Урок открытых мыслей в 8-м классе "Формирование личности героя в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • учить вчитываться в художественный текст и открыто высказывать мысли, возникающие в ходе чтения; (акцентное вычитывание)
  • актуализировать знания и умения, связанные с характеристикой литературного героя;
  • показать значение родительского воспитания в становлении духовных качеств человека

Задачи урока:

Развивающие:

  • Формирование исследовательских навыков;
  • Развитие связной речи учащихся: понимание авторской позиции и умение высказать и доказать свою точку зрения на героя или проблему;
  • Развитие навыков акцентного вычитывания

Воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся нравственные качества, а именно: порядочность, честность, верность долгу и человеку; воспитание чувства ответственности за воспитание будущих детей; воспитание чувства уважения к своим родителям.

Здоровьесберегающие:

  • Избегать переутомления учащихся путем смены деятельности.

Оборудование:

  • мультимедийное сопровождение
  • видеозапись с фрагментами фильма "Русский бунт"

Ход урока

Уважаемые коллеги! Мы с учениками 8 класса Шелеховской средней школы рады приветствовать вас на нашем уроке. Ребята, проверьте, пожалуйста, как вы готовы к уроку: тетради, учебники, ручки и :хорошее настроение!

Я думаю, что тема сегодняшнего нашего разговора будет для вас интересна. Говорить мы будем о героях произведения А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Мы попытаемся понять, чему учит нас Пушкин, что может дать нам, современным людям, писатель, живший в 19 веке. Быть может, мысли и доводы, к которым он приходит, совсем неактуальны сегодня или наоборот.

Сегодня у нас урок открытых мыслей.

- Как вы думаете, что это значит? [Слайд 1(портрет Пушкина, тема урока и тип урока)] (Каждый волен высказывать свою точку зрения)

Слайд 2 Эпиграфом взяты слова святителя Иоанна Златоуста "Если бы отцы воспитывали своих детей, то не нужно было бы судилищ"

- Как вы думаете, о чем пойдет разговор на уроке?

(о значении отеческого воспитания для формирования характера человека)

Игра в ассоциации: я предлагаю вам игру со словом. Запишите слова дом, семья, мама, отец

- Какие ассоциации возникают у вас, глядя на эти слова?

(надежность, воспитание, уроки добра, наказание, страх, крепость, семья, тепло, уютно или наоборот) Покажите соседу по парте. А теперь прочитайте вслух.

А вот такие ассоциации возникли у меня. Слайд 3

В любом случае мы видим, что среди нас не нашлось ни одного человека, который бы отрицал связь с родительским домом, несмотря на возраст, место жительства, положение, профессию.

А еще уже в УНТ мы встречаем огромное количество пословиц, которые можно объединить темой "Дети и родители".

Проверка домашнего задания: работа над пословицами.

Вы получили домашнее задание найти и проанализировать пословицы по данной теме. Давайте их послушаем. Попробуйте исследовать данный материал с точки зрения тематики. Слайд 4

1. Огромное значение родительского воспитания для формирования личности человека

2. Значение детей для родителей;

3. Редко! Без должного родительского воспитания вырастает хороший ребенок, но и в этом случае: на ошибках учимся

4. Дети должны почитать своих родителей, не забывать их.)

Бесспорно одно: дети и родители неразрывно связаны.

В "Капитанской дочке" А.С.Пушкин противопоставил благородство и бесчестие, качества, которые, несомненно, формируются с детства.

- О каких семьях рассказывает нам А.С.Пушкин? (Гриневы и Мироновы)

В центре нашего внимания Петр Гринев и Маша Миронова.

Блиц-опрос. "Анкета героев"

Подумайте и составьте вопросы по данной теме. Задайте вопросы одноклассникам. Слайд 5

Сначала задаем вопросы, касающиеся семьи Гриневых.

ФИО Петр Андреевич Гринев

ФИО отца Андрей Петрович Гринев

ФИО матери Авдотья Васильевна Гринева

Количество детей в семье. Девять, но все умерли в младенчестве

Возраст героя, когда он выучился "русской грамоте" (на двенадцатом году)

Предмет, бережно хранимый матерью героя с момента крещения сына (сорочка)

Учебное пособие, из которого Гринев сделал бумажного змея во время урока географии (географическая карта)

Название полка, куда герой был зачислен до рождения (Семеновский полк)

Теперь о семье. Мироновых.

