В программе по литературе для образовательных учреждений под редакцией А.Г. Кутузова целью литературного образования ставится формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.
Уроки духовной литературы в некотором роде значительно глубже просто уроков литературы. Они дают возможность постичь не только общечеловеческие ценности, но и ощутить общечеловеческую близость. Эта близость, в первую очередь, возникает при чтении библейских притч, как из Ветхого завета, так и из Нового завета. В аллегорической форме в Книге Книг в диалоге рассказчика с читателем рождается постижение жизни, происходит осмысление мудрости, воплощенной в слове.
Конспект урока по теме “Начало начал…”
Цели урока:
- Внушить уважение к Библии как источнику христианской мудрости.
- Дать понятие притчи как литературного жанра.
- Рассмотреть выборочно библейские сюжеты.
- Сформировать представление о пророках как о людях, обладающих особым духовным зрением и слухом.
Оборудование (репродукции картин и книги):
- Василий Поленов “Христос и грешница”.
- Рембрант Харменс ванн Рейн “Возвращение блудного сына”.
- Борджанни Орацио “Святой Карл Борромей”.
- Библия с иллюстрациями Г. Доре.
- К.И. Чуковский “Библейские сюжеты в пересказе для детей”.
- Протоиерей А. Мень “Свет миру”.
- Православный народный календарь “Круг светлых дней”, автор текстов и составитель В. Соколовский.
- А.С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.
- Раздаточный материал со стихами: А. Пушкин “Пророк”, М. Лермонтов “Пророк”, К. Льдов “Пророк”.
Ход урока
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о духовной литературе. Запишите в своих тетрадях эпиграф:
“В начале было Слово,
И слово было у Бога,
И слово было Бог”
Евангелие от Иоанна
Учитель: Мудрая мысль, которую несет эпиграф это ключ к дальнейшему чтению. Этим ключом можно открыть самое важное, что хочет сказать автор своему читателю.
А здесь и сам автор скрывает тайну, к постижению которой каждый человек идет всю жизнь. И тайна эта заключается в слове Бог и в Слове, сказанном Им людям.
Сегодня мы попробуем прикоснуться к этой тайне. Но сначала проверим, как мы усвоили то, в чем уже пытались разобраться.
Беседа по вопросам:
- Расскажите, каких людей христиане называли язычниками?
- Как называется часть Библии, из которой мы узнаем о создании мира видимого и невидимого, изгнании из рая первых людей – Адама и Евы, о том, что произошло с их потомками на земле, и о Великом Потопе?
- Как вы думаете, от какого слова произошло слово “потомки”?
- Что означает слова “грех!” и “беззаконие”?
Учитель: А теперь давайте поиграем в именины. Знаете с чего начинается именинный день? С молитвенного призывания святого, имя которого человек носит. Вот эта молитва: “Моли бога о мне, святый угодниче божий (называется имя), яко азъ усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.”
Аз (азъ) – синоним русского местоимения я.
Угодниче – непривычная форма слова “угодник”. Так в древнерусском (старорусском) и церковнославянском языке обращались к человеку (отче, старче, сыне, мати), к святому (угодниче Божий), к Богу – Боже, отче наш, Господи, иисусе Христе…
А теперь я расскажу вам, как православные христиане празднуют день именин.
Ранним утром (до завтрака) они идут к святому причастию в церковь, ставят свечку и произносят эту молитву у иконы, изображающей их святого. После исповеди и причастия возвращаются домой, и только тогда начинается праздник для всей семьи. Тут и именинный пирог (раньше на Руси это был разукрашенный каравай, от которого дошла до нашего времени хороводная игра “Каравай”), и веселые игры и песни и загадки. Одну такую загадку я вам сейчас загадаю.
Прочтите отрывок из сказки. Кто ее автор? Как она называется?
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут:
Знать не будет ей обидно!
Учитель: Это были легкие вопросы, а теперь трудный: почему царевна решила, что “тут люди добрые живут?”
