службу? Слайд 7
"Прощай, Петр, Служи верно, кому присягнешь: и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду.". Видеозапись
Как вы понимаете смысл данной пословицы? Какое из данных значений слова честь имел в виду А. П. Гринев? Актуальны ли эти слова сегодня или этот наказ можно считать устаревшим?
А теперь давайте обратимся к нашему постоянному помощнику - толковому словарю.
Слайд 8,
Береги платье снову, а честь смолоду.
Толковый словарь!
Честь -
- Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы;
- Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя;
- Целомудрие, непорочность;
- Почет, уважение.
Слайд 9
Нарушил ли Петр Гринев наказ отца?
(Узнав о дуэли сына, в письме к нему отец пишет: "Собираюсь до тебя добраться да проучить тебя как путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще не достоин:"
Узнав о предстоящем наказании сына, отец с отчаянием восклицает: "Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести:Но дворянину изменить своей присяге:Стыд и срам нашему роду!"
Отец хочет видеть сына достойным продолжателем рода Гриневых, в котором ценились такие качества как благородство, честь, верность Отечеству.
В роду Гриневых ценился твердый и мужественный характер. Слайд 10
Имя Андрей в пер. с греческого - мужественный, храбрый. Петр в переводе с греческого - скала, утес, каменная глыба.
Как вы думаете, были ли ошибки, которые допустил отец в воспитании своего сына? Может именно они и стали причиной того, что, выйдя из родительского дома, Петр допускает ряд серьезных проступков?
(грамоте научился на 12 году под руководством стремянного Савельича, в дальнейшем образованием Петруши занимался француз Бопре, парикмахер, никакого отношения не имевший к педагогике - не стоит перепоручать дело воспитания другим людям до 16 лет жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворянскими мальчишками.
Вывод: к серьезным жизненным испытаниям Петруша был не готов. Но, видимо, уроки отца да встреча с семьей Мироновых все-таки не прошли даром. И их серьезных жизненных ситуаций Петру удалось выйти с честью. Перед нами вырастает образ честного, доброго, отважного человека, способного к большому чувству, верного любви и своему долгу. Слайд 11.
Развитие творческого воображения. Как вы думаете, какой наказ мог бы дать Петр Гринев своему внуку в письме?
Хочется привести слова из не включенного Пушкиным в окончательную редакцию введения к роману - обращение пишущего записки Гринева в старости к своему внуку: "Ты увидишь, что завлеченный пылкостью моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах, я выплыл, наконец, и, слава богу, дожил до старости, заслужив почтение моих близких и добрых знакомых. То же пророчу и тебе,:если сохранишь в сердце твоем два прекрасных качества: доброту и благородство: "
Что вы можете сказать о семье Мироновых?
Живут Мироновы открыто, принимают гостей радушно, ценят в человеке душевные качества, а не титул. В обеих семьях почитаются одни и т е же жизненные ценности.
Генерал Андрей Карлович Р., старый друг и товарищ Гринева отца, дает такую характеристику капитану Миронову: "Ты будешь в командовании капитана Миронова, доброго и честного человека" Служба мужа стала жизнью Василисы Егоровны. "Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить - вместе умирать"
Что вы можете сказать о характере Маши Мироновой?
Во время первого знакомства мать представила нам Машу трусихой, Швабрин - совершенною дурочкой, но тихая робкая капитанская дочка стала победительницей в сложнейших жизненных ситуациях. Она победила свою горькую судьбу и обрела дом, семью, счастье. Она преодолела все превратности судьбы, спасла будущее Петра, его честь, его семью.
Честность, нравственность, чистота - основные черты характера Марьи Ивановны. Неслучайно повесть носит такое название - "Капитанская дочка". Марья Ивановна- любимый женский образ Пушкина.
Что роднит семьи Петра Гринева и Маши Мироновой?
И Гриневы, и Мироновы живут по законам христианской совести: Маша отказывается выйти замуж без родительского благословения, но родители Гринева радушно принимают ее в своем доме. Они видят благодать Божью в том, что имели случай приютить сироту.
Почему Петр Гринев не боялся суда, а Маша верила в милость императрицы?
Совесть их была чиста перед людьми и богом. "Я прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы: спокойно заснул, не заботясь о том, что со мною будет"
Чем заканчивается произведение?
(Гринев оказался достойным сыном своего отца, человеком чести и достоинства, Маша Миронова также достойна своих родителей. Именно поэтому автор дарует им семейное счастье)
Хочется обратить ваше внимание на одну единственную фразу: "Потомство их благоденствует в Симбирской губернии."
Скорее всего, дети Петра Гринева и Маши Мироновой унаследуют лучшие качества своих родителей: верность и преданность, человеколюбие и милосердие, справедливость и честность.
Историю творят люди, и от того, какие они, зависит благополучие народа и страны.
Какие нравственные уроки Пушкина мы передадим своим детям?
Выводы учащихся.
Воспитанием ребенка должны заниматься сами родители, не перекладывать свои родительские обязанности на педагогов, соседей, родственников.
Заниматься воспитанием необходимо с самого рождения ребенка.
Личный пример - лучший способ воспитания.
Нужно приучать ребенка к труду, не решать за него все проблемы, а дать ему возможность делать это самому. Слайд 12
Рефлексия. Слайд 13
Подошел к концу наш урок. Я попрошу вас вспомнить все, о чем мы сегодня говорили и ответить на следующие вопросы:
Когда было трудно?
Когда было радостно?
Чему удивились?
Когда хотелось спорить?
Для тех, кто ответил на мои вопросы, приготовлен тест по произведению.
Слайд 14-15.
Домашнее задание: акцентное вычитывание по теме: образ Пугачева в произведении. (Вопросы раздаются на карточках)
Когда впервые появляется Пугачев на страницах повести?
Прочитайте сцену "военного совета". Обратите внимание на портрет Пугачева, на содержание и характер его речи, на его обращение к окружающим его казакам и Гриневу.
Какую песню поют Пугачев и его сподвижники?
Какую сказку рассказывает Пугачев?
Когда Пугачев говорит о своих людях, что они ненадежны и воры?
Почему автор делает Гринева свидетелем казни Пугачева?