ФИО Маша. Миронова.

ФИО отца. Иван Кузьмич Миронов

ФИО матери. Василиса Егоровна

Цвет волос героини. Светло-русый

Приданое "Частый гребень да веник, да алтын денег"

Фамилия офицера, сватавшегося за Машу до Гринева (Швабрин)

Кавалер, посвятивший Маше стихи (Гринев)

Подарок, с помощью которого, по мнению Швабрина, можно с легкостью добиться расположения героини (пара серег)

Вот мы и познакомились с нашими героями. Слайд 6

Расскажите о жизни П.Гринева в родительском доме. В каких условиях воспитывался Петруша. Кто кроме отца и матери сыграл немалую роль в воспитании героя? Не забывайте, что вы должны выказать свое отношение на те или иные моменты.

Ответы учащихся.

Мать мягкая, но безвольная. Заботится только о том, чтобы Петруша был накормлен, чтобы ему было хорошо. Но это только на первый взгляд. Влияние матери скажется потом, когда станет раскрываться характер Петруши. Уроки добра не прошли даром: Помните, как по-доброму он относится ко всем, кто его окружает. Приведите примеры таких поступков. (Пожаловал шубу бродяге с одной стороны в знак благодарности, с другой - потому что он тоже человек, ему холодно.)

Кто прав: Савельич или Петруша? Ваши мысли по этому поводу.

Желание прийти на помощь из чувства милосердия, уважения к человеку.

А сегодня есть такое понятие милосердие?

(Отец Гринева, Андрей Петрович Гринев, был настоящим боевым офицером, мужественным и храбрым. Это человек строгий. В его понимании родительская любовь- это долг, обязанность воспитывать ребенка добрым словом, добрым примером.)

Можно ли согласиться с отцом Гринева, что ребенка нужно воспитывать в строгости? Может он просто не любит своего сына?

Каждый родитель желает для своего ребенка самого лучшего. Андрей Петрович Гринев вместо того, чтобы отправить Петрушу в Петербург, решает: "Пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат:"

Прав ли отец Гринева, что сознательно отправляет сына туда, где сложнее?

(праздность и пустые развлечения погубят Петрушу, его характер еще не сформировался, закалится в трудностях)

Какое напутствие произносит Андрей Петрович Гринев, благословляя сына на службу? Слайд 7

"Прощай, Петр, Служи верно, кому присягнешь: и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду.". Видеозапись

Как вы понимаете смысл данной пословицы? Какое из данных значений слова честь имел в виду А. П. Гринев? Актуальны ли эти слова сегодня или этот наказ можно считать устаревшим?

А теперь давайте обратимся к нашему постоянному помощнику - толковому словарю.

Слайд 8,

Береги платье снову, а честь смолоду.

Толковый словарь!

Честь -

  • Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы;
  • Хорошая незапятнанная репутация, доброе имя;
  • Целомудрие, непорочность;
  • Почет, уважение.

Слайд 9

Нарушил ли Петр Гринев наказ отца?

(Узнав о дуэли сына, в письме к нему отец пишет: "Собираюсь до тебя добраться да проучить тебя как путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще не достоин:"

Узнав о предстоящем наказании сына, отец с отчаянием восклицает: "Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести:Но дворянину изменить своей присяге:Стыд и срам нашему роду!"

Отец хочет видеть сына достойным продолжателем рода Гриневых, в котором ценились такие качества как благородство, честь, верность Отечеству.

В роду Гриневых ценился твердый и мужественный характер. Слайд 10

Имя Андрей в пер. с греческого - мужественный, храбрый. Петр в переводе с греческого - скала, утес, каменная глыба.

Как вы думаете, были ли ошибки, которые допустил отец в воспитании своего сына? Может именно они и стали причиной того, что, выйдя из родительского дома, Петр допускает ряд серьезных проступков?

(грамоте научился на 12 году под руководством стремянного Савельича, в дальнейшем образованием Петруши занимался француз Бопре, парикмахер, никакого отношения не имевший к педагогике - не стоит перепоручать дело воспитания другим людям до 16 лет жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворянскими мальчишками.