А чтобы легче было догадаться, попробуйте нарисовать горницу, т.е. большую светлую комнату жилого дома (избы, терема). Здесь непременно должна быть русская печь с лежанкой. Стол дубовый. Где он стоит? Тут-то и кроется отгадка третьего вопроса.
Ответ: В правом углу, потому что он стоит “под святыми”, т.е. под иконами. А православные русские люди всегда вешали домашние иконы в правый угол, зажигали перед ними негасимую лампадку, в которую подливали время от времени масло, чтобы фитилек все время горел ровным маленьким пламенем. Украшали икону красивым вышитым полотенцем, следя, чтобы оно сияло белизной. Вот этот красный (т.е. красивый угол) с иконами – киот и говорил каждому входящему, что “тут люди добрые живут”, т.е. верующие в Бога и боящиеся греха. А уж если под иконами лежала книга – Библия, Евангелие, Псалтырь, то тут уж никаких сомнений в христианском, т.е. благочестивом, образе жизни хозяев не оставалось.
Учитель: Вот как много может сказать правильно выбранное слово!
Не только Пушкин, но и писатели, художники, композиторы всех времен и народов обращались к Библии, черпая из нее вдохновение и сюжеты своих сочинений. Читая книги, слушая музыку, рассматривая картины, каждый из вас может убедиться в этом. Рассмотрите предложенные репродукции известных картин. Вы можете убедиться в том, что понять их невозможно, не зная первоисточник – Библию. А может для кого-то из вас здесь есть знакомые сюжеты?
Учитель: На пути к Храму Слова мы встретились с вами с пророками. Вспомните, кто такие пророки? Назовите имена самых известных. Расскажите, как относились к ним люди.
Учитель: Прочитайте три стихотворения разных поэтов с одним названием “Пророк”. Проследите по ним судьбу пророка. Ответьте на вопрос: “ Почему же люди не слышат и не видят истины?”
Учитель: А все потому, что истина не всегда то, что очевидно (видно очами), общепризнанно, доступно всем. Эта слепота и глухота людей, не верящих своим пророкам, подмечена и в пословицах: “От пророчества пророку не будет проку”, “Нет пророка в своем отечестве”.
Для того, чтобы понять суть, главный смысл чего-то, т.е. увидеть неочевидное и услышать невыразимое, нужно обладать особым, внутренним, духовным зрением и слухом. Когда говорят “зрячее сердце”, “чуткая душа”, имеют ввиду именно такое духовное зрение-слух.
Вернемся снова к эпиграфу. Много веков люди пытаются проникнуть в тайну этой библейской строки, где Слово поставлено превыше всего (потому и пишется оно с большой буквы).
Ведь словом не только обозначают предмет, действие, событие, но и называют саму речь со всеми ее языковым богатством.
Как Бог вездесущ, незримо присутствует во всем: в своих святых таинствах, в благодати, которую мы можем ощутить, так и Слово. Оно живет везде: в речи простых людей и на эстраде, в рукописях и книгах, в словарях и справочниках, в журналах и газетах. Как Бог, оно вездесуще и всемогуще. И все народы берегут и охраняют свой язык от разрушения и искажения.
Кладовая наших слов – это многотомные словари. Однако можно иметь громадные богатства и жить, как последний нищий, не умея этими богатствами распорядиться. Мы же будем идти правильной дорогой к слову. Вслушиваясь и всматриваясь в слова, отобранные нашими замечательными писателями и поэтами, будем учиться у них с любовью относиться к самому дорогому нашему достоянию – родному русскому слову. А также внимательно всматриваясь и вслушиваясь в слово книги книг – Библии.
Домашнее задание:
Прочитайте по выбору одну из предложенных притч (“О Вавилонской башне”, “О блудном сыне”, “О добром самаритянине”). Ответьте на вопрос: “Какую жизненную мудрость она раскрывает?”.