Вывод: к серьезным жизненным испытаниям Петруша был не готов. Но, видимо, уроки отца да встреча с семьей Мироновых все-таки не прошли даром. И их серьезных жизненных ситуаций Петру удалось выйти с честью. Перед нами вырастает образ честного, доброго, отважного человека, способного к большому чувству, верного любви и своему долгу. Слайд 11.

Развитие творческого воображения. Как вы думаете, какой наказ мог бы дать Петр Гринев своему внуку в письме?

Хочется привести слова из не включенного Пушкиным в окончательную редакцию введения к роману - обращение пишущего записки Гринева в старости к своему внуку: "Ты увидишь, что завлеченный пылкостью моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах, я выплыл, наконец, и, слава богу, дожил до старости, заслужив почтение моих близких и добрых знакомых. То же пророчу и тебе,:если сохранишь в сердце твоем два прекрасных качества: доброту и благородство: "

Что вы можете сказать о семье Мироновых?

Живут Мироновы открыто, принимают гостей радушно, ценят в человеке душевные качества, а не титул. В обеих семьях почитаются одни и т е же жизненные ценности.

Генерал Андрей Карлович Р., старый друг и товарищ Гринева отца, дает такую характеристику капитану Миронову: "Ты будешь в командовании капитана Миронова, доброго и честного человека" Служба мужа стала жизнью Василисы Егоровны. "Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить - вместе умирать"

Что вы можете сказать о характере Маши Мироновой?

Во время первого знакомства мать представила нам Машу трусихой, Швабрин - совершенною дурочкой, но тихая робкая капитанская дочка стала победительницей в сложнейших жизненных ситуациях. Она победила свою горькую судьбу и обрела дом, семью, счастье. Она преодолела все превратности судьбы, спасла будущее Петра, его честь, его семью.

Честность, нравственность, чистота - основные черты характера Марьи Ивановны. Неслучайно повесть носит такое название - "Капитанская дочка". Марья Ивановна- любимый женский образ Пушкина.

Что роднит семьи Петра Гринева и Маши Мироновой?

И Гриневы, и Мироновы живут по законам христианской совести: Маша отказывается выйти замуж без родительского благословения, но родители Гринева радушно принимают ее в своем доме. Они видят благодать Божью в том, что имели случай приютить сироту.

Почему Петр Гринев не боялся суда, а Маша верила в милость императрицы?

Совесть их была чиста перед людьми и богом. "Я прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы: спокойно заснул, не заботясь о том, что со мною будет"

Чем заканчивается произведение?

(Гринев оказался достойным сыном своего отца, человеком чести и достоинства, Маша Миронова также достойна своих родителей. Именно поэтому автор дарует им семейное счастье)

Хочется обратить ваше внимание на одну единственную фразу: "Потомство их благоденствует в Симбирской губернии."

Скорее всего, дети Петра Гринева и Маши Мироновой унаследуют лучшие качества своих родителей: верность и преданность, человеколюбие и милосердие, справедливость и честность.

Историю творят люди, и от того, какие они, зависит благополучие народа и страны.

Какие нравственные уроки Пушкина мы передадим своим детям?

Выводы учащихся.

Воспитанием ребенка должны заниматься сами родители, не перекладывать свои родительские обязанности на педагогов, соседей, родственников.

Заниматься воспитанием необходимо с самого рождения ребенка.

Личный пример - лучший способ воспитания.

Нужно приучать ребенка к труду, не решать за него все проблемы, а дать ему возможность делать это самому. Слайд 12

Рефлексия. Слайд 13

Подошел к концу наш урок. Я попрошу вас вспомнить все, о чем мы сегодня говорили и ответить на следующие вопросы:

Когда было трудно?

Когда было радостно?

Чему удивились?

Когда хотелось спорить?

Для тех, кто ответил на мои вопросы, приготовлен тест по произведению.

Слайд 14-15.

Домашнее задание: акцентное вычитывание по теме: образ Пугачева в произведении. (Вопросы раздаются на карточках)

Когда впервые появляется Пугачев на страницах повести?

Прочитайте сцену "военного совета". Обратите внимание на портрет Пугачева, на содержание и характер его речи, на его обращение к окружающим его казакам и Гриневу.

Какую песню поют Пугачев и его сподвижники?

Какую сказку рассказывает Пугачев?

Когда Пугачев говорит о своих людях, что они ненадежны и воры?

Почему автор делает Гринева свидетелем казни Пугачева?

Приложение.